Зачаровані квіти…

Август 7, 2017
Автор: Марина Ткаченко

Все предметы, с которыми мы вступаем в эмоциональный контакт, словно запоминают нас в состоянии комфорта и гармонии. Они соприкасаются с нами такими, какими мы есть на самом деле. Какими бываем наедине с миром, с собой, с мечтами и тихими мыслями о волшебных краях…Совершенно не отдавая себе отчёта, что эти волшебные края – вполне могут быть именно там, где мы находимся. В окружении этих родных и уютных предметов.

Они действительно воспринимают наши ощущения, потому что в следующий раз мы ощущаем, как они отдают нам тепло общего переживания. И даже если мы остаёмся совсем одни, иногда в печали или нерешительности — именно эти вещи порой сохраняют наше равновесие – возвращая нам комфорт бытия…

Наталья Катюха, создатель бренда вышитых вещей KAANNI, авторских узоров, и уютных подушек, является главным спонсором нашего поэтического конкурса на BreakFast.

Она, как никто другой знает, откуда у предметов умение быть добрыми, красивыми, уютными и даже — понимающими… Ведь она сама их создаёт именно такими.

Наталья Катюха

 

 

Наталья, как вся эта магия называется?

Если следовать канонам – то всегда считалось, что вышивка – это декоративное прикладное искусство. Нечто такое, что позволяет занять себя полезным делом «по душе». Именно развитие направлений декоративно-прикладного искусства и привело к появлению мастеров, которые остались верны своим творческим взглядам.

Сегодня они стали настоящими мастерами своего дела, которые вкладывают душу в свои творения. От чего сразу видно стиль, неповторимость и буквально теплоту создаваемых вещей. Это и является авторским видением, той самой магией – о которой вы говорите.

 

Но насколько это востребовано, чтобы начать и продолжить заниматься этим, как основным делом?

Совсем недавно, у таких мастеров появилась возможность создавать свои авторские направления, регистрировать марки, открывать магазины. Их работы стали доступны зарубежным покупателям на международных сайтах.

Но у нас всегда культивировалась такая мечта, что «а вот на Западе»… И кажется, что если мы выходим на международный рынок — так сразу «и будет нам счастье».

Я лично пришла к выводу, что мой потребитель – это не национальная характеристика. Мой покупатель — это человек с особенным показателем внутренней культуры. Аристократически-интеллигентный человек, который способен наслаждаться произведениями высокого творчества.

Это некая прослойка общества, которая существует вне национальностей и вне любых границ… и даже вне зависимости от социальных разграничений. Это врождённые ценители… Они есть везде в Испании, в Америке, в Азии, в Украине, по всему миру.

И я сделала для себя вывод, что работать надо не столько с рынком, а именно со своим потребителем. С настоящим ценителем.

интерьерные декоративные авторские подушки от KAANNI

 

Я заметила, что мировые бренды, крупные игроки модных направлений в дизайне, тоже начинают отдавать предпочтение направлению Handmade. Появляются дизайнерские коллекции одежды с брошами, изделиями из бисера, с тематической вышивкой. Возникают творческие тандемы между авторами новых фасонов и мастерами индивидуальных украшений и предметов интерьера. Как обстоят дела с вышивкой в модным домах?

Если вы зайдете в маркеты – Gucci ,Мango, Zara, то найдёте огромное количество изделий с вышивкой. Даже в предметах домашнего интерьера. Часто то, что можно увидеть на подиумах, может быть частью более глобальных проектов.

BreakFast решил предоставить нашим читателям несколько экземпляров из коллекции дизайнера Balmain Fall которые наиболее наглядно демонстрируют отношение к вышивке, как к  главной тематической линии коллекции одежды.

Если вы зайдёте в салон к laura Ashley вы получите представление о современном дизайне английского дома. Каждый сезон у них создаются несколько новых коллекций оформления интерьера. Конечно, там работают огромные коллективы дизайнеров, которые создают свой стиль.

Так что мировые марки создают не только модные коллекции одежды, а и уникально оформленные интерьеры жилых помещений.

интерьер laura Ashley

У нас в КAANNI скорее – это авторский стиль, и тоже для дома. Но рождается он не на конвейере, а тогда, когда меня что-то вдохновляет. Если у меня рождается коллекция, то она отображает те мои эмоции, которые я испытывала.

вышивка "по мотивам Густава Климта"

вышивка «по мотивам Густава Климта»

 

 

Знаете, с одной стороны сейчас — когда набирает силу уже четвёртая техническая революция, появляется много производственных новаций, позволяющих ускорить процесс оборота средств. Но лично я считаю, что вышивка, как творчество – это путь к себе. Когда ты не знаешь, что на самом деле получится в момент начала работы. Это твое настроение, твоя эмоция, это ты сам. Медитация, терапия.

Но всё-таки, если говорить о рынке – то в процентном соотношении в Украине вышивают меньше, чем совокупно остальные народные мастерицы в разных странах мира?

Как раз 80% всех женщин вышивают на Украине. У нас особенно сейчас развито это творчество и в этом, по-моему, проявляется инстинкт самосохранения.

 

 

Мы видим расцвет именно женского творчества женщин-дизайнеров. Даже в ближнем зарубежье именно Украина больше всего представлена мастерицами по вышивке. На единицу населения творят намного больше именно у нас. На Западе все меньше людей занимается народными традициями. Есть один магазин в Вене недалеко от дома Стефанс — он называется Petit Point.

 

Их тренд — микровышивка по шелковой кайме. Семья уже 4 поколения держит этот магазинчик. Их мастерицы являются держателями авторского права, узоров, схем вышивки.. Но эти мастерицы уже старше 65 лет, а моложе таких профессионалов нету. И, наверное, это тенденция во всем мире.

 

создание вышивки "Брызги Ниагары"

создание вышивки «Брызги Ниагары»

А разве наши так уж и моложе?

У нас больший процент вовлечённости. Посмотрите, у нас даже в Киеве огромное количество магазинов для творчества и мастер-классов. Где ты можешь прийти и сделать что-то своими руками. В Европе этого намного меньше.

Кроме того, у нас очень серьезное отношение к произведению конечного продукта. Например, свадебный рушнык – это не просто вышивка по белой ткани.

Надо посеять лён, на следующий год собрать. Отбелить этот лен на солнце. Вся семья этим занималась и знала,что это будет «рушник на весілля».

 

 

 

Когда ткань была готова, то девушка садилась вышивать этот рушнык и не один месяц вышивала. Полгода, год. И она молилась и думала о женихе и о будущей жизни – она зашивала свою долю в этот рушнык мыслями.

То есть, если на Западе в массовом сознании — это все воспринимается как сувенир, то у нас более глубинное отношение, понимание и ощущение. Это не то, что сейчас мы прикрепим магнитик на холодильник в виде домика и думаем, что это нам обеспечит символическое благополучие.

Ниагарский калейдоскоп

Ниагарский калейдоскоп

 

У нас это совсем другое – создание предметов обихода, как исконное прогнозирование рода.

Например, откуда брали узор? Обычно из таких же свадебных рушныков членов семьи. Девушка выбирала узор и компоновала со своими вариациями. И таким образом, на базе родовых узоров, создавала свой – как собственную долю. И это имеет сакральный смысл.

А ведь домашние предметы – разные по назначению и цели. Те же рушныки были не только на свадьбу. Были для военных походов, для новорожденных, плюс одежда для каждого случая имела свою вышивку….

Вышитый гобелен

Вышитый гобелен 20 стежков на 1 кв. см.

 

А непосредственно ваши работы – это продолжение традиций или лично авторское видение?

Мои работы – это современное продолжение украинских традиций. Во-первых, вышивает эти работы — коренная киевлянка. Далее, это не является репликами старых вышивок.

Например, дизайнерская серия подушек «Волшебные цветы». Она как раз выполнена техникой, какой вышивали рушники: стежки двусторонние, и наволочку можно одевать, что называется «на выворот». Полотно тоже подобрано соответствующее – домотканое, как и положено для рушныков.

Трансформация народных традиций в той серии подушек уже переосмыслена так, чтобы было интересно на современном этапе. Это с одной стороны.

Например, подушечка «Квітка» — это можно сказать, продолжение национальных традиций, прошедших через моё сердце…

Квітка

 

С другой стороны — уже по всему миру есть почитатели нашей марки КААNNI. У нас в шоу-руме весит карта мира, где отмечены местонахождения наших работ. Они сейчас есть на всех континентах, кроме Антарктиды. Есть туристы, которые заходят и покупают себе, есть соотечественники, кто отправляет наши произведения в подарок за рубеж. Это говорит о том, что наша интерпретация традиций востребована.

 

места на карте, где находятся работы от KAANNI

 

А отличаются чем-то вкусы наших соотечественников от любителей авторских работ в других странах?

Я уже говорила, что мой покупатель вненационален, это эстет.

В то же время, о вкусах не спорят, и каждая подушка находит своего покупателя. Как бы долго этот покупатель не шёл к своему выбору.

Но я замечаю, что чаще всего к нам в шоу-рум заходят семейные пары. О них хочется думать, что они счастливы в браке. И очень интересно смотреть, кто из них лидирует при покупке. Иногда мужчина, иногда женщина. Они сразу прямо говорят, что лично им нравится. Но зачастую – это очень заботливые семейные пары, которые взаимно дополняют друг друга, советуются при выборе.

 

Так вот о выборе. Интересная история получилась с коллекций подушек по мотивам Трипольской культуры. Узор был взят с тарелок этого периода. Это было достаточно сложно — переснять с трипольских тарелок узор и адаптировать его к схемам вышивки. Потом мне захотелось сделать имитацию соломы  в ткани самой наволочки. И вот как раз индийский натуральный шелк очень сильно помог в поиске, и мы добились такого результата: тарелки в соломе.

Если честно, когда я создавала эту серию,то думала: «Это такая красота, которую разберут». А бывает наоборот — делаешь и думаешь, что подушка немножко не яркая или не очень оригинальная… а на следующий день её покупают. А вот бывает – сделаешь шедевр, а она лежит и прочно прописывается в шоу-руме. 

Так вот и Трипольская коллекция подушек. Она была очень большая, но осталось три подушки. Её как раз взяла семейная пара и, по-моему, она уехала в Италию. Они тогда переживали, как будут отправлять такой объем.  Но есть такой прием как вакуумные пакеты, которые ужимают объем специально для отправки покупателю… Потом было очень приятно получать фото, как они бережно и кропотливо искали место для этих подушек  в своем доме.

 

Очень интересно про наволочки Трипольской коллекции.. а вы от чего отталкиваетесь когда создаёте идеологию подушки, если можно так сказать. От композиции, от цвета наволочки, от фактуры ткани или от чего-то внезапного. Вот как получаются цветовые и фактурные сочетания: цвет и ткань наволочки и сама композиционна и цветовая гамма самой вышивки? 

Коллекции рождаются по-разному. Иногда отталкиваюсь от тканей. Например, есть коллекция – с совами. Эта коллекция родилась от гобелена с совами. И я решила соединить гобеленовых и вышитых сов.

Эта коллекция была создана в прошлом году. Есть случаи, когда все идет от вышивки. Вышивка может родиться и лежать – она ждет своей ткани и воплощения.

Ткани используются только высокого качества: лён lauraAshley, бельгиский, итальянский лен, индийский шелк, китайский шелк…

 

А как же украинский лён?

Начнем с того, что украинского льна, как такового не было. Только в последние 10 лет начал появляться лён и то — это белорусский лен. А те фабрики, которые были в Ровно уже давно закрыты.

 

«Сердечки», итальянский лен

 А ведь чего мы хотим от ткани, тем более для подушек под вышивку? Главными показателями есть равномерная покраска и долговечность. Наши ткани становятся с каждым разом все лучше и лучше, однако лён дает усадку. Чтобы его использовать для наволочки – его надо один, а то и два раза обработать, чтобы он не давал усадку.

А поскольку мы гарантируем качество нашей продукции, то и выбираем максимально качественные материалы.

 

тканые гобелены

тканый гобелен

 

А гобелены? У вас многие вышивки именно на гобеленах, с изначальными рисунками?

Мне очень нравятся гобелены, я их везу со всего мира: голландские, шотландские французские.В моем магазине можно посмотреть эти гобелены. Это те, которые понравились мне – их можно заказать и пошить декоративную подушку. Да, это не вышитые подушки, а именно из качественного тканого гобелена.

Но меня очень часто вдохновляет сочетание рисунка на гобелене и придуманной мной композиции. Как, например, серия «Романтика путешествий» была создана именно под впечатлением карты мира. А уже саму подушку украшает вышивка парусников или маяка.

На некоторых экземплярах коллекции присутствует вдетая в наволочку веревка, представляющаяся в виде морского каната в уменьшенном варианте. Такое добавление смотрится очень органично и в некоторых случаях может служить петлей для подвешивания на стене, в качестве уникального предмета интерьера.Отлично коллекция будет смотреться в убранстве каюты современной яхты.

Поэтому купить диванные декоративные подушки можно не только для себя, но и в подарок, скажем, от коллектива руководителю или сотруднику.

вышитый гобелен

вышитый гобелен

 

А как определяется качество гобелена?

Качество гобелена зависит от плотности переплетения нити. Чем больше оттенков цвета, и чем больше плотность, тем дороже гобелен. Но гобелены есть тканые,и есть вышитые.

Новая коллекция – «Зачаровані квіти» – как раз сделана нами впервые в технике вышитого гобелена. Это полукрест, но очень мелкий, на квадратный сантиметр около 20 штук стежков.

«Зачаровані квіти»

 

Это очень трудоемкий процесс – одна подушка может вышиваться около месяца. Мне было это очень интересно попробовать и сейчас есть 4 подушки на сайте. Абстракция цветочная «Зачаровані квіти» и непосредственно геометрический узор, тоже вышитый гобеленом. Это принципиально новые позиции, то что появилось сейчас.

 

У вас получился очень необычный узор в «Зачарованих квітах», есть схема такого рисунка?

Я вышивала его без рисунков и без схем, так как я чувствовала. Конечно, не обошлось переделок. Но выручало то, что это вышивка по фетру. Фетр может быть из шерсти или искусственный, но он специально используется как канва. А сама подушка – пошита из льна или шёлка. Но именно по фетру делаются дырочки и уже по этим дырочкам можно вышивать. Мне очень нравится техника по фетру – тогда получается очень равномерная и красивая вышивка, за счёт объемности этого фетра.

Ещё одна новая коллекция – это «Цветы сакуры» (по фетру?). В этой работе я первый раз использовала металлизированные нити. Сейчас очень в тренде обувь золотая серебряная, а также аксессуары, нити золотые и серебряные тоже в тренде. И мне захотелось попробовать эти детали в вышивке. Можно сказать что «Цветы сакуры» это вторая итерация «Зачаровані квіти».

 

«Цветы сакуры»

 

У вас так экспромтом получается, потому что вы рисуете? И вообще надо ли вышивальнице уметь рисовать?

Ещё со школы, на уроках, я очень любила рисовать геометрические узоры или цветы. Сидишь, слушаешь или думаешь, а что-то в это время рисуется. Сколько себя помню – это у меня было. Даже сейчас, если идёт какая-то длинная встреча – к её завершению у меня всегда появляются новые нарисованные цветы.

 

 

 

Иногда основой становится рисунок, иногда — фото, которое было сделано в том месте, которое показалось мне интересным. Иногда стимулом может стать встреча

Вы знаете, две подушечки «Райские птички» — родились именно вы результате встречи.

Моя знакомая собирает фарфоровые чашечки. Они у неё есть всякой формы и с различными узорами. Когда она спросила – из какой из них угостить меня чаем, я выбрала именно эти. И конечно, они меня вдохновили на создание такого узора. Собственно, почему она мне их и подарила…

 

Густав Климт «Поцелуй»

Есть серия подушек по мотивам творчества Густава Климта, в которых я постаралась передать его цветовые гаммы, которые он использует в своих картинах.

А есть вдохновение от природных явлений, как серия подушек «Ниагара».

В любом случае, вдохновение надо переосмыслить и переформатировать рисунок таким образом, чтобы по нему можно было вышивать.

Для этого существует компьютерная программа, которая по основному рисунку уже создаёт рисунок в квадратиках. Есть множество таких примитивных программ, которые могут все разбить на квадратики – хоть фото человека, хоть произведение мастеров живописи. Но я не пользуюсь такой программой – я у себя в ноутбуке прорисовываю каждый квадратик сама.

Ну а дальше — надо подобрать нитки – оттенки ниток и фактуру. Так как фактура очень важна в контексте того или иного сюжета. Бывает до сорока компоновок разных оттенков. Потом в процессе вышивки бывают переделки, когда в процессе трансформируется изначальный замысел, пере-компоновываются цветовые сочетания… 

 

Как раз в отношении ниток. У вас очень многогранные цветовые комбинации во всех коллекциях. Какими нитками вы пользуетесь, какие должны быть их качества и кто из производителей самый надёжный, по вашему мнению?

Все нитки импортные. DМС – это марка ниток специально для вышивки, они не изнашиваются не только от времени но и механически. Вы же много раз протягиваете иголку с ниткой – она крепкая. Нитка не должна тянуться, должна быть туго сплетена… Это касается и шерстяных ниток.

Есть хлопковые, есть акриловые. Акрил искусственный материал, обладающий широкой гаммой цвета. При искусственном освещении он переливается, блестит. Это очень красиво и применимо в обиходе, потому что у многих людей есть аллергия на шерсть.

Но для меня, как для художника – использование разных по составу ниток – это желание добиться того или другого эффекта. И я нахожу качественные нитки только у зарубежных поставщиков и производителей.

по мотивам Густава Климта

по мотивам Густава Климта

 

Но надо же повторить все эти вариации во всех подушках коллекции..

Сначала мной вышивается одна подушка, потом мои вышивальщицы помогают мне сделать ещё девять подушек. Всего в коллекции существует 10 подушек, которые были вышиты в цветовой гамме и в тех узорах, которые задала первая вышитая мной подушка.

 

Английская коллекция

 

Понимаете, есть такие стандарты – которые позволяют говорить об эксклюзивности и творчестве. Это определенный лимит на серию. И потом — всегда хочется попробовать что-то новое. В новой серии и новой коллекции.

Хотя есть и экземпляры единичных образцов. Такая как наша «Жемчужина». Эта подушечка выглядит, как маленькая драгоценность в женской коллекции бижутерии. Изысканная, многогранная, дорогая. Она не нуждается в соседстве подружек, а должна сама украшать то место, куда ее уложат.

«Жемчужина»

 

Как настоящее произведение искусства, она требует очень внимательного рассмотрения. И в мелких изысканных деталях рисунка раскрывается вся ее красота.

 

А кто же они – эти ваши вышивальщицы? И вообще кто поддерживает работу всего проекта КААNNI?

Есть люди, которые вышивают, помогают, продают и обслуживают шоу-рум. Это те, кто проводит экскурсии, досконально знают всю нашу продукции. Одна из женщин вышивает броши. И Орден Розы – это вышила она.

Есть женщины, которые просто вышивают на дому. Я им даю узор, обеспечиваю нитками и тканями. И они продуцируют коллекцию.

Есть люди, которые по моим эскизам шьют наволочки, есть те, кто прекрасно плетут кружева. И скатерти, и подушки с кружевом. Это труд не одного человека.

Шотландская коллекция

Шотландская коллекция

 

Да, у вас всё больше появляется подушек с кружевом – это тоже ручная работа?

У нас в этом году произошло расширение ассортимента. Появились новые серии подушек с кружевом в стиле «Прованс»

Эти все кружева плетут тоже наши мастерицы. Раньше это были только наволочки с кружевом. Сейчас они дополнены вышивками гладью на ткани, которая обрамлена плетёным кружевом и «посажена»  на наволочку.

Появились вышитые пледы – их будет все больше, и больше. Ведь все вещи, которые у нас есть – они эксклюзивны. И нуждаются в таком же эксклюзивном декоре. И такой же неповторимой вышивке.

"Цветочный фейерверк"

«Цветочный фейерверк»

 

Как собрались все эти люди у вас и можно ли, так сказать, устроиться на работу?

Это провидение как они все собрались.  Вакансий как таковых нет. Но мне часто пишут люди, что хотели бы у меня работать. И я считаю, что моя обязанность встретиться практически с каждым. И приходят ко мне мастера. Бывает «в коронах» и с ощущением собственного мастерства. Конечно, каждый уважает свой труд и любит то, что он делает. Но зачастую люди не могут сложить цену своему труду.

 

"Волшебные цветы"

«Волшебные цветы»

А бывает, что люди не могут расстаться со своей работой. У нас были случаи, когда женщины приносили свои работы, оставляли их, а потом хотели забрать…

Главное – научиться отдавать и делиться нашей творческой красотой с людьми. Я ведь тоже одинаковых коллекций не создаю: если её разобрали – она уже больше не повториться.

 

А если кто-то увидит подушку, которой нет в наличии – он можете её заказать?

Да может. Но не будет уже тех ниток, которыми вышивалась коллекция. Можно что-то придумать, но точно такой уже не будет. Были случаи и наоборот, когда при  наличии всех подушек в коллекции — говорили что «мы хотим вот такую подушечку, но с перламутровыми пуговицами чтобы она подходила под нашу кафельную плитку».

 

Или говорят «у нас очень красивое панно – на кухне. Вы могли бы под это панно разработать коллекцию подушек?»

Или просят  создать цвет коллекции в определенных тонах – под тона картин в квартире.

Тогда, конечно, всё обсуждается с заказчиком и нитки тоже. Бывает очень интересно, когда происходит это сотворчество с заказчиком. Это вдохновляет. Получается живая работа, живой дом.

 

 

 

А как относятся к подушкам, вернее в каком формате их воспринимают? 

Очень часто говорят – что это оберег. Не исключено, ведь мы передаём всю нашу душевную энергию и вкладываем  прекрасные чувства с наилучшими мыслями о будущих владельцах.

 

Иногда вышиваешь, и почему-то видишь, что новый рожденный человечек будет в этой семье рассматривать эти узоры. И часто так получается, что покупают подушечку, а в семье рождается ребёнок..

Но наши подушки, это больше чем подарок. Для себя, либо для кого-то очень близкого. А когда ты делаешь подарок от души, то конечно — это подразумевает массу положительных составляющих, которые человек вкладывает в это понятие, и в это действие: подарить эксклюзивный подарок.

Следить за творческим путём KAANNI вы можете на сайте, на странице в Facebook, а также в Instagram

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.