Mister Gelikopter

Май 25, 2017
Автор: Break-Fast

Изобретение вертолёта — является важнейшим событием в истории человечества. А особенно потому, что именно вертолёты продолжают сегодня спасать жизни живых существ в экстремальных ситуациях- и людей, и животных. И это поистине грандиозное явление, автором которого есть наш с вами соотечественник, киевлянин, Игорь Сикорский.

И в то время, когда подошедший к своему финалу май, ознаменовался в прессе разнообразными торжествами в Украине, актуальными новостями в экономической и социальной жизни страны, никто не вспомнил гениального соотечестченника, воплотившего мечту Леонардо Да Винчи в жизнь, никто не вспомнил великого украинца — Игоря Сикорского, день рождения которого был 25 мая, 1889 года, в Киеве.

В своих воспоминаниях Игорь Иванович уточнял, что наброски Леонардо Да Винчи вдохновили его на тот самый путь, который он выбрал: «Я всегда мечтал о полёте. Даже когда был совершенно маленьким мальчиком. Но в моё время одно упоминание о летающем человеке или летающей машине вызывала ассоциацию с шизофренией. Мы могли только любоваться полётом птиц, а говорить о том, что рано или поздно человек полетит — означало признать себя сумасшедшим. Однако эта мечта произносилась всё чаще, как вдохновляющая людей и изобретателей на протяжении тысячелетий».

 

макет вертолёта Да Винчи

макет вертолёта Да Винчи

Но даже братья Райт, американцы, которым принадлежит первенство в конструировании первого самолёта и управлении своим детищем, не верили в саму возможность вертикального взлёта и зависания летательного аппарата.

Вы должны знать, что Сикорский не только сконструировал вертолёт и смог успешно им управлять, но и создал первые в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлый четырёхмоторного бомбардировщикаи пассажирский самолет «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантический гидроплана, и запустить серийныйо вертолёт одновинтовой схемы (США, 1942 год).

 

К мечте.

Игорь Иванович Сикорский был младшим ребёнком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней — Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) — и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.

Это серое пятиэтажное здание называют «особняком Сикорских» по ошибке. В действительности этот дом для высоких военных чинов был построен на месте особняка, принадлежавшего семье Сикорских.

 

Ярославов Вал 15б (фасад)

Городская усадьба состояла из самого особняка, выходящего на улицу (не сохранился), и трехэтажного флигельного здания (Ярославов Вал, 15-б). Снесенный особняк был построен в конце XIX века, а с 1904 года сдавался под музыкально-драматическую школу Николая Витальевича Лысенко, где преподавал сам композитор и его соратники.
Семья Сикорских обитала на первом этаже флигельного дома, который как раз и сохранился во внутреннем дворе.

Квартира занимала шесть комнат, одну из которых отдали прислуге. Еще одна комната была реквизирована после 1918 года. Именно в этом доме прошло детство известного ученого изобретателя, авиаконструктора Игоря Сикорского, а теперь, по словам местных жителей, здание намеренно доводят до разрушения, чтобы освободить место под новую стройплощадку.

Ярославов Вал 15 б (внутренний флигель)

Ярославов Вал 15 б (внутренний флигель)

В 11 лет, как и полагалось, мальчика отдали учиться в Первую киевскую гимназию — сегодня желтый корпус КНУ им. Т. Шевченко. Учебное заведение пользовалась авторитетом — из его стен вышли Булгаков, Паустовский, Луначарский, Богомолец. Но образование тут получали гуманитарное, а молодого Сикорского привлекали точные науки.

Сикорский со своим изобретением H 2 во дворе дома в 2010 году

Сикорский со своим изобретением H 2 во дворе дома в 2010 году

 

С 1903 по 1906 год он учился в петербургском Морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского.

В 1908 году из секции выделился кружок математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне, членом которого и стал Сикорский. После появления в газетах сообщений о первых полетах американцев братьев Райт желание сформировалось окончательно: строить аэропланы и летать на них.

Именно в Политехе стоит памятник великому соотечественнику, бронзовую шляпу которого трут студенты – чтобы сдать удачно экзамен.

Памятник И. И. Сикорскому в Киеве, на кампусе НТУУ «КПИ»

Памятник И. И. Сикорскому в Киеве, на кампусе НТУУ «КПИ»

Любимым предметом гардероба Сикорского была шляпа фасона «федора». В последствии, у пилотов даже появилась традиция напрашиваться к хлебосольному конструктору в гости и просить примерить «федору». Якобы после этого у тебя на вертолетах Сикорского все будет гладко.

За памятником авиаконструктору находится гараж. Сейчас там — отделение авиации и космонавтики имени Сикорского Государственного политехнического музея. Приземистое, крепкое одноэтажное здание сохранилось со времен создания в Политехе в 1905-1906 годах воздухоплавательной секции с отделами аэропланов, вертолетов, орнитоптеров и двигателей. Естественно, самым активным участником вертолетного отдела стал Игорь Сикорский.

Уже летом 1908 года мечта Сикорского начала осуществляться — студент приступил к разработке  вертолета. Работы велись во дворе отцовской усадьбы на Ярославовом Валу и в авиагараже КПИ.

Далее стоит привести только хронологию:

В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.

В 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.

В 1911 году получил диплом лётчика.

 

В 1912—1914 годах создал в Петербурге самолёты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации.

27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч.

Технические характеристики «Ильи Муромца» поражали воображение современников: размах крыла достигал 32 метров, длина фюзеляжа в разных модификациях колебалась от 17,1 до 23,5 метра, взлетный вес — более 5 тонн, скорость в горизонтальном полете — 140 км/ч, а высота полета — 4 тысячи метров.

 

C-22 Илья Муромец

 Самолет был оборудован кают-компанией, ванной и уборной. В каждом аэроплане по традиции висели копии картины Васнецова «Три богатыря». Новинку проинспектировал сам император Николай II, пришел в восторг и даже изъявил желание на нем полетать и подарил Сикорскому серебрянные часы, которые хранятся у его сына в Америке и сейчас.

Сикорский решил установить на «Муромце» мировой рекорд по дальности перелета. Сикорский и трое его сподвижников планировали преодолеть маршрут Санкт-Петербург — Одесса за сутки, но в итоге долетели только до Киева.

Путешествие проходило бойко: лопнул бензопровод, бензин начал хлестать на работающий на полных оборотах двигатель, трехметровое пламя охватило часть крыла. По счастью, на «Муромце» был предусмотрен доступ к двигателям в полете, поэтому тушить пожар кинулся один из механиков. Уже через пару секунд механик загорелся сам, и второму механику пришлось потушить сначала напарника, а потом уже они совместными усилиями справились с огнем, сбив его куртками.

Пролетая над Киевом, Сикорский снизился над отчим домом и помахал крылом. Затем направил машину к аэродрому, где конструктора, пилота и механиков уже караулили представители Киевского общества воздухоплавания. После бурных приветствий кто-то вскользь упомянул о новости из-за границы: в Сараеве убит эрцгерцог Франц Фердинанд. Однако все были слишком поглощены полетом, чтобы думать о последствиях этого события.

семья Сикорских. Игорь - псрава

семья Сикорских, брат и сёстры. Игорь — справа

С 1912 по 1917 год Игорь Иванович работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге.

После февральских событий 1917 года работа общества «Русско-Балтийский вагонный завод» остановилась. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте и рабочие в тылу начали расправляться с «неугодными»: инженеров и офицеров вешали на столбах.

Игоря Сикорского предупредили об аресте.

Он оставил молодую жену и только что родившуюся дочку Татьяну у родных и в марте 1918 года отплыл из Мурманска, через Лондон — во Францию.

В эмиграцию конструктор взял пару сотен английских фунтов, рекомендательное письмо от начальника французской военной миссии в России и бесконечную веру в свой труд. Но Европа уже насытилась русскими эмигрантами, и даже слава Сикорского как конструктора обесценивалась на фоне стремительно сворачивавшейся авиационной промышленности

Сикорский. Нью Йорк 1919

Сикорский. Нью Йорк 1919

В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку 5 бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918 года заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции прекратилась.

Сидеть в Париже без работы не хотелось, возвращаться на родину, в лапы к комиссарам, — тем более. Оставалась страна больших возможностей и деятельных людей по ту сторону океана. Весной 1919 года Сикорский ступил на американский берег.

Три месяца конструктор мотался по авиационным конторам, пытаясь на ломаном английском втолковать предпринимателям со стеклянным взглядом, какие замечательные самолеты он может делать. Сикорский посредственно владел языком, и поначалу ему помогали освоиться киевские иммигранты, которых в Нью-Йорке было немало. Но устроиться по специальности он все равно не смог.

Один из знакомых эмигрантов сжалился над осунувшимся Игорем и порекомендовал его на должность преподавателя математики в вечерней школе для русских рабочих в Ист-Сайде. Постепенно уроки математики превратились в основы авиации.

Сикорский с энтузиазмом вещал с кафедры о тяжелых самолетах будущего, способных поднимать по сорок, а то и по пятьдесят человек. Так у конструктора появились последователи, готовые строить его самолеты бесплатно.

 

Бизнес

В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Правда, на строительство первого «американского» самолета у конструктора ушло около года, и этот год был весьма напряженным. Основанная на скорую руку «Сикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн» располагалась в продуваемом всеми ветрами курятнике на Лонг-Айленде. Денег постоянно не хватало, не спасла даже внушительная сумма в 5 тысяч долларов (около 80 тысяч современных долларов), пожертвованная композитором Сергеем Рахманиновым. Первые испытания S-29-A прошли неудачно: самолет камнем упал на землю, но, к счастью, серьезно никто не пострадал. Зато когда самолет смог летать, посыпались заказы — например, перевозка пианино для супруги президента миссис Гувер и доставка запрещенного алкоголя

Производство самолётов в Рузвельте (штат Нью-Йорк) началось в 1925 году. В 1929 году компания переехала в Стратфорд (штат Коннектикут). Затем компания стала частью United Aircraft and Transport Corporation (в настоящее время United Technologies Corporation) в июле этого же года.

 

Акция_АО_Sikorsky aero engineering corporation

Акция АО Sikorsky aero engineering corporation

 

В 1926 году у Сикуорского произошла большая трагедия: сконструированный им самолёт для специального французского заказчика – упал на взлёте с 6 метров и загорелся. Заказчик со вторым пилотом успевают выбраться из машины, механик и радист сгорели заживо. Фото трагедии долго показывали перед сеансами в кинотеартах – Сикорский был на грани банкротства.

Самолёт амфибия Сикорского была готова в том же 1927 году, официальным заказчиком числилась крупнейшая авиационная компания США «Пан Американ».

Выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000$ (около 80000$ в пересчёте на 2010 год).

 

Рахманинов (в шляпе) и и Сикорский (справа) возле самолёта С-29А

Рахманинов (в шляпе) и и Сикорский (справа) возле самолёта С-29А

 

В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшились, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

Первоначально, Игорь Сикорский был сосредоточен на разработке многомоторных самолётов, а затем и самолёта-амфибии.

Следующие десять лет гидропланы Сикорского пользовались огромной популярностью, прославляя и обогащая своего создателя. Самолеты-амфибии летали в Карибском бассейне, эксплуатировались в Африке и даже пересекали океан, завоевывая репутацию самого безопасного и комфортного транспорта в мире.

Сикорский и его летающая лодка S-43

 

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. В конце 1930-х, продажи самолётов упали и United Aircraft объединились с Vought Aircraft.

С 1939 года перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.

Сикорский воспользовался этой возможностью, чтобы начать работы по разработке вертолёта.

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.

История его создания тоже показательна.

Идея сконструировать вертолет никогда не оставляла Сикорского. Вместе со своим другом Линдбергом конструктор в 1938 году посетил фашистскую Германию. И если Линдберга с супругой больше интересовал Гитлер, то Сикорский, издалека раскланявшись с фюрером, ринулся в мастерскую немецкого конструктора Фокке, достигшего больших успехов в вертолетостроении.

Похвалив вертолет немца с поперечной схемой, Сикорский вернулся в США с твердым убеждением, что поперечная схема — ерунда и нужно строить вертолет одновинтовой схемы. Многие не верили в возможность создания вертолета. Но главное, что верил конгресс США, выделивший Сикорскому три миллиона долларов на создание серийного вертолета.

20 мая 1940 года состоялся первый публичный подъем американского экспериментального вертолета, напоминавшего скорее скелет вертолета, — «Воут-Сикорский 300». Машина прекрасно летела вправо, влево, назад и даже разворачивалась на месте, но при этом упорно не желала лететь вперед. Счастливый конструктор объявил, что эту мелочь легко исправить. Управлял вертолетом сам Сикорский, его голову венчала любимая шляпа «федора».

Через два года после той демонстрации по заказу армии США был выпущен первый в мире серийный вертолет Sikorsky R-4.

Sikorsky R-4 Hoverfly — первый серийно выпускавшийся в США вертолёт. Лёгкий многоцелевой вертолёт классической одновинтовой схемы. Предназначался для связи и спасательных работ. Был спроектирован под руководством И. И. Сикорского. Опытный образец XR-4 совершил свой первый полёт 13 января 1942 года.

Активно эксплуатироваться машины начали уже ближе к концу Второй мировой войны, причем использовались вертолеты преимущественно при спасательных операциях. Это было начало новой эпохи. Отныне фамилия Сикорский стал синонимом вертолета, как фамилия Форд — синонимом автомобиля. Винтокрылые Сикорского заполнили все воздушное пространство над США, благодаря чему конструктор получил прозвище Мистер Геликоптер.

 

Sikorsky R-4 Hoverfly

Sikorsky R-4 Hoverfly

 

Igor’s Dream

За следующие двадцать пять лет Сикорский разработал около пятидесяти вертолетов, в том числе двухэтажный вертолет, вертолет-амфибию, летающий кран, вертолет из прорезиненной ткани… Росло и количество премий и наград Сикорского: всего его чествовали восемьдесят девять раз, причем треть наград конструктору вручали американские президенты.

CH-54 Tarhe

CH-54 Tarhe

На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Среди них — S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65.

С 1943 года для вертолётов Сикорского началась опытная эксплуатация в вооруженных силах США, а в следующем году — в Великобритании. С апреля 1944 года вертолёты R-4B (армейское обозначение) стали применяться армейской авиацией США непосредственно в боевых действиях.

 

Оборудованный понтонами вертолет Сикорски R-4B (Sikorsky R-4B) береговой охраны США в полете.

Оборудованный понтонами вертолет Сикорски R-4B (Sikorsky R-4B) береговой охраны США в полете.

 

Сначала R-4B применили в Бирме, а затем в Китае и на островах Тихого океана для эвакуации раненых солдат, сбитых лётчиков, снабжения окруженных частей и кораблей, связи, наблюдения и корректировки огня артиллерии. Английские вертолёты в боевых операциях не участвовали.

Во флоте и береговой охране США эта машина использовалась под именем HNS-1. В вооружённых силах Великобритании она носила название Hoverfly-I и, помимо перечисленных выше целей, использовалась для поиска подводных лодок и обслуживания королевской семьи.

 

H-34

H-34

Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58

Сегодня  Sikorsky Aircraft — американское самолёто- и вертолётостроительное предприятие, разрабатывающее и производящее летательные аппараты, основана учёным-авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским. В период с июля 1929 по ноябрь 2015 принадлежала United Technologies Corporation. В ноябре 2015 была продана Lockheed Martin.

CH-124_Sea_King

CH-124_Sea_King

Многие отмечают только эти его – научно-предпринимательские качество. Но Игорь Иванович был разносторонним человеком. В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, а также принимал участие в деятельности монархического движения. Сикорский в 1920-е — 1930-е годы входил в Государево Совещание, а также состоял в Русском национальном союзе в Америке.

UH-60 Black Hawk

UH-60 Black Hawk

B 1963 году награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.

Постепенно Сикорский начал отходить от дел. Все реже он садился в свой «фольксваген-жук», чтобы ехать на завод. Зато теперь конструктор больше времени уделял многочисленным хобби, среди которых числились хождение под парусом, игра на пианино, написание философско-религиозных эссе и стрельба. Любимым фокусом Сикорского во время вечеринок, которые он с женой регулярно устраивал для многочисленных друзей и знакомых, было сбивание пламени свечи пулей с десяти метров. Скончался авиаконструктор в 1972 году в возрасте 83 лет — во сне, рядом с любимой женой, в городе Истоне штат Коннектикут. Похоронен на грекокатолическом кладбище Святого Иоанна Крестителя (Saint John Baptist cemetery) в Стрэтфорде (штат Коннектикут).

 

Корпорация Сикорского процветает по сей день, а 99 % вертолетов в мире сделаны по предложенной конструктором схеме.

 «Я его никогда не воспринимал как старого человека. Он был замечательным отцом и очень разносторонней личностью: философом, инженером, первоклассным летчиком. Его интересовало многое: литература, классическая музыка, история, астрономия, богословие… Да и сама жизнь была очень интересной, насыщенной. Создав машины, которые смогли летать, отец сумел воплотить то, что казалось в его время неосуществимым, фантазией и фантастикой одновременно. Миллионером он не стал, но обеспечил своим родным комфортную жизнь. И его внуки уже хорошие летчики» — вспоминает сын Сикорского — Сергей.

В Америке, Игорь Сикорский брендовая фигура, его считают достоянием своей науки и производства. Эдвин Брит Викофф написал довольно исчерпывающую книгу о Сикорском «Человек-ветртолёт: Игорь Сикорский и его великие изобретения (Гений за работой. Биография великого изоюретателя)»

И конечно, его увековечивают не только в бизнесе и литературе. Сикорский — часть субкультуры Америки. 

Компания «Two Roads Brewing Company» отмечает в Страдфорде каждый четвёртый выпуск в честь авиации, собирая благотворительные взносы в пользу авиационной промышленности и посвящает этот сбор первопроходцу авиации Игорю Сикорскому. Девятсот бутылок по 740 мл. с символическим название Igor’s Dream «Мечта Игоря» становятся доступны только на пивном заводе Two Roads. Продажа начинается с 10 утра. К акции присоединяются также ликёро-водочный завод «Saxton», который предоставляет к набору ещё и свой кленовый шотландский виски. На мероприятии присутствуют сыновья Сикорского – с полудня до ночи и подписывают бутылки всем покупателям.

 

постер "Igors Dream 2016"

постер «Igors Dream 2016»

В любом случае, американцы считают Сикорского своим достоянием, даже не вспоминая о его украинском, киевском происхождении. И, наверное, частично правы. Ведь у нас в стране память о гениальном изобретателе совсем не на должном уровне. Стоило бы привести в порядок дом и двор, где прошло его детство и где он запускал свой первый летательный аппарат. А ещё лучше сделать там музей, а не ждать пока очередной застройщик уничтожит родину грандиозного мастера. Ведь этот киевлянин — именно тот человек, который воплотил мечту Леонардо Да Винчи в жизнь.

«Если вы попали в беду в труднодоступном месте, самолет может скинуть вам цветы, а вертолет зависнет в воздухе и спасет вас».

Игорь Сикорский

 

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

  • Куланий:

    Дополнение: Жена Сикорского была запугана ЧК так, что отдала дочку сестре конструктора и исчезла навсегда. Сестра Ольга взяла ребенка на воспитание и с Божьей помощью в 1923 году уехала со своими детьми и племянницей к Сикорскому в США.