Боль чужих сердец

Декабрь 20, 2016
Автор: Марина Ткаченко

 

 

Кинематограф как вторая реальность – отображает все аспекты жизни. Потому ничего удивительного нет в том, что создано массу фильмов о милосердии и самой философии добра. Не красивеньких и прилизанных сказок – а жестоких трактовок жестоких ситуаций, которые меняют и мировосприятие человека, и саму его жизнь. Кинотренинг по благотворительности открываем итальянской картиной «Боль чужих сердец».

ВreakFast готовит подборку таких фильмов. Их будет интересно и полезно пересмотреть всем – и зрителя, любящих содержательное кино… и профессионалам в благотворительности: учредителям и сотрудникам фондов, волонтерам, людям с частными благотворительными инициативами. Пересматривая их вы совместите приятное с полезным и сможете избежать ошибок в своей благотворительной практике.  

Кинотренинг по благотворительности открываем итальянской картиной «Боль чужих сердец».

Перед нами – трактовка итальянской действительности самими итальянскими кинематографистами. Так что особо критиковать действительность другой страны мы не сможем. Лучше предоставим вам самим решать, каким сегодня видят благотворителя итальянские кинематографисты. Вернее даже не кинематографисты, а рядовые итальянцы, какими и есть в Италии все – и создатели фильма в том числе.

Все, что возможно предоставить — это максимум информации о создателях фильма и том материале, который они положили в основу своего повествования. Что мы и  делаем в этой публикации. Все составляющие, положенные в основу сценария – как в рецепте или мозаике, состоят из разных оттенков обычной реальности. 

Реквием по мечте.

Если вы любите кино для души и размышлений, вам сюда. Итальянский Фильм «Боль чужих сердец» (https://my-hit.org/film/98816/) 2005 года как раз интерпретирует недавнюю итальянскую новость, которая была представлена во многих медиа. А именно – разрешение Высшего суда этой страны в пользу кражи продуктов питания из магазинов, если к этому нищих побуждает голод. В прессе реакция на такое решение была однозначной в сторону одобрения. Но если посмотреть на ситуацию трезво, учитывая специфику конкретной страны – проступает глубина лицемерия и истинная причина данного решения. Наглядной иллюстрацией к понимаю происходящего станет как раз упомянутый фильм.

Главная героиня, маленькая девочка-подросток по имени Бенни, на редкость сообразительная и ловкая, ворует на улицах не указанного итальянского города. Бизнес-леди Ирэн, становится жертвой девочки, которая крадет у нее кошелек. Но Ирэн не устраивает истерики. Ей становится любопытно узнать, что это за такая маленькая воровка, которая сродни ей, совершенно беспринципна и так же уверена в себе? Перед нами такие характеристики маленькой мошенницы: Бенни беззастенчиво врет. Бенни не стесняется воровать. Бенни обоятельна и убедительна. Бенни знает, чего хочет. Конечно, Бенни вызывает у Ирэн скрытое восхищение: у богатой бизнес леди и уличной воровки есть общие интересы.

Барбара Бобулова и Камиль Дюге Комельчини в фильме «Боль чужих сердец»

Они – две стороны одной медали. И не только в чертах характера. Ирэн тоже ворует. Ее фирма, помимо других родов деятельности, скупает дома бедных горожан за долги, выселяет их на улицу, а потом торгует полученной за копейки недвижимостью. Или сдает в наем особняки, разбивая их на маленькие квартирки…  Особенности капитализма в мире одинаковы, но, тем не менее, на Италии надо остановиться отдельно, раз уж там разрешили брать продукты бесплатно в состоянии голода и отсутствия денег.

Блеск и нищета европейцев.

Из всех стран старой Европы, Испания и Италия – самые не благополучные по отношению к собственным гражданам в экономическом и социальном плане. Экстримальней в этом плане только Греция.

Греция занимает последнее место на континенте по соотношению долгов к ВВП. У Италии предпоследне место. Но проблема Италии в том, что она занимает 8 место среди ведущих экономик планет, а Греция – 44-е. От Италии у ее граждан намного большие ожидания, чем у греков от Греции. Большие и не оправданные.

Барбара Бобулова в роли Ирэн

Барбара Бобулова в роли Ирэн

После кризиса 2008 года итальянцы падают в бездну безработицы. В 2016 году акции крупнейших итальянских банков резко пошли вниз. Главная проблема – невозвратные кредиты. В стране растет безработица. Не столько по причине увольнений, сколько из-за не желания граждан вкалывать за копейки. Работоспособный возраст не имеет значения — почти треть итальянцев каждый месяц переступают черту бедности, остальные знают, что их социальное благополучие временно. В Италии вы можете наблюдать хорошо одетых нищих, которые еще вчера ходили на работу, а сегодня выстраиваются за бесплатными обедами. Люди продают свои дома и другое имущество и уезжают на заработки. Старинные города полны музеями, реликвиями, туристами и стариками. Но сегодня уже и молодежь не имеет финансовой возможности даже уехать и потому сидит дома.

Банк Италии докладывал, что почти каждый четвертый итальянец в возрасте до 30 лет не учится и не работает. Численность такой категории итальянцев, в общей сложности, составляет около 2,2 млн. человек. Более 20-ти % дипломированных итальянцев находится в постоянном (читай — безрезультатном) поиске работы.

Кто был в Италии – знает как много там карманников и уличных воров. Довольно привычная картина Рима: проносящиеся на скутерах или даже дорогих мотоциклах, хорошо одетые молодые люди, срывающие на ходу сумочки с плеч туристов. Казалось бы – если у них есть мотоцикл, то они уже не нищие или даже не бедные – зачем им сумочка? Но в этом противоречии вся трагедия итальянской нищеты.

Приличная одежда – это характерный признак нищих Италии. В фильме есть эпизод по этому поводу, когда мужчина отказывается ходить в благотворительную столовую. Это для него – признание своей полной экономической катастрофы: как он может в приличной одежде идти и что-то просить? Но скоро в картине будут кадры, где не просто прилично, а даже изысканно одетые люди, будут с жадностью забирать по два кулька благотворительной помощи. Может, им и не удобно, но берут они помощь как само собой разумеющееся. Ведь они не лентяи, их просто обокрали более состоятельные сограждане. Такие, как Ирэна, например…

Без зазрения совести.

Воровка Бенни в фильме «Боль чужих сердец» тоже прилично одета. И ворует она тоже так, как будто весь мир и все что в нем – принадлежит ей и таким как она. В этом еще одна психологическая доминанта в самосознании незащищенных слоев населения старой Европы. Они не ассоциируют себя с клошарами и бездельниками, даже если им негде жить. В свое время их лишили достойного уровня жизни – и они просто берут свое у тех, кому есть, где зарабатывать деньги. «Подумаешь, украли кошелек – заработаешь еще» — читаем мы в глазах прилично одетых воров с беззастенчивой улыбкой на лице. И это искренняя улыбка – там нет ни тени лицемерия или угрызений совести. 

Массимо Паджо в роли священника. "Боль чужих сердец"

Массимо Паджо в роли священника. «Боль чужих сердец»

Бенни тоже не понимает, за что ее можно наказывать или ругать? Она не убивает, не носится с оружием с криками «это ограбление». Она просто берет лишнее для одних и необходимое для других. А это – ни много ни мало, еда, одежда, средства гигиены, вещи первой необходимости.

Да, Бенни ворует и на украденные деньги покупает все нужное для своих бедных друзей: пожилой сеньоры, бездомного парня, трудоспособной безработной семьи …

Священник, который пытался исправить Бенни, признается в середине фильма: «Я не считал, что она делает плохо. Я сам запутался, когда узнал, что она уже давно кормит и помогает всем этим людям, которых я уговаривал ходить в бесплатную столовую».

У Бенни нет ни тени стыда на лице. Потому ей тоже не сложно поверить на слово: приличная девочка, с мобильником и школьным рюкзачком идет из школы по улицам и магазинам, легко прикарманивая все, что плохо лежит. Турист этого не поймет. Но Ирэн не проведешь. Она сразу видит, что Бенни намного умней не только сверстников – но вполне может быть – умнее ее самой. 

Камиль Дюге Комельчини в роли Бенни

Камиль Дюге Комельчини в роли Бенни

Нет,  Ирэн не за что осуждать Бенни. Никто не в состоянии осуждать Бенни, даже если заставляет себя. Разве можно осуждать за любовь к обездоленным?  В фильме просто «между строк» читается текст Евангелия: «… потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

композиитор Андреа Гуэрра

композиитор Андреа Гуэрра

Авторы идут даже дальше. Бенни воспринимается почти как долгожданный ангел. Для голодных – с едой, для несчастных – с пониманием. Для Ирэн она готова украсть то, что дорого ее сердцу – воспоминания ее детства, как эхо совсем другого мира.

«Ты слышишь чаек?» — спрашивает Бенни, стоя у окна. Ирэн слышит чаек. А может это не чайки? Это точно не чайки. Может, ангельские голоса? Поняв всю природу жизненной позиции милосердия Бенни, Ирэн начинает, что называется, «слышать чаек», которые вдохновляют ее полностью изменить свою жизнь ради нищих и голодных.

От души не хочется рассказывать вам сюжет этой картины. Слишком глубокие личностные мотивы может затронуть она у зрителя. Музыка Андреа Гуэрра добавляет тот мистический фон, на котором каждый зритель дорисовывает свои мечты о добре. Эта композиция так и называется «Реквием по мечте» и звучит с момента выхода фильма в эфирах многих радиостанций, конкурируя с инструментальными шлягерами Поля Мориа… 

Сценарист и продюсер фильма Джанни Рамоли просил именно Гуэрра создать неповторимый звуковой фон светлой печали. Так как именно его идеи и идеология печали о мировой социальной несправедливости — легли в основу картины. Создатель многих психологических сценариев и фильмов, Рамоли сделал «Боль чужих сердец» не многословной, давая простор актерской импровизации. Единственной не меняющейся константой через сюжет проходит мистическая святость Бенни.  Действительно, в фольклорной традиции многих народов мира, и итальянцев в том числе – есть именно такие люди, о которых уже подробно рассказали в октябрьском материале. Их общий прародитель — Робин Гуд. Грабивший богатых. Конечно, в основе ограбления у разных личностей в истории могли быть разные причины. Объединяет их всех раздача награбленного бедным.

Найти Бенни.

«Найди меня, если сможешь» — загадочно пишет Бенни в записке для Ирэн перед своим исчезновением. Ирэн ищет и находит. Только теперь видит ее — в окружающих людях, нищих и голодных, в ворах – подобных Бенни. Ирэн открывает для них бесплатную столовую в особняке своей покойной матери. В том самом доме, который она хотела поделить на маленькие квартирки и сдавать – увеличивая прибыль.

Элизабетта Поцци в роли психиатра

«Разве можно менять воспоминания на деньги?» — спрашивает Ирэн родная тетя. Ирэн радикально меняет свою позицию: теперь она покупает квартиры и дома, отдавая их тем, кого хотят выселить. В конце-концов партнеры по бизнесу считают Ирэн психически больной. «Наблюдаются приступы неконтролируемого альтруизма» — напишет в своем заключении психиатр в больнице. И вполне обоснованно. Ирэн забрала скорая, после того как она начала раздавать свою одежду первым встречным.

«Мне больше ничего не надо» — объясняет она свой поступок, раздевшись до гола в метро и раздав всю верхнюю и нижнюю одежду. И это тоже прекрасная аналогия от режиссера Джанни Ромоли: именно так поступил Франциск Ассизский, когда отец требовал вернуть ему ткани и деньги от торгового бизнеса, потраченные Франциском во время тех же приступов неконтролируемого альтруизма по отношению к нищим. Это и стало его подивгом на протяжении всей жизни — он ничего не брал себе и прикладывал усилия чтобы максимально помогать больным и бедным. Нищета и альтруизм в дальнейшем были положены в основу принципов ордена францисканцев.

Хотя, если быть точными, то в титрах по режиссуре фигугрирует Ферзан Озпетек. Действительно, он режиссер этого фильма в многих художественных и даже технических моментах. Но создателем вправе называть только Рамоли, от картины к картине ведущего свою тонкую психологичекую линию человеческого катарсиса и духовного перерождения.

Джотто . «Легенда о святом Франциске»

 

Я не знаю, как точно сформулировано решение итальянского суда по поводу разрешения брать еду в супермаркетах, если человек нищ и голоден. Сколько можно брать, на какую сумму, как часто и кому именно? Какой степени бедности должен быть твой вид или реальное финансовое положение? В ситуации с Италией, это решение — более упреждающий акт. Страна находится в протестном состоянии. Правительство Маттео Ренци старается проводить политику видимости социального равноправия. В Италии (как  во Франции) даже введен закон, по которому рестораны и магазины, не раздающие просроченную еду нуждающимся – штрафуются. Но итальянцам стыдно идти и забирать выставленные упакованные едой и другими товарами кулечки, в то время когда им нужна реальная самодостаточность в своей стране.

бесплатная столовая Ирэн

бесплатная столовая Ирэн

Национальный институт статистики Италии объявил, что более 4,8 миллиона итальянцев живут в настоящее время в условиях «абсолютной бедности», при которой люди не могут позволить себе приобретение основных товаров и услуг, «необходимых для достижения минимально приемлемого уровня жизни». И люди не хотят искусственных подачек в виде периодических кулечков. Это касается не только рядовых граждан. Противоправительственную политику начинают проводить клерки и управленцы в самих правительственных структурах. Проводятся аресты и обыски у руководителей многих ведомств. Венеция хочет отделиться, а сам Ренци просит Россию отменить экономическое эмбарго, потому что (помимо всего прочего) в итальянском обществе нарастает недовольство из-за влияния эмбарго и секторальных санкций на экономику. А это опять ведет к протестным настроениям.

Андреа ди Стефано и Барбара Бобулова «Боль чужих сердец»

Автор фильма Джанни Ромоли представил свой путь выхода из тупика. Вся проблема, показывает он в своем фильме, не в политике или экономике, а в сердце людей. Пока богатые не перестанут воровать, будут воровать и нищие. Италия может быть взята за основу, но только иллюстративно. Сам Ромоли переживает за всю старую Европу. И намекает в фильме на разрушающие действие принципов Евросоюза, который расширяясь, уничтожает древнейшие культурные традиции отдельных стран. Действительно, после расширения Евросоюза среднестатистические жители Европы обнищали. Согласно последним исследованиям «Евростата», около 124,5 млн человек, или 24,8% жителей Европы — на грани социальной отчужденности. По данным Еврокомиссии, 26 млн. человек в странах ЕС являются безработными, а количество тех, кто проживает за чертой бедности, составляет больше 84 млн. человек.

Джанни Рамоли

Джанни Рамоли

Избранная Евросоюзом стратегия поглощения – ассимилирует не только ресурсы и трудовую силу новых государств. Но поглощает местную бедность, лишая своих сограждан элементарного достойного социального статуса. Конечно, в этом случае, проще разрешить воровать продукты, чем обеспечить человеческое отношение к людям.

Без всяких демонстраций и полиции в кадре, без гипертрофированных страданий – в фильме «Боль чужих сердец», перед нами немая трагедия социального отчуждения. Отчуждения вселенского. На этом фоне последняя новость о разрешении нищим, или бедным, или просто голодным — брать или воровать (уже и не знаю как правильно) продукты в состоянии голода – звучит как унижение. Или как реквием по мечте. Но дело в том, что им не нужно разрешение. Если будет надо – они и так возьмут. И в этом совсем другая правда моральной нищеты. Той нищеты, которую может побороть только Бенни и те, сможет прочувствовать боль чужих сердец – так, как эта девочка. Ведь в отличии от еды – сострадание не купишь и не украдешь в магазине…

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.