ПТУ начинают с чистого листа

Сентябрь 23, 2018
Автор: Татьяна Хлебникова

 

Как известно, нехватка квалифицированных рабочих кадров отрицательно сказывается на промышленности, не дает развиваться среднему и малому бизнесу- этой опоре экономики. О проблеме подготовки рабочих кадров мы рассказали в статье «Профтехобразование Украины. Вызовы и решения», опубликованной 30 августа 2018 года. Редакция получила много откликов. Сегодня – продолжение темы.

О том, как живется сегодня профтехучилищам столицы, я решила выяснить у Натальи Горбатюк – с 1999 года бессменного директора Киевского высшего профессионального училища швейного и парикмахерского искусства. О результатах работы коллектива говорит хотя бы такой факт: на Международной выставке «Современные учреждения образования – 2016» училище удостоено Гран-при в номинации «Лидер профессионально-технического образования Украины».

 

Наталья Горбатюк с учениками

 

Когда было труднее работать – в «лихих 90-х» или сейчас?

 — Легко никогда не бывает, в каждом периоде свои сложности. Конечно, влияет опыт: ты новичок, но смелый. Или опытный и осторожный. Меняются люди, средства общения и обучения, информация и форма ее подачи. Работать с молодежью сейчас интересно, как и в 90-е. Но рейтинг профессионального образования в стране сильно снизили общими усилиями, крен в пользу вузов и спад в экономике сделали свое дело. Поэтому работать сложнее.

Но наше училище самодостаточно и уникально уже потому, что создано из двух половинок учебные корпуса находятся в разных районах города, на Подоле и Соломенке. Достичь слаженности в изначально цельном механизме не просто, а собрать два коллектива воедино – и подавно. Но мы смогли! Не просто соединились сохранили, развили лучшее.

С 1945 года началось летоисчисление подольской половинки профтехшколы швейников, позже ПТУ № 50. Выпускники школы возрождали заново и укрепляли предприятия легкой промышленности.

Для сферы быта в 1959 году был открыт учебно-производственный комбинат на Куреневке (это наша вторая половинка) Через несколько лет комбинат разместился в новостройке на улице Ереванской, дважды переименовывался в профтехучилище Горбытуправления, затем в ПТУ № 46.

В 1997 году произошло слияние двух училищ в единое учебное заведение. С 2003 года наш коллектив работает в новом статусе – высшего профессионального училища.

 

Богатая история! Наверное, много было интересных событий, людей?

 

— Порой кажется, что объединение училищ было предопределено заранее, настолько тесно переплетены история, методика обучения, судьбы людей.

 

Михаил Воронини в юности

Легендарная личность Михаил Воронин дважды наш выпускник. В ранней юности он окончил профтехшколу, стал портным, а в зрелые годы учился на закройщика в училище Горбытуправления.

Знаменитый киевлянин Михаил Воронин — дизайнер и модельер мужской одежды, автор 35 изобретений. Его имя занесено в книгу «100 знаменитостей мира моды», был удостоен звания «Легенда моды». Значится в Книге рекордов Гиннесса за самый большой в мире смокинг. Михаил Львович провел демонстрацию своих моделей более чем в 60 странах мира! Чем не пример для тех, кто видит себя создателем эксклюзивных коллекций одежды.

 

 

 

Это хорошая реклама вашего училища.

— Да, но это только одна из граней привлечения внимания молодежи к профессиям.

 

Насколько я слышала, вам это удается неплохо. Ваше личное образование случайно не связано с менеджментом, логистикой?

— Первая моя профессия портной мужской одежды.

 

Почему мужской?

Я не поступила на стационар, училась на вечернем отделении института, и нужно было работать по специальности, а профиль курсов, на которых открывалось обучение, был именно такой мужская одежда.

Первое высшее образование дало мне профессию инженер-конструктор-технолог швейного производства. Работала в ателье, потом в училище. После окончила магистратуру по специальности «управление учебным заведением». Но в душе я, прежде всего, швейник.

 

Ваше училище готовит главным образом портных?

— У нас три основных направления швейное, парикмахерское и кулинарное. О швейной профессии я уже сказала, а две другие осваивала по пословице. «Хочешь научиться – заведи учеников». В составе творческой группы соавторов учебника «Основы парикмахерского дела» («Основи перукарської справи») меня учили теории одного из волшебнейших искусств.

Секретом кулинарии наши педагоги научат любого желающего, достаточно посетить мастер-классы и открытые уроки.

 

Учатся у мастера

 

Сегодня проблемы с набором учащихся есть по всей Украине. В некоторых городах училища под угрозой закрытия. А как обстоят дела в Киеве?

 

Показатель приема на обучение, другими словами, выполнения регионального заказа на подготовку рабочих в Киеве на 1 сентября составил 78%. Он выше, чем по Украине, но еще не достиг максимума. Период приема документов подлинен до 1 октября, продолжается он и в нашем училище.

Всех, кто читает эти строчки, приглашаю к сотрудничеству. Ведь есть ребята, которые колеблются, по каким-то причинам просто не определились с выбором профессии. Давайте поможем им сдвинуться с точки «сидения». Пусть находят сайты училищ по интересующим их профессиям, звонят, уточняют вакансии, приезжают и… остаются учиться.

В нашем училище мы приглашаем на программу обучения портных и закройщиков одежды. Этим шансом могут воспользоваться как выпускники школ, так и те, кто закончил 9 класс. Осталось свободных мест соответственно 12 и 12. Со своей стороны гарантируем творческие занятия, содержательные факультативы, прочные навыки и нужные знания.

 

Занятия проходят весело

 

Вы рассказываете об училище ребятам старших классов?

— Не только им. Поделюсь наблюдением профориентация помолодела, можно сказать вошла в нежный детский возраст. Торгово-развлекательные центры нередко предлагают родителям с детьми анимации с рассказом и показом рабочих профессий, в городе успешно прошел конкурс рисунков «Профессия моей мамы». Детские дошкольные заведения тоже включают в работу познавательный цикл о профессиях. С обоюдного согласия педагогов при добром содействии родителей мы тоже попробовали заинтересовать своими профессиями малышей из ДУЗ № 476.

Получилось здорово, интересно и маленьким, и взрослым. Малыши умеют быстро подружиться, они очень любознательные, а взрослые делятся своими умениями и передают уважение к тем, кто помогают создать уют, украсить жизнь людей.

Мы благодарны воспитателям, родителям, при участии которых стал возможным такой контакт. И, конечно, предлагаем сотрудничество другим коллективам.

 

 

Я слышала о конкурсах, которые вы проводите для учеников школ с целью профориентации.

— Есть высказывание: «Хочешь праздника – организуй его себе сам». В полной мере его можно отнести к привлечению внимания молодежи профессиям. А началось с конкурса, в котором участвуют старшеклассники. Это мы подсмотрели у партнеров из Рижской школы стилистов. Приемы международного соревнования по созданию подиумного образа использовались нами в оригинальной интерпретации.

Наш конкурс для старшеклассников «Ситцевая рапсодия» в 2003 году прошел впервые. Сегодня оргкомитет озадачен поиском темы уже 16-й «Ситцевой рапсодии».

По условиям конкурса каждая заявившая о себе участница представляет эскиз будущего произведения. В день конкурса ей помогает подружка — в роли демонстрантки и, конечно, группа поддержки из одноклассников.

В большинстве случаев делегацию от школы возглавляет учитель трудового обучения. Каждая участница знает, что надо смастерить модель и закрепить ее на фигуре. Сказать «сшить» я не могу, потому что способ соединения деталей может быть самый разнообразный: от склеивания до сметывания. А материалом служили три метра ситца. Отсюда и название.

 

Сказочное платье!

 

Почему именно ситец?

— Одно из предприятий, которое прекращало свою деятельность, передало нам очень простую хлопчато-бумажную неотбеленную ткань. Ее было много, и она была недорогой.

Ткань легко драпировалась, ее можно было раскрасить, разрезать, просто разорвать, применить любые дополнения. На конкурс разрешается принести какие вздумается домашние заготовки – каркасы, фурнитуру, аксессуары. Но ровно за 45 минут нужно воспроизвести по эскизу модель и создать образ.

 

 

Ваши ребята в этом тоже участвуют?

— Конечно, и учащиеся, и педагоги. Перед конкурсом проходит детальная консультация о том, что такое драпировка и муляжирование, какие есть виды оформления одежды. Также обязательная репетиция дефиле – это все делают взрослые. А учащиеся выполняют прически, макияж, работают в сопровождении, угощают чаем, То есть, весь регламент гостеприимства.

Когда все готово, оценивается сценический образ – демонстрируется модель, а автор представляет свой замысел, используя мотто в стихах, прозе или инсценировку. Каждый год новая тематика, новые участники, победители и сюрпризы. И каждая «Рапсодия» – это праздник творчества, фантазии и изобретательности.

 

Коллекция швейников NEW LOOK — дух нации

 

То есть, вы нашли действенное средство профориентации?

— Добавим интерактивности, потому, что конкурсные формы, как и другие используемые училищем, предполагают общение, получение профессиональной информации и воплощение собственного замысла, соучастие школьников, учащихся и педагогов в осуществлении проекта. Результат не будет сиюминутным. Пусть из участников поступят в училище единицы, но сформированное уважение к представителям профессии, уверена, у ребят останется.

К тому же удачный опыт в организации подобных акциях заразителен. За «Ситцевой рапсодией» последовали другие конкурсы. Повара сказали: «Чем мы хуже швейников» и пригласили школьников на «Кулинарный калейдоскоп», объявили, что можно испечь, приготовили призы, пошили комплекты формы для конкурсантов. В мастерских все места были заняты. В двух номинациях участвовали 40 школьников. Ребята готовили на выбор вареники или блины со сладкой начинкой.

 

Еще немного и шедевр готов

 

Уместно сказать, что на интерес молодежи к приготовлению еды («кулинария» – искусство приготовления пищи) во многом влияют телевизионные поварские проекты, но и конкурсное движение в стране.

Конкурсы важны и в становлении учащихся как профессионалов. Мы всячески поддерживаем инициативу мастеров производство обучения по участию во всеукраинских и международных конкурсах. Побеждали не только в Киеве – во Львове, Черновцах, в Беларуси.

 

Будущие кулинары

 

Достойно выступить на конкурсе совсем не просто. Не каждый учащийся или даже профессионал может организовать себя надлежащим образом. Соавтором победы учащейся всегда является мастер. Он советует, какое блюдо создать, как достичь необходимых вкусовых качеств, как подать. Успех воодушевляет, уходит робость, приходит бойцовский задор, и мастер, как тренер, рекомендует учащуюся на номинацию среди шеф-поваров. Даже «черный ящик», высшую ступень мастерства, наши ребята смогли «открыть» с медалями.

Сознательно не называю конкретных призеров – вся информация есть на сайте училища, в FB.

 

А парикмахеры остались вне конкурсов?

— Самое время сказать и о них. На ваш вопрос о важных вехах в деятельности коллектива я бы ответила рассказом об организации работы в стенах училища конкурсной площадки WorldSkills Ukraine в 2016 и 2017 годах в компетенции номинации «Парикмахерское искусство».

 

Участники фестиваля NEW FORMAT парикмахеров, визажистов и стилистов

 

Вообразите ответственность задачи, которая стояла перед нами. Предстояло разработать положение, критерии оценки, документацию, найти спонсоров, решить вопросы размещения участников, их питания, обеспечения инструментами, организовать открытие, вручение наград, работу жюри, встречу и отъезд делегации со всей Украины.

Мы справились. Горжусь нашим коллективом и тем, что имею честь его возглавить.

 

Победительница конкурса WorldSkills Александра Мелдере. Вторая справа Наталья Горбатюк

 

 

Какое положение с набором учащихся сегодня?

 —Мы продолжаем прием учащихся на «вакантные места» в группах швейного профиля до 1 октября, хотя учебный год начался.

 

В чем причина нехватки желающих учиться?

 —В первую очередь, экономическая и во вторую – социальная. Многие крупные, авторитетные в прошлом предприятия отрасли, закрыты. Предприятия среднего и малого бизнеса, которые удерживаются на рынке, стремятся к оптимизации рисков и числа работающих. Фирмы, которые только созданы, еще не наработали репутацию и стабильность. А труд швейника своеобразный, требует аккуратности, усидчивости, не лишен монотонности. Не всем молодым людям это подходит. Даже такой творческий процесс, как создание подиумных коллекций под руководством дизайнеров довольно сложный, напряженный, сопряженный с переделками, повторной обработкой, штрафами, наконец.

 

 

Вы возразите, а какая работа легкая? Да, соглашусь. Но верно и то, что заведомо трудности человек не склонен выбирать. Даже если ты не прирожденный швейник и видишь себя дизайнером, очень важно пройти все ступеньки производства. Я шесть лет училась и работала портной, получила неоценимый опыт отношений в трудовом коллективе, знания технологии, что такое «спартачил» или сделал качественно, подвел всех или помог бригаде ликвидировать простой. Насколько легче мне было учиться в вузе – практика опережала теорию, я могла уже консультировать других.

Спад интереса молодежи к профессии – результат упущений не одного десятилетия в организации производства, в отношениях предприятий и учебных заведений, в оплате труда практикантов-учащихся, их трудоустройстве.

 

На экзамене проверяют даже качество швов

 

К чему же стремятся учащиеся cегодня?

— В большинстве к независимости. Зарабатывать, чтобы обеспечить себя уже сегодня. К свободе выбора работы, места работы и жизни. Не хотят быть серыми мышками. Верят в добро. Мы часто шутим в училище: «Учащиеся, как и мы, взрослые, хотят творить и вытворять». Наверное, поэтому мы понимаем друг друга.

 

Сегодня 70% выпускников школ Украины и их родителей нацелены на вузы.

— Украина бьет рекорды по числу вузов, их не стало меньше. За границей иначе. Если представить образование в виде пирамиды, то рабочие профессии – это ее основа, а к вершине — меньшее количество с высшим образованием. У нас пирамида перевернута. На одного учащегося, который осваивает рабочую профессию, проходится с десяток будущих инженеров, юристов, экономистов, банкиров.

Но жизнь расставляет все по местам. Нас в этом убеждает сотрудничество с двумя центрами занятости – Киевским городским и Киевским областным. На курсах подготовки парикмахеров, портных, закройщиков, маникюрщиков учатся люди с высшим образованием, возвращаются к профессиям, которые им нравились в юности. Начинают новую жизнь с любимой работой.

 

Отличное настроение после высоких оценок

 

 Как вы считаете, что надо делать, чтобы в стране были рабочие руки для промышленности? Вот представьте, что вы президент страны…

 

— Ой, нет (смеется), я не потяну. Но, так или иначе, надо поднимать экономику, помогать развиваться малому и среднему бизнесу. Начать с рабочей профессии – это удачный жизненный старт для молодежи, это не просто месседж, это реалии, которые обеспечивает профтехобразование.

Среди работодателей есть много умных, порядочных людей, которые это понимают. Но у них свои проблемы с энергоносителями, арендой, таможней, налогами, сырьевой базой. Вот кому в первую очередь надо помочь. Тогда и производственники помогут нам.

 

Вы имеете в виду внедрение дуальной системы образования, этого ноу-хау Германии? По ее пути идут Канада, Австрия, Нидерланды, Дания, Франция, Швейцария и другие. Может, нам эту систему перенять? Ведь экономика, промышленность как никогда нуждаются в квалифицированных рабочих кадрах. 

  Дуальная форма профессионального образования характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в традиционном профтехучилище. Возможна и реализуема как продукт социального партнерства государства, работодателей, профсоюзов, учебных заведений.

Дуальная система работает, когда есть такой экономический фактор, как сильное предприятие. Смысл в том, что теоретические знания и начальные навыки учащиеся получают в училище, а практические – на рабочем месте предприятия. Работодатель делает заказ профтехучилищу на конкретное количество рабочих и готовит такое же количество рабочих мест, принимает участие в составлении учебной программы, выделяет опытных наставников, вкладывает средства в учебную базу.

В сегодняшних условиях можно перенять лишь отдельные элементы дуального образования. И это делается.

 

Все должно быть красиво

\А какие преимущества?

— Возрастает мотивация будущего рабочего на получение знаний и приобретение навыков, возникает понимание поддержки в получении подготовки, отвечающей его личным интересам и потребностям. А отсюда растет уверенность в зачислении в штат, в гарантиях хороших зарплат, социального пакета и карьерного роста.

Профтехучилища, работая в тесном контакте с заказчиком, получают полную информацию о требованиях работодателей к будущим работникам, корректируют программу обучения, максимально приближаясь к запросам производства. Работодатели тоже в плюсе, снижая затраты на поиск, подбор и адаптацию новичков. 

Дуальное обучение, как и в Германии, должно быть введено в строгие законодательные рамки, осуществляется по единым правилам, как для профессиональных, так и высших учебных заведений. Тогда эффект проявиться в полной мере.

 

тренинги для педагогов и учащихся

 

То есть, там все начинается с сильного предприятия?

 С экономической стабильности, авторитетности в обществе и социальной ответственности предприятий. С предприятия, осознающего потребность в подготовке кадров, восстановлении наставничества и ответственно относящегося к этому. Другими словами, готового растить кадры вместе с партнерами – государством, учебным заведением. Сегодня такие качества возрождаются.

 

Как ваше училище финансово выживает сегодня?

— Категорически против определения «выживает». Училище стабильно финансируется из бюджета Киева. По всей Украине профтехучилища находятся на местном финансировании городской или областной громадой.

В этом году Киевская горадминистрация выделила профтехучилищам города 25 миллионов гривен на приобретение форменной одежды учащимся, оборудования, инструментов.

Училища обеспечены в полной мере средствами на зарплату, стипендию, коммунальные услуги. Все получили отпускные, помощь на оздоровление.

Закуплено как дорогостоящее оборудование, относящееся к основным средствам обучения, так и минимум инструментов для отработки навыков каждым учащимся. Таким образом, осуществляется доукомплектование мастерских. В будущем, во время производственной практики, каждый учащийся должен иметь свой персональный инструмент, ведь работодатель оценивает новичков не только по тому, как они работают, но и чем они работают.

Еще в нашем училище есть специальный финансовый фонд. Он пополняется за счет услуг, которые наши ученики и преподаватели оказываются населению – образовательных и бытовых, по шитью изделий, парикмахерским видам работ. Плюс к этому 50% перечислений от зарплаты учащихся, которую они получают во время практики на предприятиях. 

 

Смелые идеи имеют право на жизнь

 

А госбюджет что-то перечисляет?

-Госбюджет выделяет деньги на профессии общегосударственного значения. Но наши профессии не входят в их число.

 А как с трудоустройством у вас?

— В этом году трудоустроено 278 человек, не направлены на предприятия 18 человек, из них трое выпускников – по состоянию здоровья, девять молодых мам воспитывают малышей, остальные продолжают учиться дальше. В основном поступают на заочную форму обучения.

Дело в том, что мы, как высшее профессиональное училище, имеем лицензию на подготовку младших специалистов по двум направлениям – швейному и парикмахерскому. После окончания учебы по рабочей профессии есть возможность еще полтора года учиться в наших же стенах по этим программам.

 

Какого уровня образования приходит в училище молодежь? 

— Наши учащиеся – из разных школ, разных районов города и пригорода, с разным уровнем подготовки, после 9 и 11 классов. Откровенно говорим первокурсникам: «Мы начинаем с чистого листа». Средние баллы свидетельств и аттестатов остаются в досье, а оценки и знания ребята получают те, к которым стремятся. И никаких клише!

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.