Любовь не спасет: фильмы о небанальной любви

Март 15, 2017
Автор: Александр Твердохлеб

Мировому кинематографу чуть более ста лет, а в нем уже давно сформировался негласный список тем, всегда находящихся в тренде. Продюсеры знают этот перечень назубок, и не дай бог бедному режиссеру в порывах творческих метаний запамятовать вставить в фильм хоть одну из них – моментально возникнет угроза коммерческого провала, а с ней и нависающая над проектом тень инвесторов.

Любовная линия, хеппи-энд, друг афроамериканец, а в последнее время еще и представитель ЛГБТ-сообщества – обязательные атрибуты любого фильма, чей продюсер рассчитывает на хорошую прибыль. Ведь общеизвестно, что стоит чему-либо из этого списка не войти в фильм, и зритель на него никогда не пойдет. Фильмы о любви стоят особняком, а их популярность не падает десятилетиями. В этой статье мы расскажем о фильмах, создателям которых хватило смелости и фантазии показать отношения двух людей небанально – более сложно, нестандартно, а иногда даже пугающе. 

 

Любовь, полная меланхолии

Трудно сказать почему, но первая любовь всегда несчастна. Большинство людей двигаются дальше, но романтикам-однолюбам, для которых впустить в себя другого человека значит с ним породниться, приходится тяжелее всего. Второй полнометражный фильм Макото Синкая – аниме «5 сантиметров в секунду» исследует эту проблему, показывая зрителю 10 лет жизни обычного парня Такаки.

Любовь, начавшаяся с далеких школьных лет, пускает корни в сердце героя на многие годы, крепчая и распространяясь по сознанию. Предельно личное произведение, насквозь пропитанное восточной меланхолией, поражает красотой как внешней, так и внутренней, и показывает как быть, если сожаление о неразделенной любви не оставляет всю жизнь.

 

Мнимая любовь

Еще несколько лет назад молодой вундеркинд, а теперь сложившийся режиссер Ксавье Долан снял к своим 27 годам довольно много фильмов, в которых чувство стиля и вкуса превалируют над содержанием. Типичным примером является его вторая картина «Воображаемая любовь». Любовь здесь фиктивна – во многом продукт желания, чувства собственничества и охотничьего инстинкта. Она обнажает природу современной молодежи,  раскрепощенной и стремящейся к любви.

Фильм, подобно героям, обладает превосходной картинкой, но за образцовым фасадом кроется пустота. Долан не стесняется заигрывать с формой повествования, а его таланту сочетать музыкальное сопровождение с видеорядом позавидуют многие маститые клипмейкеры. Благодаря возможности в столь юном возрасте снимать серьезное кино, Долану удалось показать вихрь чувств современного молодого поколения, и если подобная попытка в руках зрелого режиссера выглядела бы надуманной и наивной, то в случае молодого канадца все выглядит искренне и максимально правдиво.

 

Любовь как вид саморазрушения

Сколько сняли фильмов про чистую, искреннюю и возвышенную любовь? Самоотверженные джентльмены, чьи помыслы чисты так же, как их либидо и скромные дамы, чьи милые щечки приобретают густой пунцовый оттенок, стоит ей взяться с мужчиной за ручку. Вечно идущий против устоявшихся традиций Роман Полански сказал себе «довольно» и снял «Горькую луну» –предельно реалистичную историю взаимоотношений зрелого писателя и молодой девушки, в которых нет места всему вышеперечисленному.

 

Да, любовь здесь спутана с похотью, но бьюсь об заклад, что герои не обманывают себя на этот счет. Режиссер не идеализирует подобные отношения, напротив, он изображает страсть во всей ее всеразрушающей силе. Классическая картина Полански все так же держит в напряжении зрителя, и не нужно никакого дьявола чтобы создать конфликт – человеческая природа такова, что все мы подспудно ощущаем тягу к саморазрушению, а что может быть поэтичней самоличного уничтожения наиболее возвышенного чувства – любви? За дьявола давным-давно все делают люди.

 

Метафизическая любовь

Что если настоящая любовь это лишь полная совместимость неких химических элементов и на самом деле мы не вольны выбирать себе вторую половинку? Возможно ли, что то, чего отчаянней всего ищут люди – любви, окажется тем, чего они сильней всего ненавидят – проявлением несвободы воли?

Фильм культового в узких кругах режиссера Шейна Кэррата «Примесь» демонстрирует нечто подобное: два незнакомых человека невольно становятся приютом для некоего паразита, вследствие чего ощущают между собой связь. Они чувствуют мысли и видят далекие воспоминания друг друга. Разве это не то, о чем мечтают все романтики мира? Однако в «Примеси» это становится возможным лишь посредством болезни. Заслуживает ли такое чувство быть? Или же цена найти свою любовь – пожертвовать индивидуальностью? Это лишь часть вопросов, возникающих после просмотра «Примеси».

Картина являет собой привычный в понимании фильм лишь половину хронометража; вторая часть это потоки кадров-событий, будто вырванные из чужого сна и сменяющиеся под элегичный эмбиент. Режиссеру удивительным образом удается погрузить зрителя в постороннюю оболочку с чужими мыслями и чувствами. Выражаясь метафорично, «Примесь» – это аналог червя-паразита, проглотив который зритель ощущает уникальную связь с персонажами фильма.

 

Любовь, которая убивает

Сценарий «Одержимой» режиссер Анджей Жулавски написал во время болезненного бракоразводного процесса с женой, воплотив в него все накопившиеся переживания. По сюжету картины Анна, некогда обычная девушка, внезапно становится одержимой загадочной демонической сущностью. Страх любого мужчины воплотился в ее образе: еще вчера любящая и преданная, она как по щелчку становится чужой и бесчувственной.

Отношения полов в «Одержимой» показаны на грани безумия и гротеска; переполненные Танатосом, они закручиваются в спиралевидный клубок, символ уробороса – тупика, в котором оказались супруги. Камера вторит им, кружась, словно в истерическом припадке, выделяя крупные планы с маниакальной страстью ипохондрика. Во время просмотра создается впечатление, что на камере запечатлена некая альтернативная реальность, плод бесплотной любви Кафки и линчевского сюрреализма, с тем лишь отличием, что депрессивность уступает место фантасмагории.

Александр Твердохлеб

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.