Прогресс или наследие?

Июнь 28, 2017
Автор: Кристина Ставская

Прогресс или наследие? Архитектор Кристина Ставская об эклектике  в городской архитектуре и том, как  новое здание «Театра на Андреевском спуске» открыло глаза на проблему современной архитектуры в исторических районах Киева.

* * * * * *

В преддверии национальный профессиональный праздник украинских архитекторов, который отмечается на Украине ежегодно 1 июля, хотелось бы затронуть сложную тему.

В современном мире, где гонка технологий и борьба за передовые решения между странами заменила «крестовые» походы за новыми территориями, величайшей задачей, стоящей перед лицами, ответственными за принятия решений, стало сохранении национального наследия и исторических ценностей.

Где эта золотая середина между прогрессом и наследием?

Нашумевшая история с новым зданием Театра на Андреевском спуске взбудоражила общественность. Но почему мы должны учиться на своих ошибках? Европейские страны выработали четкую последовательность работы в исторических районах. Давайте заимствовать этот опыт.

Архитекторы способны изменить места наследия, добавить новейшие сооружения в историческую среду, но интерпретируя и поддерживая ценность национального наследия.

Не говоря уже про экономическую целесообразность и общественную выгоду. Безусловно, в данных дискуссиях нашему времени не хватает сильных оппозиционеров на стороне природоохранных и общественных организаций. Кто-то может назвать позицию сохранения – антидевелопментской, и даже антипрогрессивной. Но я считаю, что никто не отменяет право нового поколения архитекторов на творческое выражение по средствам современной архитектуры.

Делать только это нужно глубокой проработкой последствий для архитектурной среды.

Ярчайший пример, когда тщательные исследования местности будущей застройки, и невероятная сильная идея примерило современный авангардизм с консервативной историей.

Кунстхаус в городе Грац, «дружелюбный инопланетянин» который стал символом исторического города. Это музей, галерея современного искусства, открытый в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2003 году. Концепт здания разработали лондонские архитекторы Питер Кук и Колин Фурнье.

 

 

«Мы были так хорошо осведомлены о работе Гразера Шуля и его особенностях, поскольку мы были хорошими друзьями с большинством сторонников, и поскольку мы очень хорошо понимали значение данного проекта, как символа на западной стороне Hauptbrucke, главного моста через реку в центре города, мы сознательно стремились сделать простое заявление, которое не подражало бы ни ансамблю рынка на восток ни великолепному замку на холме, который удерживает взгляд, пока он не достигнет угла моста»

Как и в случае с Театром на Андреевском спуске, местные жители Грац были не довольны концептом нового музея. Это была ситуация «уйти или умереть», когда здание, на 70% отвергнутое местными жителями при рассмотрении проекта, было одобрено на 100% после официального запуска.

 

Киев развивается с непреодолимой скоростью, но к сожалению, нет вектора, способного объединить усилия всех девелоперов в нужном направлении. Изменения в градостроительной ситуации неизбежны. Районы, улицы, здания развиваются в соответствии с потребностями их жителей, независимо определена ли роль современной архитектуры и классического наследия, или нет. Поэтому крайне важно оценить влияние развития как для исторических районов, так и для города, области, страны.

 

 

Определить критерии оценки предлагают в Европе по системе «the three Cs»

  • «certainty» Определенность в системе планирования о том, что представляет собой соответствующее развитие;
  • «consistency» Согласованность в принятии государственных решений;
  • «consultation» Коммуникация и консультации между лицами, принимающими решения правительства, и сектором развития для создания успешных результатов.

Таким образом необходимо создать эффективные инструменты по объективному регулированию строительства. Что позволило бы определить вектор в системе планирования для положительных результатов антропогенной деятельности.

Например, такие как:

  • ограничение высотности, в соответствии с планом развитии той или иной местности;
  • рекомендации и требования к использующимся материалам;
  • качественная оценка технических решений на эффективность;
  • обязательное наследования стилевых решений района;
  • функциональное зонирование объектов по типовым признакам.

И что важнее, регулирование архитектурной деятельности, должно быть постоянным и повсеместным, а не только в случаях наличия памятника архитектуры или застройки исторического района. 

Как одно из быстрых решений может быть создание общественной организации, подобной SAVE Europe’s heritage, ALIPH, ЮНЕСКО, которые успешно осуществляют борьбу с разрушением исторических зданий и уничтожением культурного наследия.

И не стоит бояться столь сложных задач.

Как признался секретарь организации SAVE Адам Уилкинсон:

«У нас часто возникают трудности, связанные, в частности, и, с бизнесменами, которые хотят перестроить или вообще снести архитектурную достопримечательность. Чтобы отговорить предпринимателей от таких поступков, SAVE предлагает альтернативные решения, коммерчески эффективные схемы, не предусматривающих предусматривающие разрушение памятников. Например, инвестор приобретает недвижимость в Италии: два рядом стоящих здания, одно из которых является памятником архитектуры, а другое нет. При этом реставрация и поддержание первого осуществляется за счет доходов от эксплуатации второго».

С праздником уважаемые архитекторы! Давайте делать этот мир прекрасным!

Архитектор Кристина Ставская

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.