Исход: версия из-за угла

Июль 6, 2017
Автор: Никита Линник

Авторское мнение о том, кем был Моисей

Исход: бегство (от) египтян?

Дисклеймер: данная статья не создана ради оскорбления чувств как верующих людей, так и атеистов, и призвана во многом примирить одних с другими. Также нет никаких оснований полагать, что автор является сионистом или антисемитом.

Рассуждения, озвученные в материале, не претендуют на звание «теории». Это всего лишь взгляд и попытка объединить разрозненные факты в общую, стройную картину.

Существует очень много версий того, что собой представляет Библия. Для одних – это непреложная истина, ради которой люди шли на верную смерть. Для  других – сборник легенд, компиляция еще более древних текстов и верований. В частности это касается Ветхого Завета.

Как известно, Ветхий Завет основан на Пятикнижии, взятом из Торы слово в слово. При этом, семитские легенды о сотворении мира и других важных фактах жизни народа Израиля взяты из более ранних источников, о чем говорят древние источники.

В первую очередь, это касается Всемирного потопа. Можно с уверенностью сказать, что «Эпос о Гильгамеше» является куда более древней версией потопа Ноя, со всеми подробностями, которые были перенесены из ранней версии (опять же не факт, что оригинала) в привычный нам антураж. Этому же можно найти доказательство в самом Завете: разнящиеся версии животных, которые были помещены в ковчег, а также вариации голубь/ворон.

Однако краеугольный камень современных монотеистических религий заложен Исходом (это там, где Кристиан Бейл  раздвинул руками воды моря) евреев из Египта и образование древнееврейского государства. Именно с этого момента, с Исхода, начинается развитие идеи авраамических религий, единобожия и 10 заповедей. Однако был он или нет – вопрос, волнующий теологов и рационалистов в одинаковой степени.

Прежде всего, обозначу свою позицию: я считаю, что все, сказанное в Библии следует воспринимать дословно, с той лишь разницей, что приписывание мистическим силам чудес и божественного вмешательства вполне можно объяснить даже с точки зрения современной науки.

Иллюстрация к "Исходу" в немецкой Библии XVII века.

Иллюстрация к «Исходу» в немецкой Библии XVII века.

До «Большого иудейского фурора»

История Древнего Египта подразделяется на два периода. Древнее царство, которое окончилось приблизительно в 2500 году до нашей эры. О тех славных временах известно шиш да маленько: построен Сфинкс, возведены пирамиды (любая пирамида Египта построена в период Старого царства, тогда все цари страдали гигантизмом и старались переплюнуть пращуров в эстафете «чей посмертный монумент больше») Джосера, Хуфу, Хофру и  Мекерина, а также монументы поменьше и внушительная коллекция артефактов. Известно об этом периоде катастрофически мало, что позволяет псевдоисторикам на каждом шагу строить предположения про палеоконтакты и богов, пришедших с неба. Однако точно известно (и согласуется с историей, изложенной в иудейских священных текстах), что:

— в то время было многобожие. Всем известные Гор, Изида (которые жутко похожи на Марию и Младенца-Иисуса), Осирис, Анубис и все другие животноголовые божества, ставшие почти что брендом для туристов;

— никаких евреев как отдельной народности тогда не существовало. Люди, жившие на территории Египта, хоть и поклонялись фараону как ставленнику небесных сил на земле, но имели достаточно демократичные условия для проживания. Последние исследования территории города строителей пирамид в Гизе показали, что работники не были рабами, их отлично кормили выплачивали жалование и лечили на самом высоком уровне.

— массовый угон народов в рабство был «не комильфо» и ни один уважающий себя правитель Нила не стал бы портить репутацию. Да и глобальных походов на соседние земли в тот период не зафиксировано.

Чудо источника на картине Рафаэля Санти.

Чудо источника на картине Рафаэля Санти.

Вдруг откуда ни возьмись…

Затем был период междоусобных войн, княжений и всех прелестей анархии. Всё это веселье закончилась около 1500 года до нашей эры и началось время, обозначенное как Новое Царство. И тут начинается главный движ. Приблизительно к этой эпохе относятся первые упоминания о народе бога. В документальном фильме «Исход» Джеймса Кемерона к этому периоду относится стела фараона Секнекры, на которой упоминается победа над народом Эл, позже именуемым Ам-Израэль. Немного притянуто за уши, особенно если учесть, что этот народ, якобы, уже жил на территории Египта. Значит, вопрос был не в порабощении одного народа другим, а в борьбе классов, либо, выражаясь современным языком, победе одних элит над другими. Оппозиционеры со своими идеями были выкинуты из гонки за власть и обосновались в восточной части дельты реки Нил и остались в летописях как «Гиксосы».

Согласно современным исследованиям, гиксосы были семитскими племенами и хорошенько нагибали привычный нам Египет в период до Нового Царства. Их столица, Аварис, сейчас тщательно оберегается египетскими властями и фиг кто раскопает больше, чем на то есть их воля. Итого у нас есть семитское племя в Египте ДО Моисея. Это племя было могущественным и захватило почти весь Египет, но потом что-то пошло не так. В то время, гиксосы были политеистами, как и египтяне. И вот, фараон Яхмос Первый изгнал их из Египта в 1550 году до нашей эры.

То есть никаких объективных различий между народом Египта и якобы пришлыми гиксосами (согласно последним теориям, они пришли из Ирана и ближе к шумерам и вавилонянам, но и таких родственников иметь «не в облом»), также именуемым «цари-пастухи» (в более поздних упоминаниях почему-то уже «пленники-пастухи). Другой вопрос, если это все же была война за власть внутри народа Египта и две и более «партии», участвовавшие в ней. Примеров таких политических расколов в истории воз и маленькая тележка: тамплиеры, раскол христианской церкви, феодальная раздробленность Руси и так далее.

Сейчас немногие ученые принимают версию того, что гиксосы и иудеи из Библии есть один и тот же народ, а изгнание тождественно Исходу, так как между этими событиями лежит интервал в 300-400 лет. Однако эти факты рождают «зародыш» всей истории, а именно: угнетенную часть населения Египта, предположительно семитского происхождения, которую не особо любила основная часть большой и богатой страны.

Начало казней египетских

Начало казней египетских

Имена меняются, люди остаются

К этому же периоду относится имя «Яхмос», что по мнению того же Кэмерона и участников его передачи, это переводится всего лишь как «младший сын». Как было сказано ранее, именно этот фараон причастен к тому, чтобы погнать гиксосов тряпками за кордон. Если сравнить с библейской историей, то возникает определенная параллель, там был Рамзес и Моисей Они же – Ramoses и Moses. Именно Рамзес гнал евреев к берегам Красного моря и в его имени есть тот же корень, что и в имени Яхмос. Опустим теорию, что Рамзес и Яхмос являются одним и тем же человеком, так как это отрицает история и письменные источники. Однако никто не отрицает, что имя Моисей («Мойша» на иврите) имеет не семитские, а египетские корни. Следовательно, созвучие этих имен не случайно и есть связь. Таким образом есть второй важный факт: корень «мос» в именах собственных и не исключено, что «монархических» (то есть на них имели право лишь члены королевской семьи) появился вместе с образованием семитского национального сознания на заре Нового Царства и затем постоянно фигурирует в истории.

В мою модель событий укладывается следующая версия: спустя 300-400 лет после того, как гиксосы стали ущемленной социальной группой, для того, чтобы эта группа оставалась спокойной, одно из детей высшего сословия взяли в заложники в царский дворец в Фивах (нормальная практика как для Древнего мира, так и европейского Средневековья). Его имя было Рамзес, то есть, пользуясь некоторыми фактами, изложенными выше, «Сын Ра», что вполне хорошо укладывается в идею того, что гиксосы были языческим племенем семитов.

Опять же: ребенок, найденный в корзине, вряд ли случайно появился и воспитывался в царском дворце наравне с сыном фараона. Поэтому моя версия весьма хорошо объясняет, как будущий Моисей был на короткой ноге с властителем Египта. И тут третья мысль: возможно, что «Моисей» и «Размес» это не имена собственные, а скорее прозвища, причем прозвища одного человека. У нас появляется член царской семьи (египетского или же семитского происхождения, что по сути может быть одним и тем же) и затем фараон, резко преданный забвению приблизительно в 1200 году до нашей эры.

Этот фараон, имевший титул или прозвище «Рамзес», то есть «Сын Ра», отбросил старого бога, отказавшись от этой части в своем прозвище и стал просто «Сыном», то есть «Мозесом», Моисеем. И это хорошо описывает, что произошло с Моисеем, уверовавшим в единого бога, имени которого нельзя произносить всуе. Минус «Ра», плюс «неназываемый». Сходится?

Исход евреев, адаптированный под средневековые стандарты.

Исход евреев, адаптированный под средневековые стандарты.

Вива ля революсьон – долой старых богов

А теперь подступаем к самой интересной части моей версии: какой фараон Египта из официально известных славится тем, что правил в период 1300-1200 годов до нашей эры (время теоретического Исхода) пришел к монотеизму, обожал менять свое имя и затем был предан забвению, а жрецы старых богов вновь зажили на всю катушку.

Фараон Эхнатон и его любимая супруга Нефертити – вот кто наш герой. Именно он, рожденный многобожником в определенный момент времени прозрел и заявил, что существует лишь один бог, солнечный диск Атон, Отец всего сущего.

Если представить, что изначально он позиционировал себя как «сын Ра» (верховного бога египтян, не считая Осириса), а затем отрекся от своей принадлежности к «олдскулу» забыл свое старое царское имя Аменхотеп Четвертый (тоже являющееся скорее именем-званием, как у Папы Римского в наше время), и стал зваться просто «сыном», или, с заменого имени Бога неназываемого на эвфемизм, Эхнатоном.

Разумеется, такие изменения понравились далеко не всем из числа правящих элит, поэтому вполне могла начаться борьба между фараоном, его единомышленниками, поддерживающими монотеизм и жрецами старых богов, которые все еще имели весомую власть среди населения. Можно предположить, что потомки гиксосов, ставшие уже полноценными иудеями и жившими на периферии государства, пошли за новым лидером, которому необходима была поддержка и человеческие ресурсы для борьбы за трон и власть. И тут мы можем увидеть группу населения с семитскими корнями, объединенную под руководством одного человека и почитающих одного Бога.

Археологи утверждают, что Эхнатон правил почти 40 лет, оставив после себя лишь больного и хромого Тутанхамона, а до его совершеннолетия страной управляли жрецы-регенты, вычеркнувшие имя Эхнатона со всех колонн, табличек и папирусов. Однако возможен и другой вариант: фараон проиграл битву с многобожниками и отправился в изгнание вместе с людьми, которые поверили в версию существования единого верховного божества. Он отказался от своего языческого имени, от звания фараона, став просто «Сыном», или Моисеем, ведущим свой народ, народ Божий, через пустыню к Земле Обетованной.

Разумеется, есть еще один важный момент – 10 казней египетских, о которых можно написать отдельный аналитический материал. Хотя в данном случае все те же документалисты говорят об извержении вулканов и геологической активности, которая идеально вписывается в рамки описанных событий. Желаете прочитать об этом? Ставьте лайк, как говорится.

Вывод

Жонглировать историческими фактами можно в какой угодно последовательности, так что я ни в коем случае не говорю, что все остальные теории «ложи и провокация». Верить и думать, как известно, никому не запрещено. Но подытожу:

Моя версия хорошо описывает события, легшие в основу одной из знаковых историй трех основных религий мира и примиряют её с рационалистическим подходом к событиям. Выбирать, как обычно, вам.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.