Thomas Cook. Туристическое “цунами”

Сентябрь 25, 2019
Автор: Татьяна Евдокимова

 

Однажды туристической компании удалось совершить революцию в мире туризма. Компания Thomas Cook & Son, созданная в 1841 году, стала родоначальницей тур-пакетов, изначально предлагая однодневную экскурсию в Англию на поезде. В 2007 году компания купила My Travel Group и под названием Thomas Cook Group стала одним из самых крупных туроператоров и авиаперевозчиков. 

 

 

В течении почти 178 лет деятельность компании имела взлеты и падения, до того дня как 23 сентября этого года Управление гражданской авиации Великобритании не сообщило о банкротстве туроператора. Что это значит? Это значит, что пострадают многочисленные сотрудники компании и не менее многочисленные пользователи услуг, в том числе и запертые на отдыхе!

Несмотря на трагичность ситуации, банкротство было неизбежным. Разрастаясь до невероятных масштабов, конкуренция и альтернативные способы оформления пакетного отдыха в течение многих лет наступали на пятки компании. Бюджетные авиалинии и интернет бронирование сыграли немаловажную роль в нисходящем тренде популярности компании на рынке туризма. Сам туроператор называет три ключевых сервиса, которые постепенно перекрывали им финансовый поток — Expedia, Booking.com и TripAdvisor. Туроператор не раз мелькал в СМИ из-за жалоб клиентов и требований компенсаций. В то время, как некоторые из них были смехотворными (например, жалобы туристки по поводу возврата денег и возмещения морального ущерба из-за излишнего количества испанцев), картина для Thomas Cook вырисовывалась не радужная потому, что финансовые возмещения и критика били по имиджу и жизнедеятельности компании. К лету 2019 долг компании достиг 1.7 миллиарда фунтов. Как объясняли представители Thomas Cook, банкротству компании предшествовали жаркое лето, так как туристы отказывались летать отдыхать в страны с экстремально высокими температурами, неопределенность положения вследствии Брексита и колебания валюты, что означало более высокие цены на отдых. 

 

 

Спасение отдыхающих

Точкой невозврата стал этот понедельник (23 сентября 2019 года). Компания отменила практически все перелеты и гостиничные услуги, оставив более 600 тысяч отдыхающих за границей. В Греции застряло самое большое количество туристов, их около 50 тысяч. На Канарских островах в Испании осталось до 30 тысяч людей. В Турции и на Кипре осталось от 15 до 20 тысяч отдыхающих. Туристы стали заложниками ситуации, так как попасть домой они не могут, а счета за проживание в гостиницах растут с каждым днем. Как это ни печально, но дополнительные расходы можно будет возместить только при покупке путевки через операторы из списка ATOL (ассоциация, которая в частности возвращает средства вследствии банкротства туроператора).

Британское правительство взяло на себя ответственность и обязуется вернуть граждан своей страны, которые должны вернуться домой в период между 23 сентября и 6 октября. Как 150 тысяч жителей Соединенного Королевства, так и все остальные путешественники должны вернуться домой. Министр транспорта Великобритании Грант Шэппс сообщил, что масштаб краха компании перерастает в самую крупную миссию репатриации за всю историю страны, а британские налогоплательщики выложат на выполнение грандиозного плана около 1 миллиона фунтов. Хотя FInancial Times считает, что властям Великобритании данная задача обойдется в 600 миллионов фунтов. Управление гражданской авиации получило в распоряжение 45 самолетов, предоставленных крупными авиалиниями, таких как Virgin Airlines и EasyJet. “Спасательные” рейсы будут возвращать только тех туристов, которые вылетали из аэропортов Британии. В рамках программы вернуться можно будет либо одним из зафрахтованных самолетов, либо по оплаченному авиабилету других авиаперевозчиков. “Маттерхорн” — так окрестили миссию по возвращению отпускников обратно.

 

Так как у обанкротившегося туроператора было множество дочерних компаний в разных странах, правительство этих стран также занимается возвращением своих соотечественников. Например, около 240 тысяч немецких туристов летело авиалиниями Condor, входящими в Thomas Cook. Шведская компания Ving отправила в другие страны приблизительно 17 тысяч отдыхающих. По данным норвежского Ving, страна недосчиталась 8700 жителей.

Франция вместе с филиалом Thomas Cook France активно включилась в репатриацию 10 тысяч французских клиентов компании. Теперь местным правительствам стоит задача возвращения граждан с наименьшими затратами и неудобствами.

 

Последствия банкротства

Компания принудительно прекращает деятельность и закрывает связанные с ней предприятия. Помогать компании британские власти не захотели, посчитав это бесперспективной тратой денег налогоплательщиков. Таким образом власти отказались выплатить 150 миллионов фунтов в виде субсидии, также как и частные инвесторы проигнорировали призыв к сбору помощи, которая составила бы 200 миллионов фунтов. Не смотря на то, что самый крупный инвестор, китайская компания Fosun Group, предложил помощь в размере 450 миллионов фунтов, переговоры провалились из-за отсутствия возможности найти жизнеспособные решения, направленные на рекапитализацию и спасение компании.

 

 

Всего компания насчитывала более 3 тысяч офисов по всему миру. Associated Press сообщает, что без работы теперь останутся десятки тысяч сотрудников компании по всему миру. Более 21 тысячи работников в 16 странах по всему миру, 9 тысяч из которых в Великобритании, в один день вынуждены переосмыслить свое карьерное будущее. 

Банкротство пошатнуло и сферу туризма некоторых стран. С одной стороны, некоторые страны заявляют, что их инфраструктура крепко стоит на ногах и туристы защищены от крахов даже такого масштаба, к тому же правительство согласно производить денежные вливания в целью поддержания сферы. Например, упомянутая выше немецкая “дочка” Condor получит от властей промежуточный кредит на полгода в сумме 380 млн евро, а компания Zürich, которая страхует немецких путешественников, оплатит операцию по возвращению пострадавших клиентов. С другой стороны, Thomas Cook создала эффект домино, который влечет за собой все больше и больше последствий. Список лопнувших дочерних компаний увеличивается каждый день. В дополнение про Германию, Thomas Cook Gmbh объявила о банкротстве двумя днями позже, 25 сентября. Судьба же других дочерний компаний Neckermann Reisen, Öger Tours и Bucher Reisen остается под вопросом. Два дня переговоров с инвесторами, владельцами отелей и дистрибьюторами пока не дали видимых результатов.

Продажу туристических продуктов также вынуждена была приостановить польская дочерняя компания Neckermann Polska. Глава Мазовецкого воеводства Здислав Сипера уведомил, что правительство принимает на себя обязательства по возврату граждан Польши и покрытию претензий более чем 3600 клиентов Neckermann Polska, застрявших в Тунисе, Турции, на Майорке и по другим европейским направлениям.

Страны заявляют об ущербе для местного туризма. Reuters передает опасения Председателя Федерации отельеров Турции Осман Айык по поводу значительного снижения турпотока в страну. По его оценкам, банкротство Thomas Cook может уменьшить количество туристов на 600-700 тысяч человек в год. В Испании только за первый день банкротства отменили 46 рейсов. В Болгарии с компанией сотрудничало 58 гостиниц и отелей. Thomas Cook задолжала им около 38 миллионов евро. Некоторые болгарские направления более чем на 50% зависели от британского перевозчика. Общие убытки региона от инцидента могут возрасти до 50 миллионов евро.

 

 

Туристическое будущее

Так как рухнувший бизнес туроператора и перевозчика уже вне игры, крах Thomas Cook Group может положительно повлиять на цены на отдых, пока не восстановится баланс. В частности, из-за отсутствия гарантированного наплыва туристов, организованного обанкротившимся туроператором, роста цен на гостиничные номера приостановится. Отелям нужно будет привлекать клиентов, чтобы покрыть прежний спрос. Предварительная резервация на следующий сезон уже началась, а Thomas Cook сошел с дистанции.

Время массового туризма постепенно проходит и клиент ищет персонализированный продукт. Новое поколение отдаляется от массового туризма и активно влияет на формирование новых тенденций в индустрии. На сегодняшний день Thomas Cook это только одна из компаний, которая не выдержала испытание современностью. Их бизнес модель не была достаточно гибкой для дальнейшего существования и конкуренции. Теперь же рынок, львиную долю которого ранее охватывала Thomas Cook, освободился. Это дает зеленый свет другим туроператорам и авиаперевозчикам, дела которых пошли лучше сразу после новости о банкротстве. К тому же, данный прецедент станет доброй наукой для ныне существующих компаний, которые смогут вынести из данной ситуации выгоду и урок на будущее

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.