Ткущая свет

Август 19, 2017
Автор: Максим Шапка
  1. Соль.

Маленькая девочка стоит у Каменного моста через Вардару. Ей около семи лет. Живые глаза, чистый взгляд, длинные пушистые волосы, в руке – чётки.

«Ты есть?» — спрашивает она в пустоту над мостом. И прислушивается. Но ей отвечает только порыв ветра с запахом миндаля…
обрезка

 

27 августа 1910 года, Скопье, Македония. День крещения Агнесы Гондже Боянджиу.

Всякое о ней будут писать через сто лет. Люди почему-то считают: коль ты святой, то святой от пелёнок до последнего вздоха. Сами святые считают себя самыми большими грешниками. Истина посредине. Они – люди. Такие же, как мы. Со своей болью, радостью, поисками, ошибками. А иной раз всепоглощающей тьмой.

«Вы не найдете в мире вокруг себя ничего того, чего нет в вашей душе», — скажет как-то Агнес, и продолжит: «Не бывает людей, в которых нет ничего хорошего, как и не бывает абсолютно плохих людей. В каждой душе есть и хорошее, и плохое. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире.

Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует.
Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному — все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего — ненавистью.

 

Мать Тереза в 7лет

Мать Тереза в 7лет

Поэтому не заблуждайтесь: Вы никогда не достигнете богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе».

Не стоит заблуждаться. Так говорил ей отец. Его звали Никола, и он был глубоко верующим косовским албанцем. Как и его жена Дранафиле. Оба католики. Зажиточные. Оба души не чаявшие в Боге и в своих детях.

Так говорят. Но наверное, так и было, иначе Агнес не выросла бы той, кем выросла, правда?

Брат и сестра Терезы (стоит слева), справа сидит - Тереза

Брат и сестра Терезы (стоит слева), справа сидит — Тереза

***

Миндальный ветер треплет волосы девочки. Она ещё не знает, что через два года её отец, активный деятель албанского освободительного движения, преуспевающий торговец, полиглот, совладелец строительной фирмы погибнет при невыясненных обстоятельствах. Говорят, что его отравили югославские полицейские за то, что выступал за присоединение Скопье к Албании, но никаких доказательств так и не было найдено.

 

 

Она ещё не знает, что её красавица-мама для того, чтобы прокормить трех детей (кроме Агнес в семье ещё были сын Лазарь и дочь Агата), вынуждена будет шить свадебные платья, вышивать, печь хлеб, и вообще выполнять любую работу, сколь бы тяжелой и черной, и неблагодарной та работа ни была.

 

 

Её всё ещё дома называют Гонджа – по албански это значит «бутон цветка». Потому что в раннем детстве Агнес была упитанной розовощекой толстушкой. Лазарь до сих пор ухахатывается от этого прозвища.

Она ещё не знает, даже не представляет, куда её занесёт судьба. Кем она станет. Но через много лет она скажет: «У меня было счастливое детство. Я ни в чем никогда не нуждалась».

И поэтому будет помогать нуждающимся.

 

 

Флэшбек в будущее

Сентябрь 1946

Ты едешь на ежегодные монашеские духовные упражнения в Дарджилинг. Да, ты станешь монахиней, хотя ещё и не знаешь этого. Иногда подобные мысли, конечно, посещают твою забавную семилетнюю головку, но они не осязаемы. Они – как тот миндальный ветер – прилетели, улетели. Что может долго держаться в мыслях? Если в детстве мы только то и делаем, что мечтаем, читаем, работаем, помогаем, убираем, — но всё это игра, всё это понарошку, да?

 

 

Ты в поезде. Ты едешь в красивейшее место, в дом новициата у подножия Гималаев. Поезд идёт крайне медленно, кланяясь каждому столпу, останавливаясь на каждой, даже самой невзрачной станции.

Вокруг тебя люди. Толпы людей. Бесконечные, огромные. Многие из них изнурены от голода. Ты смотришь, как матери прижимают к себе своих деток, осознавая, что может статься так, что завтра они будут укрывать их охладевшие трупы. Потому что голод. Потому что невозможно выжить. Потому что мир рушится.

Ты сама одновременно и ребёнок, и взрослая женщина, смотришь сквозь время, и осознаёшь, что все люди – дети Бога. Беднейшие из бедных, и богатейшие из богатых.

 

 

Интроверсия:

«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моем сердце».

 

 

Агнес убегает домой. Ветер рвётся за ней, ероша кудри, хватая за руку. Девочка смеётся.
Сегодня у них будут гости. Так же как и вчера. И как будет завтра. Бедняки из Скопье и окрестностей. Для всех найдётся кусок хлеба и доброе слово. Много позже она расскажет: «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы были счастливой семьёй. Мы учились ценить молитву и труд. Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего».

 

2. Служение

Август 1928 года. Санктуарий Матери Божией в Летнице.

Мне 18. Мне тяжело и сладко одновременно. Я люблю свою семью, но пора становиться взрослой и принимать решение. Я хочу быть дома, хочу иметь детей. Но не меньше того я хочу посвятить себя Богу. Я написала письмо в Ирландию.

 

Возможно, меня примут в Орден Сестёр Богоматери Лоретанской. Они готовят учительниц для индийских школ. Мне страшно. Но это – моё. Я чувствую это.

 

Её приняли. В сентябре 1928 года Агнес отправилась в Дублин, где приняла постриг и взяла себе монашеское имя  — Тереза, на честь святой Терезы из Лизьё. Менее чем через полгода девушка отправилась в Калькутту…

 

Калькутта

Калькутта

 

В январе 1929 г. монахиня Мария Тереза отправилась в далёкое путешествие в Калькутту. В доме общины в Дарджилинге она начала формацию в новициате, а через два года произнесла первые монашеские обеты. «Это были самые прекрасные дни в моей жизни», — вспоминала Мать Тереза.

 

 

Последний раз, наверное, я стою у этого моста и играю с любимым ветром над Вардарой. Там, где я буду, будет другой запах, другие люди. Но ты, ветер моего дома всегда будешь со мной. Для тебя не существует границ, как не существует границ для Божественного. И ты всегда будешь со мной. Будешь, да?

 

Флешбек в будущее

16 августа 1948 года

Ты уходишь из монастыря, навсегда простившись со спокойной жизнью, и селишься у знакомых индусов в бедняцком квартале Моти Джил. У тебя нет ничего, кроме нескольких рупий в кошельке. Тебе 38 лет, и ты меняешь монашеские одежды на белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым к плечу. (Сари ты купила в индийской лавке за четыре рупии, а кайму и распятие сделала сама из голубой тесьмы).

Ты помогаешь купать детей и промывать раны. Люди из трущоб потрясены: кто она, эта странная европейская женщина в дешевом сари? Которая спит на соломенном полу в хижине, которая учит пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя им буквы прямо на земле…

 

 

Однажды к тебе приходит бенгальская девушка из богатой семьи, одна из бывших учениц в школе Св. Анны, и говорит, что хочет остаться с тобой и помогать бедным. Но ты отвечаешь, что нужно отречься от всех материальных благ, подожди немного.

В марте 1949 года девушка вновь приходит к тебе, но на этот раз совсем без украшений и в дешевом платье. Она приняла решение. Девушка берет себе имя Агнес (ведь именно так звали тебя на самом деле). Так у тебя появилась первая последовательница. Первая подруга. В мае вас уже четверо, в ноябре — шестеро, а в январе следующего года — семеро.

Ты пишешь в письме: «Мои помощницы — усердные труженицы. Мы работаем вместе пять дней в неделю. В их сердцах столько нежности к беспризорным детям! Если бы ты только видела, как проясняются детские мордашки при появлении сестер».

***

Всё это только будет. А пока Тереза сражается. Сражается за право быть собой. За право исполнить указание Бога. Тогда, в поезде, она задремала и услышала слова: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой». Её не поняли ни сёстры из монастыря, ни настоятельница, которая назвала её стремления абсурдными мечтами.

 

 

Сёстры ордена настроились враждебно. Они не понимали – зачем жить среди бедных? Им можно просто помогать. Но жить то можно и не в этой грязи и нищете, а в богатом процветающем монастыре, с горячими обедами и теплыми постелями. А Архиепископа очень беспокоил политический момент: как отнесется к этому Рим, как отреагирует общественность,  каковы могут быть политические последствия. Ведь Индия скоро обретет независимость. «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?», — как горестно вопрошал персонаж пьесы русского классика по похожему поводу.

Тереза так страдала от этого, что у неё началась горячка. Несколько дней она металась в постели с высокой температурой. Окружающие уже не думали, что она выживет. Но она выжила. И во время болезни ей было видение…

 

 

Интроверсия

Небо. Огромное бездонное небо. Вокруг пустота. Только один человек стоит перед ней. Это Святой Пётр.

«Зачем ты сюда пришла?» — молчит он.

Тереза не отвечает. Только смотрит на него.

«Тебе нечего здесь делать, Тереза. На Небе бедных нет. Тебе не о ком здесь заботиться. Возвращайся на землю», — слова возникают в её голове.

«Ладно…» — говорит она. «Ладно… Я уйду. Но обещаю: скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их к вам. На Небо. Из трущоб…»

 

 

 

3. Апостолы света

Октябрь 1950-го года.
Мать Тереза наконец-то получает разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия. На тот момент их было двенадцать. Двенадцать, как апостолов.

Число бедных и больных людей, нуждавшихся в их помощи, все время росло. Росло и число сестер ордена милосердия, добровольно выбиравших путь служения обездоленным. Для размещения новых сестер было необходимо подходящее помещение. И такое помещение нашлось: один мусульманин, намеревавшийся переселиться в Пакистан, за бесценок продал ордену свой большой дом, получивший впоследствии название «Дом Матери».  Деньги на покупку дома дал архиепископ Калькутты.

Вначале кандидаты на поступление в новый орден все были жителями города Бенгала, но вскоре они начали приезжать и из других индийских городов, а затем — и со всего мира.

К трем обычным монашеским обетам — нищеты, целомудрия и поста — мать Тереза добавила четвертый: всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен.

 

 

Они ухаживали за больными, раздавали лекарства и продовольствие, помогали прокаженным. Что-то им жертвовали благотворители, что-то они выпрашивали по домам: лекарства, срок годности которых истекал, тряпье, остатки еды — все у них шло в дело.

Так мать Тереза начала своё служение, которое продлится полвека, и о котором будут знать все люди на планете. Они, конечно же, не будут знать о том, какие тяжелые мысли её посещают, о тех полных безнадеги и боли строчках, которые мать Тереза отдавала на откуп страницам дневника. Это только нам кажется, что у святых всё просто. Но и у них есть времена страдания, непонимания, и, хуже всего, чувства богооставленности. Но именно потому они и святые, что, не взирая на боль и на мысли, поднимаются и идут, и делают то, что должны. Потому что иначе не могут.

 

1940-е

1940-е

 

Флешбек в будущее.

11 декабря 1979 г.

Речь матери Терезы на вручении Нобелевской премии Мира

Ты стоишь перед огромным залом, в котором собрались сотни людей.
Но за ними – ты видишь другой зал. В котором их тысячи и тысячи.
Все те, кто приходил к тебе, и кого ты накормила, успокоила, провела в последний путь.
Все они улыбаются тебе.

 

«Бедные люди — это замечательный народ. Однажды вечером мы вышли и подобрали на улице четырех человек. Одна из них была в крайне тяжелом состоянии — и я сказала сестрам: «Вы позаботьтесь о трех остальных, я же возьму вот эту, которая выглядит хуже всех». Словом, я сделала для нее все, что могла дать моя любовь. Я уложила ее в постель, и какая же прекрасная улыбка появилась у нее на лице! Она взяла мою руку и сказала только одно слово — «Спасибо!» — и умерла.

Помочь ей я не могла, но я поверила перед ней мою совесть и спросила себя, что сказала бы я, окажись я на ее месте. И мой ответ был очень простой. Я попыталась бы привлечь к себе хоть чуточку внимания. Сказала бы, что я голодна, что я умираю, что мне холодно, больно, может, что-нибудь еще. Но она дала мне гораздо больше — она дала мне свою благодарность, любовь. И она умерла с улыбкой на лице…

 

 

…И я думаю, что нам в семье нашей не нужны бомбы и ружья, не нужно ничего разрушать, чтобы принести мир, — мы просто должны держаться вместе, любить друг друга, нести мир, радость, силу присутствия друг друга в нашем доме. И тогда мы сможем преодолеть все то зло, какое есть в этом мире…»

И ты чувствуешь, как над всеми в этом зале – и живыми, и умершими проноситя легкий ветер.

Ветер с запахом миндаля…
__________________

Максим Шапка

При подготовке статьи использованы материалы сайта
http://motherteresa.ru/

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.