Мир трех нулей — почему предприниматели спасут мир

Июнь 20, 2019
Автор: BreakFast

 

Мухаммед Юнус, лауреат Нобелевской премии и автор бестселлеров «Банкир для бедных» в своей новой книге утверждает, что каждый молодой человек должен стать предпринимателем.

Он предлагает свое видение новой экономической системы, способной спасти человечество и планету. Он заявляет, что пришло время признать, что капиталистический двигатель сломан — что в его нынешнем виде это неизбежно ведет к безудержному неравенству, массовой безработице и разрушению окружающей среды. Нам нужна новая экономическая система, которая высвобождает альтруизм как творческую силу, столь же мощную, как личный интерес.

 

 

В своей новой книге «Мир трех нулей: новая экономика нулевой бедности, нулевой безработицы и нулевого чистого выброса углерода» экономист,  лауреат Нобелевской премии, драматически представляет капитализм как систему, основанную на естественной самоотверженности и творчестве человечества. Вместо того, чтобы искать работу, Юнус призывает молодежь начать «социальный бизнес», поддерживаемый микрозаймами, которые он создал в 1970-х годах. Целью таких стартапов является не получение прибыли, а поддержание деятельности при решении мировых проблем.

«Мир трех нулей» основан на опыте Юнуса, основавшем Grameen Bank, который предоставляет беззалоговые кредиты экономически уязвимым женщинам, и Yunus Social Business — некоммерческий венчурный фонд. 

 

 

 

При поддержке этих учреждений предприниматели самого скромного происхождения вырвались из нищеты  целыми общинами,  одновременно решая такие насущные проблемы, как здравоохранение, загрязнение окружающей среды и энергетика.

 

В «Мире трех нулей» Юнус описывает новую цивилизацию, возникшую в результате экономических экспериментов, которые его работа помогла вдохновить. Он объясняет, как глобальные компании, такие как McCain, Renault, Essilor и Danone, подключились к этой новой  идее…

 

 

Книга вышла после мирового финансового кризиса и после увольнения мистера Юниса из Grameen Bank, что тем более делает её актуальной и насущной. На вопросы прессы отвечает сам автор.

 

Какие новые вызовы после мирового финансового кризиса рассматриваются в вашей новой книге?

— Одним из них является огромная скорость, с которой богатство концентрируется на вершине. Раньше 64 человека имели больший процент богатства, чем все остальное человечество. Потом их стало  30. Потом 12. Сегодня их всего восемь. И мне сказали, что это устаревшие данные. Теперь это пять человек, которые имеют больше богатства, чем остальные 50 % самих миллионеров. Это бомба замедленного действия, и мы подошли к взрывоопасной точке. Но это можно преодолеть, если мы исправим два главных недостатка капиталистической системы.

Один основан на неправильной интерпретации человека: капиталистический человек руководствуется личными интересами. Это принцип максимизации прибыли. Это фактор жадности в каждом из нас. Правильное толкование состоит в том, что люди не только эгоистичны, но и бескорыстны. Возникает вопрос: как вы продвигаете свою уникальную самоотверженную роль в мире бизнеса?

Второй недостаток заключается в том, что всем предлагается найти работу. Мы привыкли, что работа — это судьба каждого. Это не вписывается в человеческую природу. Люди творческие. Мы добытчики. Мы решаем проблемы. Поэтому мы призываем каждого молодого человека стать предпринимателем.

 

Предприниматели и общественные деятели на протяжении десятилетий пытаются объединить торговлю и дела. В 80-х и 90-х это было общественное венчурное движение: такие компании, как Ben & Jerry’s и Body Shop. В 2000-х годах Джон Макки из Whole Foods популяризировал идею сознательного капитализма. Что отличает то, что вы называете «социальным бизнесом» как способ решения глобальных проблем?

— Вы можете решить, сколько вы хотите посвятить самоотверженности и сколько эгоизму. Вы можете быть на 0 % самоотверженными или на 100 % самоотверженными или что то по середине. Это может быть 50% социального бизнеса и 50 % прибыли. Но, может быть, где-то логика получения прибыли настолько сильна, что вас подтолкнет к большей прибыли и меньшему общественному служению. Не страшно — это может быть, 75 % прибыли и 25 % социальных инициатив. Или 99 % прибыли и 1 % социалки. Это всегда риск, это нормально. Я до сих пор восхищаюсь тем, что предприниматели пытаются это совмещать.

В нашем сознании мы полностью отделяем прибыль от социальных инициатив. В социальном бизнесе вы не имеете ни малейшего представления о прибыли вообще. Ни копейки. Предприниматель всегда может заложить в зарплату любую сумму, которую он заслуживает за свои услуги. Но вся прибыль возвращается в компанию. Потому что, когда вы пытаетесь смешать социальные инициативы и прибыль, вы делаете меньше и того, и другого Если логика прибыли не входит в ваше рассмотрение, то вы видите вещи совершенно иначе.

 

 

Если вы собираетесь быть на 100 процентов бескорыстными, почему бы просто не начать некоммерческую деятельность?

-Социальный бизнес — это бизнес. Чтобы квалифицироваться как бизнес, предприятие должно производить товар или услугу, которые продаются для возмещения затрат и даже создания излишка. Некоммерческая организация — это не бизнес. Это в основном благотворительность. Он не беспокоится о возмещении его стоимости. Эти два формата несопоставимы.

Благотворительность решает проблемы людей. Благотворительные деньги уходят, но не возвращаются. Деньги социального бизнеса уходят деловым путем и возвращаются. Может использоваться неограниченное количество раз. В результате деньги социального бизнеса становятся очень мощными с точки зрения их достижения.

Какой процент предпринимателей, по вашему мнению, станет социальным предпринимателем?

Потенциально каждый человек будет предпринимателем социального бизнеса. Потому что самоотверженность существует. Вы можете проявить себя гораздо более мощным способом, если будете использовать деньги, которые вы все равно отдадите на благотворительность, открывая социальный бизнес. Вы получаете свои деньги обратно, и компания растет и живет своей жизнью. И вы чувствуете себя хорошо, так как все больше и больше проблем решаются.

 

Вы утверждаете, что глобальные корпорации и поддерживающая их политика являются большой частью проблемы. Но вы также ссылаетесь на ряд крупных компаний, в том числе Danone Foods и Intel, которые работают над поиском решений. Учитывая, что крупные корпорации становятся все более мощными, есть ли способ убедить их стать лучшими игроками рынка социального бизнеса ?

 

-Мы работаем с крупными компаниями, чтобы начать социальный бизнес и получить первый опыт. А потом они уходят самостоятельно. Danone принимает участие в социальном бизнесе, и теперь компания делает это в восьми странах, следуя принципам, которые мы изложили в книге. Мы приглашаем компании любого размера — малый, средний, большой — это не имеет значения. Мы приглашаем их: почему бы вам не создать социальный бизнес на стороне? Это не повредит вашему бизнесу. Это может улучшить ваш бизнес. Вы многому учитесь, занимаясь социальным бизнесом.

 

Социальный бизнес отличается от традиционного в том, как он относится к своим сотрудникам?

-У нас есть семь принципов социального бизнеса. Как следует обращаться с вашими сотрудниками. Как следует защищать окружающую среду. Они должны быть чувствительны к полу. Чувствительны к правам человека и трудовым правам людей, которые на них работают. И если эти люди хотят сами стать предпринимателями, они должны им помочь. Седьмой принцип — делать это с радостью. Радость, которую вы испытываете, потому что вы меняете мир.

 

Мухаммед Юнус и Ричард Бренсон, учредитель Virgin Group

 

В последнее десятилетие тысячи людей и организаций уже приняли концепцию Юнуса о новой форме капитализма, запустив инновационные социальные предприятия, предназначенные для удовлетворения человеческих потребностей, а не для накопления богатства. Они приносят солнечную энергию в миллионы домов в Бангладеш; превращение тысяч безработных молодых людей в предпринимателей посредством инвестиций в акционерный капитал; финансирование предприятий, принадлежащих женщинам, в городах по всей территории Соединенных Штатов; обеспечение мобильности, жилья и других услуг для сельской бедноты во Франции; и создание глобальной сети поддержки, чтобы помочь молодым предпринимателям начать свои стартапы.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.