Реальный святой Николай

Декабрь 16, 2017
Автор: Константин Сазонов

Несколько лет назад были опубликованы собранные материалы, несколько корректирующие те факты, которые мы знаем о святителе Николае. Но именно тогда, мне пришлось убрать из текста некоторые свои наблюдения, в связи с редакторской политикой того издания, где первый вариант данной статьи появился.

Теперь на страницах Break{Fast} хочется акцентировать внимание читателя на других моментах и привести аргументы и предположения, ранее не высказанные.

Конечно, грандиозность этой личности выходит за рамки сугубо церковной традиции и канонического почитания. Все в мире, в независимости от вероисповедания – знают этого человека. Сама его личность трансформировалась во множественные аналоги – Санта Клаус, Дед Мороз, Синдер Каллас, Йоллопукки…  В основном это всё зимние добрые персонажи, дарящие подарки и вообще помогающие людям и животным в беде.

 

 

Именно зимой активируется память этого христианского святого – ведь  6 декабря (19 декабря  по новому стилю) – день его преставления. А ведь именно день смерти христиане считают днем начала новой Жизни. По христианским канонам святые, отошедшие к Богу, теперь могут вымаливать у Него все просьбы тех, кто тут, на Земле, этих святых почитают. Потому так активно просят святого Николая о чудесах, а дети  верят в Санта Клауса. Ведь только вера может буквально материализовать то, что нельзя увидеть или пощупать. И потому – день отхода святого Николая к Богу – считается тем самым зимним днем начала Новогодних и Рождественских чудес!

Чудеса эти всегда ассоциируются с добрым седовласым волшебником, у которого  длинная белая борода, иногда — очки, но почти неизменно – европейское лицо, порой даже утончёнными аристократическими чертами.

Однако, и реальная внешность святого и многие факты из его реальной жизни, по разным причинам, игнорируются даже специалистами.

Удивительно уже то, что при всей систематической регистрации фактов из жизни святого, почему-то остались за кадром подробности его смерти.

 

 

 

Характер

Мы можем только предполагать, что жизнь и важные факты христианской общины такого большого портового города как Патара – откуда родом Николай, и Миры – где была его кафедра, сохранили в преданиях, и даже в письменном виде важные этапы существования не только самой общины крупных приморских городов и ее известного при жизни епископа. Потому что паломничество к нему, зная щедрость и доброту святого, началось еще при жизни. И у меня лично нет сомнения, что такие записи были или даже есть. Иначе трудно было бы составить житие Николая Мирликийского даже Симеону Метафрасту – первому составителю житий раннехристианских святых. Не сомневаюсь, что были известны сугубые обстоятельства преставления Никола чудотворца (которых нет в житие) и дата рождения такого популярного человека — как в Патаре (тур. Гелемеш), так и в Мирах (тур. Демре),  так и на Вселенском Соборе – как Николай, епископ Мир.

 

Напомню, что именно Николай устроил потасовку при дебатах с иконоборцем Арием, за что и был отдан Константином, присутствовавшим на Соборе, на суд своим единоверцам. Он был наказан и довольно милосердно – ведь по римским законам Николаю могли и руку отрубить. А по преданиям, обошлось только кратким тюремным заключениям и опалением бороды, после чего волосяные фолликулы так травмируются, что волосы могут больше не расти. Это, наконец, нашло свое объяснение в тех иконах святителя, где он изображен – в возрасте, седовласый и смуглый и, почему-то, почти безбородый.

 

Или совсем с небольшой бородой. Кстати, оба антропологических исследования мощей пришли к выводу, что у святого был перебит нос. Но сейчас трудно сказать, когда была получена такая травма? На соборе, под пытками во времена гонений или в последние годы жизни? Вполне может быть, сам череп был травмирован по смерти. И для того, чтобы установить приблизительные даты такой травмы надо выйти непосредственно на антропологов, державших в руках мощи святого.

Но к этому мы вернёмся чуть ниже. А вот сам факт драки некоторыми богословами и теоретиками с историками церкви иногда оспариваются. Поспорю – просто так в тюрьму бы Николая не брсили и сана бы лишить не угрожали, отобрав епитрахиль и Евангелие….

 

В любом случае – после Собора 325 года о настоятеле Николае из Мир узнала вся церковь. Думаю, что данный факт и привлек всеобщее внимания к такому горячему ревнителю веры и образу его жизни. Это еще раз убеждает меня в том, что факты жизни святого регулярно фиксировались теми, кто был рядом с ним и имел возможность разговаривать.

В 395 году произошел окончательный разрыв между правителями Рима и Восточной части Империи – христианство уже было официальной государственной религией, вследствие раздела, разобщившее Единую церковь на Западную, латинскую и Восточную — Константинопольскую. К этому времени Николай Чудотворец уже почил, но память о нем только усиливалась по факту совершаемых на его погребении чудес.

Демре. разграбленный саркофаг, где изначально был погребён святой Николай, в своём храме в Мирах

 

Но для людей традиционно маловерных важны факты прижизненных деяний святителя, которые демонстрируют такие человеческие качества, которыми обладают редкие люди.

Неопровержимы факты того, что святитель Николай раздавал доставшееся ему в наследство от дяди-священника имущество особо расписывать тут не надо. Так как это настолько известно даже представителям других религий, что и легло в основу тех самых новогодних и Рождественских подарков каждой зимы. Достаточно просто прочитать его каноническое житиё, что бы представить картину помощи Николая нуждающимся.

Святитель Николай милостыней спасает отца и трех его дочерей

 

От себя добавлю только, что он, видимо, находил в этой помощи такое творческое удовлетворение, что каждый его благодетельный акт был им оформлен максимально приближенно к чуду. В том смысле, что он не практиковал алгоритм: пришел — отдал деньги – ушёл. Он обставлял свою помощь так, что иначе как вмешательством высших сил, нуждающийся объяснить это не мог.

 Отчасти это верно, если Бог творит чудеса нашими руками…

Как уже показал эпизод на Вселенском соборе, Николай был человеком довольно эмоциональным. Однако вспыльчивым его вряд ли можно было бы назвать. Скорее – это врожденная открытость людям и обстоятельством. Или, говоря иначе – полное отсутствие малодушия.

 Об этом свидетельствует такой задокументированный случай

 

 

 

Однажды в Ликийской стране был неурожай, да и в самих Мирах – начался голод. Одновременно во Фригии, на почве социальных недовольств поднялся мятеж. И царь Константин послал войско, во главе с тремя воеводами – подавить мятеж. Их звали Непотиан, Урс и Ерпилион.  По дороге они как раз остановились в одной из Ликийских пристаней – на Адриатском берегу, так как на море поднялась буря. Пробыв там несколько дней, солдаты этих воевод многое из продуктов брали силой. В конце-концов, местные продавцы на рынке не выдержали и между ними и «гостями» началась перепалка, а потом и драка. Поскольку голод и так заставлял жителей Ликиской земли экономить, то регулярные поборы приезжих солдат сделали и столкновения между ними регулярными, но убито пока ещё никого не было. 

 

Слухи до шли до города Миры и Николай сразу же, уже будучи в возрасте, поспешил на место этих столкновений – Плакомата. И что же он сделал? Он не стал ни с кем ругаться и каким-то особо рьяным образом защищать своих людей. Он пригласил трёх главных  воевод в отдельный дом накормил их досыта. В результате не только подчиненные воевод перестали грабить торговцев, но и сами эти воеводы стали постоянными гостями Николая, слушая его духовные поучения. Это ли не чудо настоящей дипломатии?

 Эти же воеводы стали свидетелями совсем не миролюбивого нрава святителя, когда он получил известие о готовящейся казни трех невинных людей в его владениях, пока  он отсутствовал.  Есть детальное описание как он, наравне с тремя этими воеводами отправился обратно в Миры пешком. Другие источники сглаживают ситуацию тем, что воеводы поехали вместе с Николаем верхом на ими же предоставленных лошадях.  

 

В любом случае, Николай буквально ворвался на площадь казни и вырвал меч из рук у палача, нарушая приказ фактического правителя региона – Евстафия. Кто был реальным правителем показало время – так как сам Евстафий долго ходил за святителем Николаем, прося у него прощения за то, что обрек на смерть невинных и оклеветанных…

Через некоторое время сами эти воеводы, ставшие свидетелями крутого нрава и бесстрашия Николая, сами оказались в подобной ситуации. По зависти оклеветанные перед императором Константином, они были обречены на казнь. Оставаясь ещё  поклонниками древнеримской религии, они, находясь в темнице – обратились в впервые молитве к Николаю и «его Богу»: «Боже Николая, избавивший трех мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас, ибо от людей не может быть нам помощи. Пришла на нас великая беда, и нет никого, кто бы избавил нас от напасти. Голос наш прервался прежде исшествия из тела душ наших, и язык наш просыхает, сжигаемый огнем сердечной скорби, так что и молитву мы не можем принести Тебе. «Скоро да предварят нас щедроты Твои, Господи. Изыми нас из руки ищущих души наши» (Пс.78,8). Завтра хотят нас умертвить, поспеши же к нам на помощь и избавь нас неповинных от смерти».

 

Потом в житии описан довольно спорный для атеистов случай, как Николай, в ту же ночь приснился императору Константину и сказал немедленно освободить воевод. В противном случае будет у него в Византии такой мятеж, какой ему подавили трое этих воевод во Фригии.

Во-первых, Константина удивила такая осведомленность человека, назвавшегося архиереем Мирской митрополии.

Призвав к себе приговоренных на смерть, Константин спросил у них – кто такой этот Николай. И Воеводы ему все подробно рассказали о своем пребывании в Ликии. После чего Константин помиловал воевод, убедившись в том, что их оболгали. Освобожденные сразу же поехали к миры и благодарили святого, крестившись в христианскую веру.

Так вот любопытно, что многие ученые сегодня совершенно спокойно воспринимают факты телепортации католического святого падре Пио и называют сказками появление Николая перед императоров Византии во сне.

 Ну да мы не об этом, а о более практичных чудесах митрополита города Миры. И тут как нельзя кстати будет история, как Николай уже самолично и довольно реально и материально приехал в Константинополь, уладить чисто экономические дела своего региона.

Константин задумал взымать подати со всей империи ради строительство нового своего города – Константинополя, сделав его  самым величественным их всех. Царская конечно прихоть, на фоне только отступившего голода в разных концах империи… Но тем не менее, подать была назначена великая.

скульптурный портрет Константина Великого

 

Когда в Миры прибыл чиновник для сбора податей и понял что город не богат и собрать тут что-либо будет сложно. Тогда он начал применять насилие и оскорбление к народу. Ситуация становилась патовой и Николай решил ехать прямо к Василевсу.  

Он уговорил императора снизить налог до минимального, но прозорливо знал, что наутро Константин может передумать. Потому они спрятал уже подписанную грамоту с цифрой нового налога и запечатав в тростину – пустил по морю вдоль берега. 

 Святитель не ошибся. На утро пришли посыльные и попросили отдать грамоту для исправления цифры подати в грамоте на более высокую. Но грамота, запечатанная в тросник, уже была прочитана клиру в присутствии того самого сборщика налогов, который приехал в Миры за податью.

Амброджо Лоренцетти. «Святой Николай»

 

Когда позднее сомневающиеся анализировали эту историю, то приписали Николаю просто быстрый отъезд из Византии, не дожидаясь вполне возможной перемены настроения у Константина.

Но вот если учитывать образ жизни и питания святого Николая, его полную растительную диету и практику сурового постничества, причем с детства,  — то вполне можно допустить его духовное приближение к такому уровню, когда преобладание умственного и духовного намерения над материальными препятствиями достигла уровня практической реализации.

 

Внешность

Святой Николай был абсолютным вегетарианцем, питался только постной пищей один раз в сутки, и то вечером. В течение всей жизни он не ел мяса. Ужин святителя часто прерывался или отменялся из-за его привычки быть доступным людям, нуждающимся в помощи и совете.

Это же факт подтвердили и антропологические исследования останков Николая  учеными. В 1953 году Ватикан разрешил анатому из университета Бари Луиджи Мартино исследовать кости, что он и сделал.
 

Профессор Луиджи Мартино 1992г.

Они также установили, что святитель болел болязнями костей. Исследования костей святого, проведенные группой ученых в 1953 году во главе с анатомом Луиджи Мартино, и в 2005 – антропологом Кэролайн Вилкинсон с коллегами из университета Манчестера подтвердили: святой Николай довольно долго пробыл в сыром и холодном помещении (чем являлась тюрьма в формате подвалов) и подвергался пыткам, конкретно – на дыбе. А в тюрьме долго он мог быть только в период гонений.

 

Луиджи Мартино 1953 год

 

Принятие Римским императором Константином Миланского эдикта 313 года, дающего христианству равные права – освободило святителя из заключения, и он вернулся на свою кафедру в Мирах. Но не забывайте, что христианство то время не было господствующей религией – христиане только получали право на свободное вероисповедание без преследования. А правители городов и областей оставались ярыми поклонниками культов римских богов и их личное отношение к местным общинам христиан могли глубоко индивидуальными.

 Эти же антропологи восстановили настоящий лик архиепископа Мир Ликийских.

По словам профессора Кэролайн Уилкинсон, при реконструкции были задействованы “все скелетные останки и исторические свидетельства, полученные из имеющихся на сегодня источников”. Вместе с учеными из лаборатории лицевой анатомии при Ливерпульском университете имени Джона Мура, она долго работала над реконструкцией.  Первое, что открылось её взору – это совершенно не такой лик, какой принято изображать на иконах.

 

 

У святителя был переломан нос. Толи во время его заключения в темницах, толи, после драки на первом Вселенском соборе при споре с Арием. Так как все-таки надо отдавать себе отчёт: те радикальные споры, которые велись тогда в церковной среде не могли обойтись безответной «пощещиной» которую совершил Николай по отношению с лицу Арияц. Да и Арий не мог спокойно стерпеть такое выражение дискуссии. Вполне может быть, что на соборе была самая настоящая драка. Иначе бы Николая (а не Ария), как зачинщика, не стали бы лишать иерейского звания и заточать в тюрьму.

Святитель Николай Чудотворец заушает еретика Ария на I Вселенском Соборе

 

Из-за этого перелома у Николая, при  реконструкции получилась несколько ассиметрическое лицо. Учитывая рьяный нрав святого и такую внешность, можно себе только представить как расхаживал он по улицам своего города, улаживая конфликты и спасая невинных – почти как заправский решала всех сложных дел. Не удивительно, что правители региона искренне боялись святого. Конечно, не только в силу внешности и решительного характера, но и по причине силы его духа и молитвенной харизме.

Керолайн немного подправила этот дефект с переломом носа, тем не менее, перед ней предстал человек совершенно не елейного белокурого денди в летах, каким святого принято писать на многих иконах…

Смуглая кожа, квадратная челюсть, темно-карие цепкие глаза, короткая борода. Как мы помним – Николаю жгли бороду как наказание за драку на Соборе. После такого повреждения волосяных фолликул борода вполне могла больше не расти как раньше и оставаться все время короткой.

Коренастое телесложение, и рост 1 метр 68.

«Встреть вы его сегодня на улице, вы могли бы подумать, что перед вами игрок в регби, вышибала или же типичный головорез», — говорят учёные, восстановившие внешний облик святого.

На мой личный взгляд, этот вариант реконструкции наиболее убедительно передаёт живость характера святого, его искренность и почти детскую открытость.

Тут к слову будет вспомнить часто цитируемое высказывание про  теплохладность из «Откровения» Иоанна Богослова:

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.»

У каждого, наверное, своё индивидуальное впечатление от человека, который попадается нам на жизненном пути. Я лично в реконструкции образа святого Николай от Кэролайн Уилкинсон, вижу человека без сомнения — горячего, максимально неравнодушного. И, если  выражаться более церковным слогом — человека дерзновенного и внутренне пламенеющего. Такой человек мог устроить потасовку на Вселенском соборе и также молниеносно броситься спасать человека и вырывать меч у палача…. Но, это моё личное впечатление.

В то же время — как говорят святые отцы — «Дух Свят — дышит, где хочет» и в ком хочет, в независимости от тела — зрит на сердце человека….

Кэролайн Вилкинсон и её коллеги из Манчестерского университета использовали сделанные Мартино рентгеновские снимки и многочисленные результаты краниометрии, чтобы создать в компьютере трёхмерную модель черепа святого Николая.

Потом была подключена виртуальная система реконструкции лица — та же самая, что применяется для восстановления лиц жертв бедствий или преступлений.

Череп был сделан из «виртуальной глины», форму которой можно менять прямо на экране, используя специальный инструмент, который даёт возможность пользователю эту глину «чувствовать».

«В теории мы могли бы сделать то же самое из обычной глины, но это слишком просто… Мы посчитали, что будет надёжнее проработать всё на компьютере», — сообщила Вилкинсон. 

В итоге получился образ, бесконечно далёкий от общепринятых представлений европейцев о пышношёком Санта Клаусе, и также далёком от бледнолицего худощавого интеллигента на православных иконах… Однако, как уверяют учёные, полученный Вилкинсон образ — в точности соответствует анатомическим исследованиям Мартино.

 

Правда, следует уточнить, что смириться с этим внешним фактором очень многим оказалось сложно. Как раз выставка фотоколлажей, похожих на фото компьютерных реконструкций была проведена Романом Богдасаровым в Третьяковке в 2004 году. Родилась идея этой выставки – из вопроса – а как бы могли выглядеть известные библейские персонажи и святые? Как историк христианской иконографии, господин Багдасаров, совместно с художником Константином Худякоквым представили осовремененный формат иконографических портретов.

 

Отзывы прессы сошлись в одном — аудиовизуализация предполагаемых ликов святых могла бы быть приемлемой, если бы не детали в форме их подачи. Техника компьютерных виртуальных портретов «выхватывают из темноты то один, то другой лик со сверлящими, налитыми кровью, глубоко запавшими глазами. Все лица покрыты то ли изморозью, как тело, только что извлеченное из криогенной камеры, то ли слизью, которой голливудские мастера спецэффектов обмазывают новорожденных клонов. Вместо, по крайней мере, с точки зрения верующих, ходивших по земле людей — перед зрителем предстают видимые до последней поры на коже, но никогда не жившие создания».

 

Хотя, нашлись и те зрители, которые увидели в таких портретах-инсталляциях ту самую внутреннюю подлинность, смотрящую на нас сквозь столетия.

Среди представленных визуализаций, был и копьютерный образ святителя Николая. Вам решать, какие именно ассоциации вызывает у вас такое изображение. В любом случае, оно транслирует тот портретный вариант, которые мы обычно привыкли видеть на иконах в православных храмах.

И с восстановленным по реальному черепу святого он не имеет ничего общего. Многие издания и сайты называют этот образ восстановленным по мощам — но это не верно. Это откровенная дезинформация.

Следующим заблуждением относительно великого святого и великого человека своего времени является его национальность. Многие богословы как-то автоматически нарекают его греком.

 

 

Национальность

Более объективно будет сказать, что возглавляющий кафедру в Мирах Чудотворец был ликийцем. А сами ликийцы, как самоидентифицируемая общность, считали себя самостоятельным союзом государств еще до завоевания римлянами! Это была отдельная экономическая конфедерация с налаженными связями внутри своих национальных интересов, со своей денежно единицей и традициями, культурой, архитектурой и даже со своим парламентом.

Миры Ликийские

Именно они, на протяжении веков, противостояли насильственному слиянию с другими народностями и государствами. Подвергаясь частичной ассимиляции с греками в III в. до н.э. и с персами – в VI в. до н.э.  – ликийцы все равно остались потомками лувийцев – сохранявшими свою письменность, организованную армию, политическое устройство. 

О том, что ликийцы представляли собой отдельную группу народов, указывает даже Гомер в «Илиаде», называя их родину «далекой и пространной Ликией» в малой Азии со своим царем Сарпедоном, пришедших на помощь Троянцам.

Патрокл (голый, справа) убивает царя Сарпедона своим копьём, а Главк (ликиец в одежде, слева) приходит на помощь своему земляку.

 

И ни завоевания Александра Македонского, ни нахождение под Птолемеевским Египтом – не повлияли на самоидентификацию ликийцев. Ликия всегда называлась Ликией.

Вхождение ее в состав сначала Римской, а потом и Византийской империй тоже не активировало ассимиляции. Об этом свидетельствует язык, на котором продолжали говорить жители региона, отличный от латинского и греческого. Ликийцы так же активно и успешно сопротивлялись объединению в один экономико-финансовый регион с островом Родос. Так что если ассимиляция имела место, то только уже в более поздний период, скорее ближе к самому моменту кражи мощей. Тогда греческая или, лучше сказать, культура ромеев — распространилась на Азию.

 

А ликийцы продолжали называть себя так, как называли себя в свое время эллины, среди массы других этносов Греческих островов и полуостровов. Точно так же – как именовали себя спартанцы, как сейчас называют себя македонцы, как называют себя народности Карпат на Украине и Румынии, как многие сегодня именуют себя русинами, и точно так же как именовали себя сами ромеи.

(Может, мало кому известно, но современные рассеянные греки продолжают гордо называть себя ромеями – т.е. гражданами Византии, а буквально – римскими гражданами, подсознательно стремясь к империализму. Только ассоциируется теперь у них это слово конкретно с Грецией, как с прародиной).

Точно так же ликийцы именовали себя гражданами ликийских государств, которые начали называться по-византийски – фемой (регионом) Ликия.

Кто точно по национальности был святой Николай реально сложно установить. Мы только знаем, что две миссии антропологов к мощам святого одинаково свидетельствуют, что они был невероятно смуглым даже для латинян. Не зря вместе с мощами в Бари из Мир была привезена икона угодника, которая буквально называется «Никола чёрный». На этой иконе он, конечно, не черный в буквальном смысле слова – а с характерным красным азиатским загаром.

«Никола чёрный»- икона святителя Николая, которая считается наиболее соответствующей его реальной внешности

 

Учитывая регион рождения и близость других средиземноморских государств, мы можем сказать только, что святитель Николай был азиатом, со всеми характерными для коренных жителей полуострова  внешними чертами. А тем более, что он, скорее всего не был греком – говорит факт того, что в период его жизни Ликия (и населяющие ее народности) продолжала составлять единую, не ассимилированную часть Римской Империи. А во времена Византии ликийцы даже настояли на отделении от еще одной области – Памфилии.

Так что по своей же официальной государственной принадлежности Николай еписком Мир – был римским перегрином, как и все жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. Но по факту исконного проживания Николай Чудотворец оставался – ликийцем, как и все ликийцы, принадлежавшие испокон веков этой народности.

 

 

В этом плане наиболее точными – по словам антропологов, есть именно те иконы Николая, где он изображен смуглым безбородым старцем, иногда с короткой бородой и характерными восточными чертами, высоким лбом и несколько близко посаженными карими глазами.

Именно такая икона, как подлинно изображающая святого, расположена над его мощами в Бари.

Но, впрочем – как не важна внешность человека, по сравнению с его внутренним миром и поступками, так и не важна, наверное, она по сравнению с тем чудом, которое создаёт такой человек своей жизнью и отношением к остальным людям и окружающему миру. Тому самому миру, который святые меняют своим собственным примером.

И каким бы из изображаемых Николаев ни был для вас подлинным Чудотворцем из Мир Ликийских, поздравляю вас всех, в первую очередь, с чудом, в которое вы верите. А по вере вашей – пусть будет вам. С днём святого Николая Чудотворца и всеми наступающими зимними Рождественскими праздниками !!!

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.