Майкл Мур начал прокат своего нового фильма о Трампе

Октябрь 10, 2018
Автор: Сергей Третяк

 

Уже с начала сентября по частным кинотеатрам и кафе американский документалист Майкл Мур начал коммерческий показ своего нового фильма о Трампе.

Начав на фестивале в канадском Торонто 19 сентября, потом в Америке, теперь Мур перекочевал в Британию и приглашает покупать билеты  на показы с 19 по 21 октября.    

Он давно заявлял, что готовит нечто новое, но название покажется вам знакомым: Fahrenheit 11/9.  Эта игра слов построена на одном  из самых скандальных и кассовых фильмов Мура — Fahrenheit  9/11 – о терактах 11 сентября, семье Бушей и бен Ладане.

 

плакат фильма 2004 года

 

Вышедший через три года после нападений Всемирного торгового центра, этот фильм выиграл Пальмовую Ветвь Palme d’Or на Каннском кинофестивале с прибылью от проката около $ 222 млн.

Теперь в основу названия положена дата объявления победы Трампа – 9 ноября 2016 года.  И, как можно догадаться по традиционной для Мура манере, – он будет Трампа критиковать.

Что случилось с Майклом Муром, последовательным сторонником американских рабочих, что он взялся за критику Трампа? Ведь одиозный президент Америки увеличил количество рабочих мест до 2 миллионов — всего за один год !

Дело может быть в совершено противоречивых причинах. Первая и самая банальная – это как у модельеров: хочешь — не хочешь, а надо представить что-то новое на новом сезонном показе. А поскольку Майкл взял такой темп как один фильм каждые два года, то надо напоминать о себе думающей публике, на которую режиссер рассчитывает.  Но Мур взял не только темп но и поднял определенные планки критического отношения к социальной и политической действительности Америки. Но он не может сделать просто фильм – например – о реальных проблемах страны с мигрантами, с преступностью в их среде, об уличных бандах, о сепаратизме отдельных штатов, об официальном лоббизме, индустрии частных тюрем, о радикальном феминизме, о пытках в тюрьмах ЦРУ или о коррумпированных полицейских, не желающими расследовать «заурядные» преступления. Кстати прекрасно этот аспект раскрыт в фильме «Три билборда». 

Нет, Мур не делает таких расследований и не рассказывает таких историй. Критически-сатиричному жанру Мура нужно нечто, что попадает в модный стрим, востребованный  наибольшим количеством населения и не только США. И он выбирает популярные темы. И, следовательно – он популист, как на мой взгляд.

 

Даже когда он критикует капитализм, причем совершенно искренне, он все равно идет на поводу актуальных зрительских запросов. Ведь картину «Капитализм. История любви» (2009) он сделал тоже по следам мирового экономического кризиса, запущенного американскими банками. Несмотря на то, что к моменту выхода ленты, уже были сняты разоблачающие расследования на эту тему.

К тому же, загнанный в тот самый критикуемый им капиталистический формат получения прибыли от своих фильмов, которые финансирует не он сам, а самые что ни есть капиталистические продюсеры – Мур вынужден нащупывать горячие темы. Кто как ни Трамп должен был стать героем его следующего разоблачения? 

 

Мур сам признается в выборе следующих тем для своих фильмов: «Если перед вами стоит проблема темы следующего документального фильма – сделайте такой, какой вы больше всего боитесь сделать».

Но, прежде чем начать критиковать или просто анализировать новый фильм Мура, стоит все-таки вспомнить, его заслуги. «Боулинг для Колумбины» 2002 года, посвященный применению оружия в американском обществе, получил в свое время Оскар за лучший документальный фильм. Неудивительно. Мур критикует свободное обращение оружия среди американцев и ратует за пересмотр законодательства. И что вы думаете он ставит в центр внимания в проблеме  регулярных массовых расстрелов в Америке? Не оружие, нет, он доказывает, что свободное оружие надо запретить только в Америке, так как нигде в мире (где действует закон о свободном пользовании оружием) больше нет таких кровавых постоянных ситуаций в школах.

 

 

По мнению Мура, только американцы не достойны защищать себя с оружием в руках: «Мы — нация, рождённая в насилии, раздвигавшая наши границы с помощью насилия, позволяющая власть имущим использовать насилие по всему миру ради так называемых американских, а скорее, корпоративных «интересов». На самом деле ствол, а не орёл, является нашим национальным символом» — настаивает он.

Или вот ещё его реакция на высказывания Национальной оружейной ассоциации:

«Когда Национальная оружейная ассоциация говорит нам, что «оружие не убивает людей, людей убивают люди», это не вся правда. Я бы сказал так: не оружие убивает людей, американцы убивают людей».

Да, но если допустить, что оружие запретят для американцев, это же не значит, что американская правящая верхушка (так ненавидимая Муром) откажется от вооруженных конфликтов и вторжений? Нет, конечно. Или, например, полиция перестанет стрелять без разбора по защищаемым Муром чернокожим подозреваемым? Тоже нет. Так что же получается – Майкл Мур хочет разоружить простых американских работяг, о которых он печётся в каждом своём новом фильме?

Мур на демонстрациях против Трампа

Побоюсь отвечать прямо, так как это может выглядеть несколько предвзято. Лучше предоставлю вам некоторую логическую связь, ведущую к раскрытию новых тем новых фильмов Мура.

Дело в том, что против наличия у простых американцев оружия всегда выступает демократическая партия. Уж не демократические ли предпочтения двигают Майклом Муром и последовательная ненависть к республиканцам?

 

 

Кстати, он также последовательно поддерживает марши феминисток в поддержку свободных узаконенных абортов, что тоже постоянная прерогатива демократов…

И что вы думаете, оказывается его политические демократические симпатии — это не догадка. Мур сам откровенно заявляет на своём сайте, что вся его эпопея в частности с новым фильмом о Трампе – это агитационная компания перед промежуточными выборами в Конгресс США, которые состоятся 6 ноября 2018 года.

 

Конгресс США

Его логическая цепочка такова: первое — снять разоблачительный фильм о Трампе (опять не вовремя, так как уже вышло несколько разоблачительных книг), второе – с помощью агитации добиться победы демократов на промежуточных выборах 6 ноября, и третье – с помощью демократического большинства в Конгрессе объявить Трампу импичмент.

И Мур, между прочим, прямо об этом говорит и пишет на своём сайте.

Мур на демонстрации против Трампа

Я не знаю как вам, но такие классные разоблачительные и контраверсийные истории, которые пытается рассказывать Мур, действительно достаточно симпатичны. Слава Богу, что у их автора есть чувство юмора. Но когда ты понимаешь политическую подоплёку откровенной кино-пропаганды, то приходится немного усомниться в объективности преподносимой информации. Ну и, наверное, в честности автора фильмов.

 И дело тут совсем не в Трампе. Потому что мы – иностранцы, по-своему воспринимаем руководителей других государств. По-своему – это совсем не так, как разбираются в ситуации жители этих стран, которые в курсе всех тончайших нюансов внутренней политики. Может Трамп действительно так ужасен и плох для американских демократов, но зачем Муру превращаться из независимого и смелого исследователя в обычного партийного агитатора. 

 

Алек Болдуин (справа) и Майкл Мур на митинге против президента Трампа

 

Между прочим, другой (уже ныне покойный) скандальный кино-журналист Кристофер Хитченс называл Майкла Мура обыкновенным интерпретатором. То есть – обвинял его в интерпритации фактов в пользу основной линии кинорасследования.   Хотя вряд ли это аргумент, так как они как бы конкурировали, и это может быть даже личное, но тем не менее…

Тем не менее, Мур доказывает, что баланс  в Конгрессе можно нарушить, так как теперешний перевес составляет только 1 голос: 50 сенаторов-республиканцев против 49 демократов.

Но не факт что перевес сработает, если на перевыборы придут все цветные и феминистки Америки. Ведь в Палате представителей сейчас 435 республиканцев против 240 демократов. А это вам уже не просто перевес в один голос.

 

Трамп в Конгрессе

На что Мур рассчитывает, если промежуточные выборы — это переизбрание всего лишь 435 членов палаты представителей: 35 сенаторов, 36 губернаторов, 87 собраний штатов и один мэр столичного округа Колумбия. 

Наверное, ни на что, так как в корне всей его работы это желание самовыражаться и экономически выжить. Что в целом – похвально. Так как если он находит продюсеров, вкладывающих средства в его интерпретации – то это тем более показатель успешности.

 Но я, например, не думаю, что бы ему дали Оскар или Пальмовую ветвь за расследование о контрабанде наркотиков от мексиканских наркокартелей или по поводу тайных тюрем ЦРУ.

Но вернемся к премьере Fahrenheit 11/9.

Мур  в свое время уже предсказал победу Трампа на выборах, теперь он предсказывает его импичмент.  И можно даже сказать, что он вкладывает некую предполагаемую результативность в агитацию прийти на выборы всех противников республиканцев (читай – Трампа).

Он пишет – «Трамп один, а нас – много». Кого это «нас»? Это все те, кто уже пострадал от внутренней политики нового президента. В первую очередь мигранты и представители нацменьшинств. Потому демократы представляют на эти выборы представителей, которые на самом деле уже стали американским большинством. К примеру, новая звезда партии 28-летняя Александра Оказио-Кортез, которая будет бороться за пост одного из членов конгресса от Нью-Йорка.

 

Кандидат от Демпартов в конгресс США Александра Оказио-Кортез

 

Но с другой стороны, Трампа поддерживает вся вооруженная белая Америка, которую все чаще называют фашистской. И как раз оружие в руках этих фермеров всегда   представляло угрозу для демократических властей и ФБР. Отлично организованные, они уже являются некой внутренней добровольческой армией, готовой (если уж сильно придется), смести если не центральные власти, то власти каждого отдельного штата – так точно. Именно они, а не предприниматель Трамп представляют опасность для цветного населения Америки и мигрантов. Что и получило свое обострение во время сноса памятника генералу Ли в Шарлотсвилле. Хотя, как на мой взгляд, эти вооружнные и организованные общины белых фермеров Юга, представляют все-таки опасность правительственным кланам демократов, а не простым людям.

 

«южане» в Шарлотсвилле

 

В общем, с политическими предпочтениями и агитацией Майкла Мура мы разобрались.

 Теперь о сложностях.

Муру было сложно создать этот фильм чисто финансово. Потому что в этот раз в него поверил скандально известный продюсер Харви Вайнштейн. И как раз во время начала работы защищаемые Муром американские женщины начали разоблачительную компанию против  Вайнштейна, обвиняя его в изнасилованиях и сексуальных домогательствах к голливудским актрисам.

«Мы были вынуждены свернуть производство и уволить людей. Я думал, что мы похоронили этот проект». – признался Мур.

С тех пор информация о съемках ушла из открытой плоскости. И Мур объяснял потом, что он был просто вынужден делать все тайно, так как правительства всегда его преследуют во время создания фильмов. Не знаю насколько опасно это преследование, но в Америке действительно есть процент  зрителей, не любящих Мура. И он тоже приводит такие примеры. Да и «охранники за дверью его раздражают». Но думаю, скорее всего секретность была обоснована не фильмом или персоной Мура. Дело в том, что после небольшого перерыва его продожиди финансировать братья Харви и Боб Вайнштейн (студия Miramax). Они рассказали СМИ, что они приобрели права на данный фильм, и не собирались отказываться от его производства. Позже они представят его в Каннах. Просто афишировать их участие во время компании против Вайнштейна была крайне вредно для репутации самого Мура.

 

братья Вайнштейн

 

В противном случае пришлось бы переключиться с фильма про Трампа на создание фильма про изнасилования Вайнштайна. Тогда открытым осатется и другой вопрос — почему наш правдоискатель не снял фильм о том, кто заказал кампанию против Харви? Это если как минимум принимать во внимание позиции Мура, которые он о себе распространяет. Скажу по секрету, что данная тема — табу, ведь «заказал» Харви никто иной, как его родной брат, желая выкинуть из кинобизнеса, но это уже другая история. В любом случае, экономическая прибыль от фильма намного важнее декларируемых  принципов феминизма и других демократий. Что тоже, в общем- то, правильно как для предпринимателя. 

Мур, между прочим, не нищенствует. В Траверс-Сити, штат Мичиган, у него есть два кинотеатра. Может потому он агитирует более обеспеченных зрителей покупать билеты для менее состоятельных — на свой новых фильм. Так что предпринимательскую позицию он должен понимать, хотя и критикует капиталистов за их чрезмерную предприимчивость. А ведь мог бы ради промежуточных выборов 6 ноября показывать фильм бесплатно…

Так о чём же все-таки сам фильм? «Если вы думает, что все два часа я буду вам рассказывать о Трампе – вы конечно ошибаетесь» — признаётся Мур.

Больше всего он уделяет внимание локальным проблемам – например водному кризису в своем родном городе Флине. Власти города решили отказаться от системы водоснабжения Детройта и начали использовать воду из одноименной реки – Флин. Среди жителей начались отравления свинцом и вся Америка начала спасть загрязненный город. Для 100 тысяч человек понадобилось 20 млн. бутылок объемом в 5 литров.

 

Майкл Мур в своем новом кино

 

Зритель может спросить – «при чем тут Тремп?», если проблема была в 2014 году и Обама выделил $5 млн. из федерального бюджета на решение вопроса. А Трамп тут вообще не при чём – все дело в том, что губернатор шатат Рик Снайдер, виновный в ситуации – республиканец, а поставка со всей Америки бутылирвоанной воды во Флин грозит ему пластиковым кризисом. К слову скорее всего, по мнению Мура, будет вспомнить о нежелании Трампа участвовать во всяких там экологических ограничениях и обвинить его в ситуации четырёхгодичной давности времен Обамы будет как раз кстати перед голосованием.

Далее он уделяет внимание уже вроде бы современной проблеме – 9-ти дневной мартовской забастовке учителей Западной Вирджинии, которые требовали повышения зарплаты на 5%, вместо законодательно утвержденных – 4%. Нашему зрителю может показаться, что американские учителя просто жируют, ведь их соц пакет, зарплаты и пенсии – это зависть для всего остального учительского мира. А тут какой-то один процент — и волна радикальных забастовок…

Но как оказалось, все эти льготы для вирджинских учителей обесценились из-за всеобщей медицинской страховки, введенной ещё Обамой. Напомню, что система этой страховки обязывала всех, кто работает платить за всех, кто не работает. Из –за этого страховые компании понесли значительные убытки выплачивая страховки почти всем без разбора. Потому они повысили процент медстраховки в полтора раза — – с 12 680 до 18 142 долларов, а средние ежемесячные выплаты по ней – с 280 до 440 долларов.

 

забастовки вирджинских учителей

 

Параллельно растут и отчисления в пенсионный фонд, которые должен выплачивать служащий, но зарплаты в бюджетной сфере фактически заморожены и всех этих расходов не компенсируют. С этой проблемой столкнулись абсолютно все бюджетники США.

Но, казалось бы, опять же – при чем тут Трамп, если он протолкнул идею отказа от обамовской страховки? А дело в том, что инициатива нового резидента была отклонена демократическим большинством сената, и в частности, покойным ныне Маккейном. Теперь Трамп вряд ли сможет воплотить свое предвыборное обещание по поводу медстарховки, её пересмотра и модернизации.

Не буду углубляться в вопросы американской медицины – тут важно другое. Что забастовка учителей напрямую связана с сокращением их доходов в связи с страховыми отчислениями и желанием повысить зарплату.

Учитывая среднюю  зп в 7000 долларов, сама страховка выросла  с 12 680 в 2008 году —  до 18 142 долларов  в 2016 – 17 годах, а средние ежемесячные выплаты по ней – с 280 до 440 долларов. Конечно, это ощутимо для домашнего бюджета учителей.

При этом начало лечения застрахованный должен оплатить из своего кармана. Если в 2006-м медстраховка начинала работать после того, как гражданин потратит на лечение около 300 своих долларов, то в 2016-м эта сумма составила 1505 долларов.

 

И Мур как никто другой это все знает: ведь это он а не кто то другой снял критический фильм об американской системе здравоохранения.

И конечно же, Трамп тут опять совершенно не при чем. Все дело в пресловутом политическом противостоянии любимых Муром демократов и ненавидимых им республиканцев. Именно демократы ратовали за увеличение зп на 5%, а республиканцы – на 4%.

И пусть вас не возмущают споры по поводу одного процента – сейчас это около 7 млн. долларов…

Учителя Вирджинии добились своего, и на  момент выхода фильма – проблема потеряла актуальность. Даже более – вслед за вирджинскими учителями начали успешные забастовки другие штаты, но Мура это уже не интересует. Для него главное – это деструктивные действия республиканцев.

 

Ну и коненчо же, Мур не смог обойти вниманием классическую американскую стрельбу. В частности – февральскую стрельбу во Флориде, в школе Поркленда.                

Тогда 19-летний член учебного корпуса младших офицеров – Николас Круз 14 февраля этого года в пол-третьего дня вошел в свою бывшую школу Stoneman Douglas High School  и открыл беспорядочную стрельбу на третьем этаже школы, предварительно включив пожарную сигнализацию, что бы из классов вышло как можно больше людей.

 

Николас Круз

 

В результате 17 человек было убито: двенадцать человек умерли в школе, двое — снаружи, один на улице и двое — в больнице. 15 человек было госпитализировано и ещё больше – получили ранения. Эта стрельба стала самой массовой после стрельбы в школе Сэхнди Хук в 2012 году, когда погибло 26 человек.

 

Конечно, весь кинематографический анализ Майкл Мур сводит к запрету свободного обращения оружием, которое всегда последовательно проталкивают демократы.

Безусловно, реакция Трампа вызывает шквал возмущения кинематографиста, ведь президент предложил наоборот – вооружить учителей в школах. И это при том, что такая детская стрельба становится страшной нормой Америки. За 2018 год произошло шесть случаев такой расправы.

 

Но факты показывает, что такие расстрелы устраивают психически не нормальные подростки, которые к тому же достаточно долго в соцсетях и на видео каналах предупреждают о готовящихся кровавых акциях. Сенди Хук например вообще прекратил лечение от психических расстройств, которые было ему прописано в обязательном порядке. Проще говоря мальчик был ненормальным и открыто всем рассказывал о желании убивать. Так может вся эта кровавая история – недосмотр социальных служб и местной полиции?

Опять же – не буду ломиться со своими советами в чужой монастырь, но как же не вспомнить очевидное. В своей критике Мур забывает вспомнить такую интересную норму американского законодательства, как запрет носить оружие вокруг учебных заведений. Как раз руководствуясь этой нормой, малолетние преступники совершенно безнаказанно проходят в школы вооруженными.

В общем, Трамп тоже хочет отменить и этот запрет.

 

 

Да – это совсем не демократично и Мур, не стесняясь, сравнивает Трампа с Гитлером и называем абсолютным авторитарным диктатором, ненавидящим демократию.

Только может, все-таки, правильнее было бы сказать – не демократию, а демократов? Ведь фильмы того же Мура не раз критиковали действия республиканцев, которые один в один следуя правилам правящей системы Америки, повторяли точно такие же действия демократов – когда те находились у власти. Только демократов Мур не критикует. Во всяком случае – в кино.

 

Хотя кажется мне, что как неглупый человек, он отлично понимает, что дело в человеческом факторе, а не в партийной принадлежности. Потому и предлагает после обязательного, на его взгляд, импичмента Трампу – призвать баллотироваться в президенты – Опру Уинфри или Мэтта Дэймона.

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.