Порто-франко 21 века: свободная экономика на одесский манер.

Июль 23, 2018
Автор: Иван Прикоп

 

Как утверждал влиятельный теоретик в области менеджмента Питер Друкер, предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность. И наиболее благодатными изменениями обычно выступают различные способы минимизации затрат и налогов.

Поэтому бизнес патологически стремится в места с наиболее низким и стабильным налогообложением, наименьшей бюрократизацией, дешевой рабочей силой и ближайшим расположением необходимых для ведения деятельности ресурсов.

 

 

Ни одна страна не может удовлетворить весь этот спектр требований, и даже достичь некоторых из них довольно затруднительно.

Ситуация обычно складывается как в анекдоте «Сделаем быстро, дешево, качественно. Выберите любые два пункта». Поэтому предприниматель делает упор лишь на те факторы, которые критически важны для его деятельности, смирившись с некоторыми издержками.

Одним из способов собрать все эти пункты воедино, заодно существенно пополнив городскую или государственную казну, выступают особые (свободные) экономические зоны.

 

Армана Эмманюэля де Виньеро дю Плесси де Ришелье (Эммануила Осиповича Ришелье)

Исходя из определения, это ограниченная территория в государстве, на которой действуют особые юридические и экономические правила игры. Обычно здесь подразумевается более лояльное законодательство и минимизация различных государственных сборов и поборов, поскольку обратный вариант только навредит экономике, а значит и людям.

 

Именно такую зону с названием «Порто-Франко» в начале 19 века создали в Одессе с ходатайства Ришелье и по указу Александра I. Просуществовала она почти 40 лет и, по убеждению многих, выступила главным фактором становления Одессы как одного из крупнейших торговых городов и портов сначала Российской Империи, затем СССР, а теперь и независимой Украины.

 

 

 

Естественно, и сейчас находятся ярые сторонники возобновления Порто-Франко в Одессе, в том числе и среди депутатов одесского горсовета. Стоит ли игра свеч, и к каким экономическим и политическим последствиям может привести эта затея? Попробуем разобраться.

 

Немного истории

Изначально введение режима порто-франко было предложено еще в 1797 году иностранным магистратом российскому императору Павлу Первому, но тот отказал. Поговаривают, что без определенных причин, а лишь на фоне патологической нелюбви к наследию своей матери Екатерины Великой, одним из которых и была Одесса.

Александр Ланжерон

Через 10 лет этой идеей загорелся герцог Ришелье, и затем еще 10 лет постепенно лоббировал её перед царем Александром Первым, с которым у него были особые отношения. И наконец, после трехлетних монотонных стараний его приемника Ланжерона, следующего градоначальника Одессы, в 1817 году был издан указ о введении режима порто-франко.

 

Все процедуры, включившие создание пунктов таможенного контроля и рва вокруг города для препятствования контрабанде, заняли около 2-х лет. Полноценно порто-франко в Одессе заработало в 1819 году, и уже через 5 лет молодой город по торговым оборотам вышел на третье место в империи, а затем и на второе, сразу за Петербургом.

 

 

Поскольку количество предпринимателей в городе выросло в 10 раз, купцы устремились в Одессу рекой, ведь были уверены в нахождении покупателя на свой товар без каких-либо проблем, а отсутствие импортных таможенных платежей дополнительно подстегивало их. На тот момент город стал основными западными торговыми воротами целой Империи. После реализации своего товара они грузились местным, как правило хлебом, и отчаливали. Для понимания масштабов следует знать один простой факт: на тот момент через Одессу экспортировалось больше зерновых, чем через все порты США суммарно.

 

Хотя вначале зона порто-франко была полностью освобождена от каких-либо налогов и ввозных пошлин, с течением времени всё же ввели плату в размере 1/5 от общей суммы поборов в остальной империи. Эти средства направлялись на развитие города, большинство значимых и характерных построек Одессы были созданы либо заложены именно в то время.

 

 

Город, как физически, так и экономически рос как на дрожжах. Что и стало одной из причин в будущем отмены режима свободной торговли, поскольку началась безудержная грызня за ставшую золотой землю внутри порто-франко.

Поток товаров вырос настолько, что таможня просто не успевала качественно досматривать весь груз. Из-за этих факторов коррупция в городе процветала как никогда, а в купе с ней и грандиозный поток контрабанды, вывозимой всеми мыслимыми и немыслимыми путями за территорию свободной зоны.

 

 

Еще одной проблемой выступила специфика деятельности, когда предпринимателям было невыгодно производить конечный товар, ведь при ввозе на территорию империи он облагался ровно теми же сборами, что и более качественный импортный. Поэтому все схемы бизнеса на территории Одессы свелись к перегрузке, упаковке, сортировке и различным посредническим услугам. Наследие этого действа мы все можем наблюдать и сегодня, поскольку в Одессе до сих пор сравнительно мало средних и крупных производств, зато процветает всё, что связано с торговлей и посредничеством.

В итоге проблемы стали значительно преобладать над бонусами, и зону порто-франко было решено ликвидировать в 1859 году.

Эти 40 лет действительно послужили значительным толчком в развитии Одессы как торгового центра, но стоит учесть и то, что город развивался ударными темпами как до, так и после режима свободной торговли, а порто-франко лишь помогла ему расцвести еще пышнее и красочнее.

 

 

Современные реалии

Попытку возродить «былое величие» предприняли еще в 2000 году, создав на территории Одесского Порта зону свободной торговли площадью 32,5 гектара на свеженасыпанной территории у Карантинного мола. И хотя это привело к некоторому притоку инвестиций и созданию логистических и обрабатывающих предприятий, ожидаемого эффекта и существенного экономического роста не последовало. Поэтому в 2005 году она была ликвидирована.

 

Карантинный мол

 

Новые движения в этом направлении начались в 2014 году и продолжаются по сей день, в одесском горсовете даже была создана группа «За Порто-Франко». Кроме экономических и юридических изменений, лоббисты этой идеи предлагают также расширить границы зоны свободной торговли.

 

Теперь она должна расположиться не только в рамках территории порта, но и в масштабах города целиком, а возможно и всей Одесской области. А это в принципе противоречит термину «порто-франко», который дословно означает «свободный порт». Были поданы несколько законопроектов в Верховную Раду, направлены петиции Президенту Украины с требованием рассмотреть этот вопрос. На данный момент никаких особых движений из Киева не последовало.

Также есть отличия системы налогообложения. В старом порто-франко предпринимательская деятельность практически полностью освобождалась от каких-либо сборов и поборов, и даже позднее введенный сбор в 1/5 можно относить именно к их отсутствию.

 

В новой редакции планируется освободить от любых оплат ввоз сырья и вывоз готовой или частично подготовленной продукции из СЭЗ, кроме подакцизных товаров (алкоголь, сигареты, топливо и т.д.). Также вся предпринимательская деятельность на трёхлетний срок освобождается от налога на прибыль, а с 4 по 6 год коммерческой деятельности придется уже платить 50% его суммы, и не требуется какое-либо лицензирование или разрешения.

 

Анализ рынка

С точки зрения экономической теории временное введение зоны свободной торговли должно дать ощутимый толчок развитию предпринимательства, за которым, в свою очередь, последуют все остальные субъекты экономики. Начнется рост зарплат и доходов населения, увеличатся поступления в бюджет от налогов, что приведет к росту государственного сектора. Всё это простимулирует спрос, который, как известно, рождает предложение. Маховик закрутится на полную, и регион, а за ним и государство, однозначно окажутся в выигрыше.

 

 

По крайней мере должны, если все происходит в идеальной чашке Петри. На практике же существует множество факторов в экономической, политической и социальной сферах, которые могут не просто нивелировать, но даже обратить во вред все полученные достижения от экономических успехов.

Ни для кого не секрет, что в данный момент Украина не является самым лакомым местом для иностранных инвесторов. Причин тому две: зашкаливающий уровень коррупции и военная нестабильность в регионе. Бизнес эти факторы даже по отдельности боится как огня, а уж оба в совокупности сводят на нет любое желание рисковать. Кто же любит непредсказуемость не только внешних, но и внутренних конъюнктур?

Причем на момент, когда вводилась СЭЗ в Одесском Порту, в Украине существовала только коррупция, военного фактора не было и в помине. Отсюда следует, что без приведения коррупционной составляющей к какому-то принимаемому инвесторами уровню никакой реальный капитал в СЭЗ не придет. А с учетом войны коррупцию желательно вообще искоренить.

 

 

Другое немаловажное замечание относится к нашему многострадальному бюджету, который и так пребывает в постоянном дефиците. То есть государство тратит денег больше, чем получает. И Одесса относится то к 6 одиноким областям — донорам бюджета, то приходит к уровню самообеспечения. В случае введения свободной экономической зоны в рамках Одессы государству придется обеспечивать её область, а в случае всей Одесской области бюджет Украины лишится довольно критической части поступлений, особенно валютных. Что может привести к очередному падению курса, экономики в целом или даже дефолту, и никакая СЭЗ не спасет.

В этом контексте стоит отметить, что рост инвестиций в последние годы все же наблюдается. Это происходит в первую очередь за счёт упавшего курса гривны, а значит уменьшения издержек в виде стоимости труда и внутренних ресурсов. Но это не может продолжаться вечно, и как только начнется реальное укрепление экономики, инвесторам нужно будет предложить более адекватные механизмы по улучшению бизнес-климата в Украине.

 

Политические игры

Если экономические бонусы не так уж однозначны и нужно садиться считать, то с политической стороной всё очевидно. Введение порто-франко в последних трактовках его лоббистов предполагает оставить основным органом управления этой зоной — Областную администрацию. То есть тех же депутатов, некоторые из которых и выступают лоббистами.

Произойдет фактическое обособление целого региона, ведь будет введен не только специальный экономический, но и юридический, и административно-управленческий режим. Де-факто контроль над регионом останется у ограниченной группы лиц, что в условиях всё той же пресловутой коррупции может обернуться становлением небольшого неофеодального режима.

Местные олигархи и финансово-промышленные группы получат огромную власть, а заодно и налоговые льготы. И это не учитывая особенностей некоторой части населения Одессы, которое еще со времен прошлого порто-франко довольно свободолюбиво и охотно отзывается на любые идеи по «отсоединению от Киева».

 

 

Что любопытно, никто из лоббистов не предоставил хоть приблизительные расчеты для подтверждения своих теорий на всеобщее обозрение, что говорит сразу о двух значительных фактах. Либо эта группа не в состоянии провести качественное моделирование бюджета и поступлений в него для области и для государства, тогда должны возникнуть закономерные сомнения в их профессионализме.

Либо эта группа уже провела расчеты и увидела, что никакого ощутимого эффекта ни для области, ни для государства не предвидится, и в этом случае должны возникнуть еще большие сомнения в их честности и желание послужить не своему кошельку, а обществу.

 

Сухой итог

Исходя из таких вводных и озвученного выше факта о сравнительно небольшой инвестиционной привлекательности для иностранцев, делается простой вывод: главными политическими и экономическими бенефициарами введения СЭЗ в таких масштабах и на таких условиях выступают власть и финансово-промышленные группировки региона.

Они получат возможность не только радикально увеличить свое влияние, но и нарастить капиталы. А с помощью коррупции подмять под себя вообще весь регион, попутно разделив сферы влияния и попавшиеся под руку предприятия. Ни один вменяемый иностранный инвестор в такие реалии вкладываться однозначно не будет.

Если рассуждать реалистично, то мы имеем множество различных способов и моделей для достижения существенного роста экономики Украины. Необходимо провести адекватную налоговую реформу, замечательные варианты которой уже предложены.

Необходимо продолжить борьбу с коррупцией, ведь по последним отчетам отечественных и западных аналитических служб, с 2017 года практически никакого прогресса в этой сфере не наблюдается.

Необходимо разгрести методы работы контролирующих органов и их количество, ведь число проверок на одну тушку бизнесмена у нас бьет все рекорды.

Наконец, заняться портовыми сборами, которые у нас практически наивысшие во всем Черноморском регионе. А заодно и портами, в которых до сих пор не решены вопросы взаимоотношений между АМПУ и Администрациями портов, не проведен грамотный аудит и нет четкой картины распределения доходов.

В общем и целом, на фоне всех проблем государства и способов их решения, продвижение темы «порто-франко» в Одессе выглядит как откровенный популизм для прикрытия личных интересов определенной группы лиц. А заодно как попытка заигрывать с чувством собственной важности одесситов, которые патологически стремятся к свободе. Причем в большинстве своем сами не знают, что будут с ней потом делать…

 

Одесса. Ланжерон. Дверь навстречу рассвету. С надписью Domus Solis (Дом Солнца)

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

  • TraderHelp:

    Возвращаясь к нынешней ситуации на Украине, а также учитывая кризисное состояние украинской экономики, создание зоны порто-франко может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. Свободные экономические зоны такого рода не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует на Украине сегодня.