Законопроект, который делит

Декабрь 26, 2018
Автор: Марина Ткаченко

 

Не решенным  в 2018 году остается один из самых спорных законопроектов — законопроект № 2413а о регулировании небанковского сектора финансового рынка Украины.

Он предполагает разделение функций Нацкомфинуслуг (по сути, ликвидацию этого регулятора) между Национальным банком (НБУ) и НКЦБФР (Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку).Под контроль НБУ предполагается передать страховые, финансовые, лизинговые и факторинговые компании, кредитные союзы, бюро кредитных историй, ломбарды и даже администраторов покупок в группах соцсетей. А под НКЦБФР — частные пенсионные фонды, облигации недвижимости и финансирования строительства, эмитенты ипотечных сертификатов и доверительные трастовые общества. 
В профессиональной среде его уже назвали «законопроектом о сплите»: по аналогии с игрой в казино, когда один игрок получает возможность сделать две ставки и выигрывать дважды за один раз. И не случайно: сплит на финансовом рынке, предложенный в законопроекте, вызвал радикально противоположную реакцию народных депутатов и специалистов. 

 

Еще в 2014 году, когда «под предводительством» экс-председателя НБУ Валерии Гонтаревой началась реформы по очистке банковского сектора, предполагалось одновременно реформировать и небанковский финансовый сектор.

В 2015 году президент Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде законопроект 2413а о реформе регулирования всего рынка финуслуг. Уже тогда в нем предлагалось передать основные функции Нацкомфинуслуг Нацбанку — с банковскими аспектами управления и регулирования, а часть не банковских учреждений — под надзор НКЦБФР. Планировалось ликвидировать Нацкомфинуслуг до 1 января 2016 года. Но президентский законопроект был проголосован только в первом чтении. С тех пор, два года документ обсуждался и изменялся, порождая новые споры и противоречия.

Нацкомфинуслуг — на сегодня единственный регулятор рынка финансовых услуг в Украине, прямые обязанности которого защищать права потребителей. Для этого он наделен самыми широкими полномочиями: от разработки нормативно-правовых актов, лицензирования и госнадзора, контроля соблюдения прав и обязанностей всех участников рынка и до введение временной администрации, ограничения деятельности, назначение штрафов и лишения лицензии.

И противники, и сторонники законопроекта 2413а, который ликвидирует Нацкомфинуслуг, чаще всего апеллируют именно к интересам потребителей.

 

Аргументы за реформу

Сторонники реформы указывают наличие на рынке недобросовестных компаний, которые используют финансы клиентов, прежде всего, для личного обогащения. Замруководителя проекта USAID Юлия Витка приводит данные: «доверие граждан к финансовым компаниям на уровне около 20%, а полностью доверяют только 3%. Например, в Чехии этот показатель — 80%».

Но за прошлый год страховой рынок Украины значительно вырос, в основном, за счет малых и микро-компаний. Так, на 31 марта 2018 года в Украине действовало 292 страховых компании. Их совокупные активы составляли 54,5 млрд грн. Из них только 34,9 млрд грн Нацкомфинуслуг назвала качественными.

Сторонники реформы, ссылаясь на данные той же Нацкомфинуслуг, указывают на наличие на рынке фирм, у которых страховые премии составляют несколько миллионов евро, а выплаты — от 1% и меньше.

Второй аргумент за реформу — низкое качество активов и неэффективное управление ликвидностью, который необходимо законодательно увеличить для обеспечения выполнение обязательств перед клиентами. Мелкие страховые компании в таком случае просто исчезнут с рынка.

«Пусть объединяются, если у них нет достаточного личного капитала, создают из нескольких мелких компаний — одну, принимают какие-то обязательства взаимоподдержки, и обеспечения платежеспособности и главное — стабильных выплат клиентам, которые будут знать, что их не обманут. Пусть гарантируют надежность своим личным имуществом в конце концов, если не могут делать это имуществом компании», — комментирует Realist’y председатель набсовета страховой компании«Саламандра» Юрий Явтушенко.

Сторонники реформы считают, что комиссия дублирует функции, усложняет мониторинг, увеличивает расходы бюджета, не следит за прозрачностью рынка и практикует старый тип надзора, когда устраняют последствия. Недостатком Нацкомфинуслуг также считают отсутствие полномочий инициировать банкротство компаний для скорейшего их вывода с рынка. Громоздкая разрешительная система комиссии имеет очень слабые возможностями в области надзора и должна уступить место сильному регуляторуА цель реформы рынка небанковских финуслуг — подтянуть его к стандартам банковского сектора после его очистки.

Непрозрачности и сомнительности в небанковский сектор финансового рынка добавили и те, кто ушел из банковской сферы в следствие«банкопада». Они создали ломбарды, бизнесы быстрых микрокредитов, страховые компании и кредитные союзы.

«НБУ не будет мириться с ситуацией, когда небанковские финансовые компании берут на себя банковские услуги, прячась под зонтиком более слабой институции, лишенной надлежащих рычагов контроля», — пишет Роман Шпек, глава совета Независимой ассоциации банков Украины.

И последний аргумент реформирования страхового рынка — медицинская и пенсионная реформы. Начавшаяся медицинская реформа уже предполагает переход к страховой медицине. «Для введения второго накопительного уровня пенсионной реформы нужен пусть если не развитый, то по крайней мере нормально функционирующий финансовый сектор, чем Украина пока не может похвастаться» — заявляет Сату Кахконен, директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы.

На ненадежность финансового рынка как причину опасения иностранных инвесторов указывает и МВФ. За день до голосования в Верховной Раде за «законопроект о сплите» международные кредиторы в лице Всемирный банк и МВФ заявили о поддержке реформы финансового рынка, направленной на консолидацию надзора у НБУ и НКЦБФР. Следовательно, они поддержали упразднения Нацкомфинуслуг.

 

Аргументы против реформы

Противники подчеркивают, что небанковский сектор регулируется законами о хозяйственной и финансовой деятельности. А НБУ руководствуется только своими постановлениями и рекомендациями. Получается, что реформа выводит финансовый рынок из-под действия законов и ставит в зависимость от решений Нацбанка. В этом — явная коррупционная составляющая и административное вмешательство в рынок.

Виктор Суслов, бывший министр экономики (1997−1998 гг.) обращает внимание на то, что во время банковской реформы НБУ наблюдал все незаконные схемы вывода средств из «падающих» банков и ничего не предпринял, чтобы этому помешать. Наделять НБУ абсолютными полномочиями по регулированию всего финансового рынка — крайне опасно.

Эксперты отмечают, что сегодня Нацбанк уже наделен полномочиями, которые выходят за рамки правового поля.

 
 «НБУ уже – государство в государстве. Если незаконный нормативный акт Комисии по отношению к небанковскому бизнесу можно оспорить в суде, то что мы сможем сделать в случае с беспрецедентными мегаполномочиями НБУ?» – комментирует Realist’y гендиректор Ассоциацции страхового бизнеса Вячеслав Черняховский.

По его словам, этот законопроект лишает бизнес возможности защищать свои права. Это не соответствует мировой практике, когда центробанки занимаются только монетарной политикой и прогнозированием. А вот все остальные надзоры могут как раз объединяться в мегалегулятор на законных основаниях с соответствующим уровнем ответственности и отчетности.

Противники упразднения Нацкомфинуслуг не согласны с тем, что этот регулятор не в состоянии очищать рынок от неблагонадежных компаний. Комиссия уже выпустила постановление № 850, который устанавливаются критерии платежеспособности, ликвидности, прибыльности, качества активов и рискованности операций страховщика. 3 августа оно вступило в действие и предполагает, что до конца июня 2019 года компании должны увеличить резервы до 30−45 млн грн. А лицензирование в финансовом секторе прописано таким образом, что лицензию можно остановить уже после двух жалоб клиента.

Наконец, самый сильный аргумент против передачи НБУ госрегулирования небанковских финансовых услуг — интересы клиентов. Если Нацкомфинуслуг заточена на защиту прав потребителей, и гражданам есть куда обратиться с жалобой или просьбой проверить информацию, то она просто обязана реагировать. В НБУ клиентам просто не кому будет пожаловаться.
 

Кроме того, в страховом секторе нет Фонда Гарантирования вкладов. Только при автостраховании можно рассчитывать на возмещение при банкротстве компании через Моторное Бюро. В остальных случаях, если начнется агрессивная чистка финсектора, граждане просто перестанут страховаться. Таким образом, на страховом рынке может быть создан искусственный кризис.

Противники «законопроекта о сплите» указывают, что сама цель передачи полномочий НБУ — вывести с рынка проблемные структур в интересах западных партнерами. При этом, в развитых странах такое не практикуется.

«На Западе не выводят проблемные компании, а предупреждают проблемы: проводят стресс тестирование, мониторинг показателей, предлагаются новые бизнес планы, — поясняет Вячеслав Черняховский, — то есть делается все, что помогает выявить проблемы и ликвидировать их на ранней стадии, но при этом сохранить компанию на рынке».

Эксперты высказывают сомнения в целях консультаций Западных партнеров, так как их мнения уже были учтены при создании Госкомфинуслуг в 2002. Регулярные инициативы по реформированию больше напоминают эксперименты, чем конструктивную работу с украинским бизнесом. А то, что называется «условия МВФ», которыми власти Украины объясняют все непопулярные реформы, на самом деле, являются их пожеланиями рекомендациями.

Кроме того, ликвидации Нацкомфинуслуг с передачей основных ее функций Нацбанку есть альтернатива. В законопроекте 8415 сохраняются функции Нацкомфинуслуг, учтены все недостатки украинского финансового рынка и есть конструктивные предложения по их устранению. Но парламент их не рассматривает.

А «законопроект о сплите» больше выгоден руководству Нацбанку и стоящими за ним политиками. «Все дело в амбициях НБУ. Это началось ещё при Гонтаревой, которая хотела одним махом разобраться со всеми. Но сейчас рынок выровнялся. Усилить контроль можно и без таких радикальных мер», — заявил экономист Александр Охрименко.

Наконец, Главное юридическое управление ВРУ в своих выводах к законопроекту 2413а указало на нарушение норм Конституции, в частности, в отношении прав потребителей финансовых услуг. Юристы ВРУ также отметили, что в нем нет убедительных механизмов прозрачности работы регуляторов, а значит заложен коррупционный фактор.
 Последствия

Сторонников и противники «законопроекта о сплите» честно признаются, что вследствие такой реформы пострадают клиенты. Расходятся только в том, что одни считают это неизбежным, другие — недопустимым.

Одни надеются, что рынок станет чистым и прозрачным. Другие полагают, что реформа по образцу «чистки банков» сразу заморозит небанковский сектор рынка и даже уведет его в тень, как обычно происходит, когда применяется необоснованно жесткий прессинг. Также из-за разнообразия бизнес деятельности в небанковском финансовом секторе, потребуются дополнительные законы и подзаконные акты. Тогда эта реформа растянется намного дольше предполагаемых в «законопроекта о сплите» 12 месяцев. Тем временем, небанковский сектор будет медленно умирать из-за реакции перепуганных клиентов и оттока их финансов.

У обеих сторон есть общие опасения по поводу гарантий интересов клиентов в процессе банкротства компаний. «Страховые гарантийные фонды существуют только в 40% стран ЕС, а 60% — это случаи, когда страховая компания уходит с рынка. Это — серьезная проблема, которую надо будет решать», — признается Вячеслав Черняховский. В создания таких гарантийных фондов в Украине как раз можно было бы совместить интересы бизнеса, клиентов и регуляторов.

Сторонники реформы считают, что она привлечет западных инвесторов, а противники — что угрожает финансовой безопасности страны.

 
 «На рынке может остаться 5 компаний, как в Армении, или как в Венгрии – все страховые компании с иностранным капиталом: немецкая «Альянц», французская «Акса», итальянская «Дженерали», голландская «Эгон». Но это будет не украинский заработок», — заявил на правах анонимности финансовый аналитик, работавший в западных финансовых корпорациях.

«Законопроект о сплите» уже не только разделил игроков рынка. Те, кто его поддерживают, предвкушают новые возможности для развития своих компаний. Критикующие предупреждают об угрозе монополизации рынка.

Но и в парламенте очень далеко до единодушной поддержки. «Знаю позицию некоторых фракций, которые категорически не проголосуют, Народный Фронт тоже не поддерживает», — заявил нардеп из фракции «Народного фронта» Максим Поляков.

Что более всего интересуют парламентариев, с которыми общался Realist, обратиться ли кто-либо из их коллег в Конституционный суд Украины (КСУ) на основании жестких выводов юридического департамента ВРУ. Какое и когда в таком случае примет решение КСУ, уже будет зависеть от политической конъюнктуры в стране.

Realist

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.