Добрый joker — Реми Гайар

Декабрь 7, 2017
Автор: Break-Fast

Джокер – это такая карте в общей колоде, которая может заменить каждую из них.  Именно потому карточный Джокер изображён шутом. Тем общественно-социальным персонажем, который копирует любого, даже короля. Не зря игровая комбинация в Покере «Five Of A Kind» – 4 кроля К♥ К♦ К♣ К♠ + джокер – считается сильнейшей.

Откуда такое влияние одной карты на исход игры? И вообще, влияние Джокера на всех, кто попадает в зону его существования?

Ответ кроется в том, как изображается персонаж этой карты – неким самоуверенным шутом, пародистом, которому позволено то, что не позволено более никому из сильных мира.

автор Виктор Низовцев

именно – говорить и демонстрировать правду. Такая функция шутов при дворах королей почему-то стала публичной. Во-первых потому, что шут умел смешить. Но может ещё и потому, что шут был символическим близнецом короля, который обладал иммунитетом и полной неприкосновенностью. И шуты, в своем влиянии на королевское и общественное мнение, поднялись на порядок выше тайных служб и осведомителей, произнося во всеуслышание то, что другие говорили шепотом.  Кроме того, вся суть джокерской правды королевского шута сводилась к умению высмеять ужасные и трагические вещи…

Может, это форма подачи некоего общественного представления о человеке или поступке копилась в общественном мнении, что бы дать шанс исправится тому, кто о ком шут говорил иносказательную правду? То есть отношение как бы витало в воздухе, но озвучит его боялись.

Или шут намекал о чем-то, чтобы дать время подумать и все-таки принять правильное решение тому, о кого зависела это решение и его правильность?

Королевский шут был как некий барометр настроения окружающих, в своем нестандартном поведении специально добавлял градус, что бы реальный ситуация не стала по настоящему взрывоопасной.

 

Шуты в истории

История запомнила многих придворных шутов, которые таким образом решали судьбы своих стран, используя свой актерский дар и лучшие человеческие качества.

Наиболее очаровательный исторический персонаж – французский шут Шико.  Очарование его личности было подлинным, почему этот образ и эксплуатируется многими писателями, продюсерами и режиссерами.

Простой гасконец, дворянин и лейтенант, носитель аристократического титула — Жан-Антуан д’Англере, служа королям – Франциску II, Карлу IX, и Генриху III – всегда говорил им правду, как бы горька она ни была.

предполагаемый портрет Шико (Жан-Антуан д’Англере)

Нет, колпака с бубенчиками он не носил, зато носил шпагу и отменно ею пользовался… что было беспрецедентно, как для шута. Беспрецедентно – как шпага, так и храброе умение: по мастерству и везению Шико был второй шпагой во Франции после графа де Бюсси.

А что до одежды, то Шико был редким модником и франтом, предпочитая, правда, скромные цвета своей изысканной одежды.

И, конечно, он пользовался законной для шутов свободной. Какая же свобода обычно предоставлялась шутам в меру их привелегированности? — обозвать короля, сидеть на королевском троне, стоять впереди короля, позади него, рядом, говорить от имени короля, передразнивать его и его окружение.

Но Шико был необычный шут, с высоким интеллектом, и не пользовался примитивными приемами. Он отлично знал, какие инструменты выбирать для максимального влияния на окружающих и конечно, знал как стать единственным настоящим другом королю.

«Вода и время — два могущественнейших растворителя: один точит камень, другой подтачивает самолюбие. Подождем…» — говорил Шико, советуя королю правильную стратегию «холодной головы» в решении важных дел.
Что же позволяло Шико уметь решать эти важные государственные дела?

Конечно, навыки. Он владел несколькими языками, декламируя свои шутки иногда даже на латыни. Шутил вообще всегда с серьезным выражением лица.

Хорошо разбирался в геральдике и родословных, умея вычислить человека, как бы тот не пытался замаскироваться. У него был красивейший аристократический почерк, позволявший ему (с разрешения короля) составлять важные и нужные документы.  

Умел подражать чужим голосам, ведя переговоры из-за штор и перегородок, скрывающих лицо. Что позволяет нам назвать его современным словом – пранкер.

Мог входить в доверие к представителю любого сословия, потому что всегда был полон энергии и веселого задора, излучая положительные эмоции. Даже извечный враг династии Валуа – Генрих Наваррский знал и уважал Шико, сделав его, впоследствии, своим шутом.

Он обладал всеми качествами, которыми должен обладать человек, служивший при дворе. Но также имел очарование порядочного дворянина и смелого солдата.  

Отличался решительностью и великодушием. Никогда не был скупцом, жертвуя жизненными благами ради торжества идеи, согласно убеждениям, свойственным всем сколько-нибудь достойным людям.
Потому облегчал королю большую и саму сложную часть его правления. И король отвечал взаимностью: Шико знал практически все, что происходит в королевстве и за его пределами. Он просчитывал события на несколько ходов вперед и предотвратил не один заговор.

Мишель Кретон в роли Шико

Историки считают, что фактически Шико был королем Франции, потому что, в отличие от правителей, в нем была воплощена мудрость и стратегия королевства. Ничего удивительного. Шико —  образец персонифицированного Джокера, способного заменить собой в карточной колоде любую, самую важную фигуру. Даже короля.

И логичным было такое развитие событий: когда Генрих III отошёл от власти, а Шико – остался, то Генрих Наваррский, ставший новым королём Франции (Генрихом IV) – возложил на Шико те же полномочия, которыми наделял его предыдущий правитель.
Да, Генрих Наваррский давно был очарован Шико, несмотря на то, что оба в свое время были по разные стороны противоборствующих сторон.

И если учесть,  что впоследствии Шико часто повторял, что Генрих Наваррский – тот самый король Франции, который ему по душе, то вполне можно представить, что этот самый Шико мог и вполне поменять местами этих самых королей…

Действительно – Джокер.

Одним из его поистине карточных трюков был уход из жизни.

Когда при дворе начались очередные смуты, стали убивать одного за другим друзей короля — он понял, что теперь будут убирать не официального правителя, а его – серого кардинала Франции. Собрав все свои средства, он отпросился проведать своего друга – монаха Горанфло, которого якобы перевели в новое аббатство. Там он инсценировал свою смерть и исчез из поля зрения друзей и преследователей. А через некоторое время, словно Шерлок Холмс, изменив свою внешность, опять вернулся в Париж под новым именем — Робер Брике и, что бы быть в курсе дел, поселился в доме прямо напротив ворот графа де Бюсси…

***

Ещё одним Джокером, подменявшим несколько королей — Александра Ягеллона (1492/1501−1506), Сигизмунда I Старого(1506−1548) и Сигизмунда II Августа (1548−1572) — был польский шут Станчик. Он изображен на картине Яна Матейко, когда во время бала только он один скорбит о поражении польской армии под Смоленском в 1514 году. Судя по тому, как часто используют его имя в своих названиях радикальные польские политические образования, Станчик действительно высказывал революционные идеи для своего времени. Правда, делал это остроумно.

Станчик

Так, же по-джокерски поменял (и подменял) несколько правителей и российский шут дворянин – Иван Алексеевич Балакирев. Как вы уже догадались – он тоже пережил несколько правителей: Петра I, Екатерину I и Анну Иоанновну. И, кроме этого сам был царём в Касимове по соизволению царя Петра и до конца своих дней.

Для вас уже не будет новостью узнать, что как профессиональный Джокер, Балакирев умел остроумно говорить крамольные речи. Правда за свои джокерские манеры Балакирев часто привлекался Тайной канцелярией, откуда был вызволен лично императрицей Анной Иоанновоной, с «внушением лишнего не говорить».

Сохранилась одна бытовая история про Балакирева, которая показывает нам его влияние на события и судьбы людей. И, в то же время, ещё раз подчёркивает некий особый гуманный формат королевского шута вообще – в любое время, в любой стране, почти христианское миссионерское подвижничество, напоминающее дерзновение юродивых и театрально действо великих актеров.

Балакирев

Некогда одна бедная вдова заслуженного чиновника долгое время ходила в Сенат с прошением о пансионе за службу её мужа, но ей отказывали известной поговоркой: «Приди, матушка, завтра». Наконец она обратилась к Балакиреву, и тот взялся ей помочь. На другой день, нарядив её в чёрное платье и налепив на оное бумажные билетцы с надписью «приди завтра», в сём наряде поставил её в проходе, где должно проходить государю.

И вот приезжает Пётр Великий, всходит на крыльцо, видит сию женщину, спрашивает: «Что это значит?». Балакирев отвечал: «Завтра узнаешь, Алексеевич, об этом!». «Сейчас хочу!» — вскричал Пётр. «Да ведь мало ли мы хотим, да не всё так делается, а ты взойди прежде в присутствие и спроси секретаря; коли он не скажет тебе „завтра“, так ты тотчас же узнаешь, что это значит».

Пётр, сметив сие дело, взошёл в Сенат и грозно спросил секретаря: «Об чём просит та женщина?». Тот побледнел и сознался, что она давно уже ходит, но что не было времени доложить Вашему Величеству. Пётр приказал, чтобы тотчас исполнили её просьбу, и долго после сего не было слышно «приди завтра».

Прекрасный образец использование шутом своего влияния не только на властных персон, но и на общественное мнение. И даже больше – перед идеальная позитивная манипуляция, в пользу нуждающихся и обиженных.  И, если честно, то пусть будет манипуляция, если от неё есть созидательный прок.

Ведь история благотворительности знает множество довольно необычных и радикальных примеров оказания помощи, ради самой этой помощи.

 

Современные пранкеры

И правда, история не помнит злых шутов. Но сегодня эта «ошибка», к сожалению, исправлена. Молодёжь, ориентированная на личные авторские визуальные каналы, стала монетизировать свои приколы. Это распространение в интернете довольно агрессивных розыгрышей, просто пошлых шуток и иногла конкретно «наркоманских» сюжетов.

Развилась целая индустрия неразборчивого и примитивного пранка. Конечно, о вкусах не спорят, у каждого свой уровень чувства юмора…

В общем, в этой индустрии развлечений на сегодня уже есть даже самые известные шуты, которые у современников иногда вызывают в памяти именно это слово.

А зря, ведь шут изначально это показатель высокого интеллекта и мастерства.

Итак, самые популярные по количеству просмотров.

Юсеф Салех Эрекат (Yousef Saleh Erakat) – раскрутился на переодиваниях  в лифтах в различных персонажей. Это не ново, но у него получается смешно и ВТО же время страшно.

Маттео Морони (Matteo Moroni) из Италии, знаменит своим каналом на YouTube под названием DM Prank. Он пропагандирует клоунов- маньяков, используя неимоверное количество искуственной крови и разного оружия в своих очень жестоких видео.

Роман Бернар Этвуд (Roman Bernard Atwood) считается больным на голову, потому что разыгрывает незнакомых людей и собственную семью. Семья конечно, реагирует, но не разрывает отношения с папочкой. Может потому что его видео, опять же, монетизировано. Но вот зрители критикуют данного персонажа.

DmPranksProductions, Виталий Здоровецкий, Cihan Kosif TV, MagicofRahat, дуэт PrankvsPrank, Сэм Пеппер, Rakamakafo,  не сильно отличаются друг от друга по выбираемой тематике. Это все насилие по отношению к незнакомым, себе, своей семье или друг другу. От демонстративного бросания сумки-«бомбы» в общественных местах (Лондона), до убийства собственных детей. Так они «разыгрывают» своих жён…

Есть разряд пранкеров, которые пытаются направить свое увлечение на социальные вопросы. Причем многие выдумывают эти вопросы сами. В США Джаг Сингх притворялся слепым, которому выпал выигрышный билет в лотерею, и просил прохожих подтвердить, что он действительно стал миллионером.

Пранкер Коби Персин решил узнать, кому простые люди на улице пожертвуют больше денег: отцу-одиночке с маленькой дочкой или же наркоману и алкоголику.

Британский комик Саймон Бродкин решил наверное подзаработать, когда бросил Йозефу Блаттеру на пресс конференции пачку денег, намекая на его коррупционность и продажность. Но получилось, что сам дал повод думать о своей проплаченности в данной ситуации.

Правда вот Stuart Edge  пропагандирует поцелуи, объятия, предложение выйти замуж. Но эти посылы не идут дальше самоцели, элементарно протипоставляя позитив в розыгрышах тому потоку негатива, который льется со всех пранкерских каналов по всему миру.

 

 

Три карты Реми Гайара.

Такому же позитиву следовал всегда и новый провокатор и имитатор из французского Монпелье — Реми Гайяр (Remi Gaillard). Но, есть одно «но». Реми применял в своих провокациях профессиональную спортивную подготовку. И это, пожалуй первое, что отличало его от остальных шутов современности. Невероятные трюки на уровне каскадеров, рискованные эксперименты воспринимались зрителями как настоящее художественное кино. В самом деле – Реми стал первым, кто предлагал зрителям настоящее развлечение высокого качества, иногда даже подвергая свое здоровье и жизнь опасности.

Реми Гайар

Если внимательно отследить все трюки Реми, то перед нами высокий технический уровень французского пранкера. Но, как ни странно, именно эту спортивную составляющую не всегда принимал во внимание зритель. Скорее всего, что все смотрелось очень органично. А на первый план всегда выходило умение Реми смешить. Можно сказать, что акцент других его соперников в области злых и жестоких розыграшей, был на самом деле обусловлен тем, что все они не умеют смешить. Не удивительно – сегодня даже многие кинопремьеры, обозначенные жанром комедий, таковыми на самом деле не являются.

Так что насмешить ещё надо уметь и это талант. У Реми это получается всегда.

И третье, что делает Реми универсальным и настоящим Джокером – это умение стать кем угодно, заменить кого и что угодно. От предмета до животного или человека. Точно так, как это делает Джокер в карточной колоде. 

Показательным и звездным  для Реми в этом смысле стал 2002 год. Финал чемпионата кубка Франции, где победила команда «Лорьян». В момент триумфа, Реми, переодевшись в спортивную форму этой команды образца 99 года и без номера,  просто затерялся среди игроков на поле. Потом он просто стал рядом с капитаном Даршвиллем и пел вместе с ними победную песню, потом пробежал вместе с командой круг почета по стадиону, потом раздал интервью журналистам. И никому даже в голову не пришло, что это вообще какой-то левый тип.

Но апогей успеха Реми случился, когда во время получения кубка президент Республики Жак Ширак именно ему этот кубок и вручил, пожал ему руку и поздравил с хорошей игрой. Потом, Реми, наравне с другими игроками  раздавал автографы болельщикам, которые, как оказалось, совсем не разбираются в своих кумирах.

Прекрасный случай вспомнить, как такой же француз, королевский шут Шико, ставил свои подписи под государственными документами Франции, вместо короля, который не хотел вообще заключать какие либо письменные обязательства с некоторыми своими врагами. Обычно, при ближайшем рассмотрении, подпись гласила «Шико первый» и обесценивая все подписанные договоры, делая обещания не действительными.

Реми тоже подписывался для футбольных поклонников. Только своей коронной фразой: «C’est en faisant n’importe quoi qu’on devient n’importe qui» — «Когда вы делаете что угодно, вы становитесь кем угодно». Слова настоящего Джокера…

И словно в подтверждение тезиса о джокерской природе его харизмы, Реми умело использует для своих розыгрышей и карты в том числе.

В подтверждении этих слов, стоить напомнить, что когда Футбольная Ассоциации Франции выпустила альманах, посвященный сезону 2002 года, Реми попал в официальную хронику как 100% член команды.

Хотя к футболу он все-таки имеет непосредственное отношение, что можно видеть на его многих видео, где он мастерски манипулирует мячом. А в некоторых футбольных трюках – соперничает с Роналдо. Видимо футбол — это его несостоявшаяся любовь и получение футбольного кубка из рук президента, стало свершением его давней мечты. Хотя, если честно, то Реми по-моему специалист во многих видах спорта, судя по его много численных роликах – где он становится и гимнастом, и хоккеистом, и вообще кем угодно.

Увлекаясь спортом и спортивной подготовкой, Реми первые свои акции продолжал проводить на спортивных соревнованиях. Ему удавалось обойти охрану и завершить свой пранк с полным успехом.

Следующим шагом признания популярности Реми, хотя и в своем узком регионе, стало появление подражателей. К оному из них – Микаэлю Юну, Реми как раз и заявился на прямой эфир.

А вот английский комик Дом Джоли заявил в 2010 году, что некоторые зарисовки Гайяра плагиат из шоу Джоли Trigger Happy . Если честно, то выходить на футбольное поле в качестве игрока практикует и британский пранкер Саймон Бродкин.  Так что кто у кого в  самом деле плагиатит, разобраться сложно.

Их пранкеров, конечно, не поймешь – кто из них первичен, а кто вторичен. Дело в другом. Начиная как все, Реми начал выходить за рамки обычного раздражителя, пользуясь своим личным обаянием, которые было не скрыть ни под какой маской. 

Его розыгрыши стали обязательно узнаваемы по той положительной  информационной нагрузке, которая всегда читалась во всех его перфоменсах. Само продвижение или слава никогда не были в целях этого комика: «я стал всё время посвящать тому, чтобы веселиться и веселить окружающих».

И не удивительно, что следующим шагом для него стало использование такого смыслового стимула, как мисиия. До этого в новейшей истории никто из комиков таким способом не пользовался и даже не задумывался его использовать. Просто выделывались в свое удовольствие или ради славы и денег.

Миссию он решил сделать воспитательной. Отмачивать такие приколы Реми начал свою социально воспитательную миссию с животных. Вернее с пропаганды их защиты. Главное, что делал это сначала не навязчиво, просто одеваясь в костюмы и совершая действия, за которые животных обвинить в принципе нельзя. То есть, демонстрировал натуральность и неспоредственность, в противовес человеческому лицемерию и общепринятому «приличному» поведению.

С одной стороны, можно предъявить претензию – что комик прячется за беззащитных созданий ради оправдания своих шуточек. Но регулярность проведения таких анимал- розыгрышей требовала ещё большего актерского мастерства, чем просто хорошая физическая подготовка.

Сложнейший по исполнению сюжет «Кенгуру» обошелся Реми в довольно сложное подпрыгивание и перепрыгивание препятствий только на двух ногах. Но кто ж на это обратит внимание? И правильно, если цель — насмешить и вызвать сочувствие потерявшемся в большом городе кенгуру, то ради этого можно выдержать любые сложности  физического исполнения розыгрыша.

Во всех сюжетах, в костюмах четвероногих и пернатых Реми приходилось учиться копировать повадки разных животных и придумывать содержательные сюжеты для зрительского восприятия. Не удивлюсь, если вместе со своими друзьями Реми придумывает целые сценарии.

Кстати, он снялся в фильме по сюжету своей жизни, где попытался пояснить непонятливым свой стиль реализации в том пространстве, где ему выпало быть. Там он ещё никакой миссии не презентовал.

 Но Реми как раз и отличается от остальных пранкеров тем, что он меняется. Если пафосно сказать – то вполне подойдет и определение, что он духовно растет. Если раньше он, как и многие приколисты, шутил ради шутки, то сегодня Реми в каждый свой прикол вкладывает глубокий смысл.

Он выступает против курения в общественных местах, прогоняет туристов с пляжа после 6-ти вечера, потому что они могут утонуть так как спасатели заканчивают свою работу, оказывает первую медицинскую помощь, грабит банки  ради благих целей, одевается рекламным продуктом, который назойливо всем себя предлагает и … и вообще, что ни делает Реми и его команда – он всегда использует любую возможность высмеять самовлюбленность людей и тех откровенно нелогичных норм жизни, которые люди сами себе выбрали.

Может потому, как противопоставление негативным качествам людей, звери стали альтернативой для новых миссианских розыгрышей Реми?

В последние годы у него на канале можно увидеть откровенно мстительные ролики и розыгрыши над охотниками, доходящие до жестокости и цинизма. А также переодевания в костюмы животных с их внедрением в городскую среду, где они откровенно стебутся над людьми и их жизненными нормами.

С каждым разом можно наблюдать, как Реми трансформируется от простого наблюдателя к персонажу, который меняет отношение зрителя к той действительности, в которой он на данный момент «орудует».

В конце концов, он начал буквально бороться, как автивист. Это борьбой стала для Реми защита животных. Ключевой выходкой, обращающее внимание к особенностям жизни и функционирования дикой природы, которую человек нарушает – стала акция на проезжей части. Одевшись в костюм улитки, Реми полз перед машинами, заставляя их замедлять скорость и буквально рискуя собственной жизнью, заставить уважать естественный ритм жизни природы.

Затем, одевшись со своими друзьями в костюмы дельфинов и акул, он выступал простив закабаления морских обитателей в аквариумах торговых центров для развлечений.  

Потом он начал атаковать мясные бистро и закусочные. Одевшись в костюм барашки он приносил траурные цветы к стойке с мясными нарезками баранины или, в костюме паросенка, нападал на продавца свинины в мясном отделе маркета.

Не забывайте, за эти выходки он получает довольно ощутимые сопротивления от собственников. Любая шутка может закончиться трагически.  А может Реми стал веганом, и готов на любые жертвы ради пропаганды гуманизма?

В любом случае, делает он это довольно осмысленно, так что наблюдающие люди или те, кто попал в центр его пранка, начинают прекрасно осознавать, что именно хочет донести Реми до оглохшего человечества…

Итак, со временем все его розыгрыши стали носить откровенный природозащитный характер.

Это нашло отражение в его акции по призыву забирать брошенных животных. Случаи, когда собак оставляют привязанными прямо у трасы или держат в клетках приютов, нашли у Реми буквальное воплощение.

Он заперся в клетке приюта в Монпелье на 4 дня, страдая от холода и находясь в натуральном помещении для собак. Они ел то, что ему приносили и передавали через клетку и спал у узкой собачьей будке. Эта акция была поддержана РЕТА и транслировалась в реальном времени. Реми призывал забирать животных из приютов. Просмотры собрали более 200 000 евро. Средства были направлены на помощь брошенным животным и приютам.

Реми признался:  «Все это я делаю для моего пса Титу, который умер несколько лет назад. Он всегда со мной. Он был моим другом, моим братом, моей семьей».

«Благодаря Реми, всё, за что мы боремся уже многие годы, наконец-то, претворяется в жизнь, — сказала Анн Бенезек, директор приюта. — Это словно глоток воздуха для наших животных, а работа наших добровольцев получает большое признание. За время акции к нам пришли и забрали очень много животных».

Комик настолько вдохновился успехом акции, что оказалось – нашел смысл своей жизни. Почти сразу он выступил в компании против цирков с животными в Монпелье. Вплоть до того, что встречался с мэром Филиппом Саурелем, который тоже  разделяет это желание.

Затем Реми появился в рекламе против меха и выступил в расследовании L214 о страдании животных на бойнях и призывал сократить потребление мяса, чтобы отказаться от него полностью.

И последней акцией, организованной Реми – стал большой концерт по сбору средств для приютов. Мероприятие прошло настолько успешно, что Реми будет проводить его регулярно.

Но это все опосредованный сбор средств. Люди покупают билеты и уже потом эти деньги распределяются как помощь.

Но для Реми и это оказалось очень долго. Ему понадобилась настоящая благотворительность, по примеру чуть ли не первых благодетелей христианства: от Николая Чудотворца до Франциска Асизского, отдававшие деньги чуть ли не первым встречным нуждающимся.  Вышедший этим летом ролик, не столько демонстрирует и пропагандирует безвозмездную помощь, сколько рефлексирует на тему желания помогать.

Пользуясь своей популярностью, Реми согласился рекламировать онлайн игру, а заработанные деньги начал просто раздавать на улицах родного города встречным людям. Реми не скупился – фиксированная сумма составила 500 евро. Действительно, видеть искреннюю реакцию людей – настоящее удовольствие.  А остальные 10 000 евро Реми отдал, конечно, приюту для животных.

Редкое влияние почти безупречного Джокера которым, по моему убеждению является Реми, на сознание людей. И если учитывать его слоган – «можешь быть кем угодно», то в самом деле, шут и джокер может сам выбирать кем быть: злым клоуном, разрушающе действующим на психику или добрым созидателем.

С каждым годом Реми делал выбор в пользу созидания и как знать, может его благотворительность и защита животных – это и есть то, что делает Реми самим собой?

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.