Диалог врача и пациента — наука или искусство?

Июнь 9, 2017
Автор: Александра Мартынюк

 

Обсуждения и осуждения медицинской реформу по украинскому образцу, затрагивают многие технические и организационные моменты и совершенно упускают из виду тот самый человеческий фактор, который остаётся неизменным — вопреки всем техническим и научным революциям вместе взятым.

Есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”.

Е. Ламберт

 

Года идут, времена меняются, банальное слово “общение” подвинуло американское “connection”, но вот суть осталась та же, а главное  ̶  недопонимания, которые часто возникают в ходе.

На днях, в метро, стала свидетелем диалога двух барышень. Все бы ничего, дежурные женские “разговорчики”, но не тут то было! Началось все с банальной фразы, цитирую: “…я ему о том, что нога болит, а он мне в душу лезет!” “Санта-Барбара нервно курит в сторонке”,   ̶  подумала я про себя, да вот продолжение заставило кардинально усомниться в своем мнении: “Врач еще называется! Сиди и лечи,  а не расспрашивай. Так и не поняла к чему были вопросы о моральном состоянии, если я пришла лечить ногу”.

Как вы уже догадались, “мексиканскими страстями” там и не пахло, а вот лекарствами и хлоркой  ̶  да. Изюминка любой государственной больницы именно в этих двух ароматах. Но это все “пыль”, как говорится, одно из главных — это отношение, качество оказанных медицинских услуг, умение выслушать, поддержать, верно? Всегда так считала, пока не услышала уже упомянутый выше монолог. Сам собой родился вопрос, боюсь, далеко не риторический: “Нужно ли врачу умение слушать и, как было сказано, “расспрашивать”?”. Возможно, разговор с человеком в белом халате не так важен, главное   ̶  правильный диагноз и, по возможности, не сильно дорогой рецепт лекарств?

Еще в 2002 году доктору Джеймсу Ли, ныне заведующему отделением аллергических заболеваний в медицинской школе клиники Мейо в Рочестере, штат Миннесота, в ходе медицинского исследования удалось узнать 7 характеристик, которыми должен обладать идеальный врач. Было опрошено более 200 пациентов. Каждый не просто называл одну из отличительных черт, которая по его мнению должна преобладать в облике совершенного врача, но и давал ей краткое определение:

  1. Уверенность: “Уверенность врача дает мне уверенность”.
  2. Общение:Доктор пытается выслушать меня и понять, что я чувствую и переживаю, физически и эмоционально, и доносит до меня это понимание”.
  3. Гуманность: “Доктор заботливый, сочувствующий и добрый”.
  4. Персональность: “Врач заинтересован во мне не только, как в пациенте, он общается со мной и запоминает меня как личность”.
  5. Прямота: “Доктор честно простым языком рассказывает мне все, что я должен знать”.
  6. Уважение: “Доктор серьезно воспринимает мой вклад и работает со мной”.
  7. Тщательность:Доктор добросовестный и упорный”.

Итак, что мы видим   ̶  умения слушать занимает второе место в ТОП-7 Джеймса Ли. Как не крути, но врач должен “расспрашивать”, а после   ̶  слушать. И не всегда эти вопросы могут касаться физического состояния, иногда нужно заглянуть глубже, коснутся психологического истока заболевания.

Определелить, в чем заключается корень “всех бед” прерогатива настоящего врача. Он должен суметь определить, где болезнь проявляет себя, как следствие, а где, как первопричина, и все это только в ходе живой коммуникации, то есть, диалога. Иногда, сидя в кресле пациента и считывая вопросы врача, как вопросы “от балды”   ̶  и состоит наша наибольшая ошибка.

Николай Иванович Козлов, профессор и доктор психологических наук говорит: “Умение слушать  ̶  великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием”.

Исходя из вышесказанного понимаем, что если это диалог между врачом и пациентом, то процент открытости и внутреннего доверия должен быть в разы выше, нежели между обычными собеседниками. Врач   ̶  это, прежде всего, тот, кто призван помочь пациенту понять себя и понять свою болезнь, как бы это банально не звучало. В подтверждение этих слов можно привести высказывание одного из пациентов, который также участвовал в исследовании доктора Ли: “Мы хотим думать, что наш врач имеет непревзойденные знания в своей сфере деятельности, но каждый врач должен знать, как мудро применить свои знания и относится к нам как к простым людям, которые в состоянии понять свои заболевания и способы лечения”.

Сонастроенность  ̶ если врач не способен быть на одной психологической волне со своим пациентом, процесс лечения обречен быть просто работой. Как правило, в нашем мире все чаще возникают жалобы на врачей, и они продиктованы вовсе не качеством медицины, а именно бездушием.

Этап установления контакта с пациентом игнорируется, вместо этого врач сразу приступает к лечению, восстановив более-менее четкую картину симптомов. Но правильно ли это? Где золотая грань между врачебным профессионализмом и человеческим, между сугубо лечением и  тем, что называется “расспрашивать”? Практика показывает, что порой обычный разговор может давать очень неплохие результаты в перспективе. Почему? “Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного” (выдержка из книги Харди Роверка “Врач, сестра, больной: психология работы с больными”), что означает дать ему веру в свои силы к самоисцелению.

Я сейчас не о чудесах и магии. Думаю, даже самые заядлые скептики согласятся, что тому, кто не верит в своё выздоровление, не помогут даже самые лучшие в мире медикаменты. Дабы не быть голословной привожу в пример слова Владимира Алексеевича Стрыкова, заведующего отделением хирургической онкологии (какой онкологии) с двадцати семилетним стажем: “Положительный настрой очень важен. Не только лекарства, но и внутренние силы пациента должны помогать бороться с болезнью. А если все опустили руки, то, при любых усилиях, мало что можно сделать…”. Заметьте, это говорит человек, в руках которого жизни не просто больных, а больных раком.

Вывод напрашивается сам собой   ̶  лечение начинается задолго до всех лабараторно-инструментальных манипуляций, врач “заражает” пациента своей уверенностью, когда тот полностью открывается перед ним в ходе общения. Снова возвращаемся к ТОП-7 Джеймса Ли: “Уверенность врача дает мне уверенность”.

Увы, в наше время навыками общения студенты, обучающиеся на медиков овладевают “стихийно”, все мастерство приходит с годами. Специально этому, практически, не обучают. Часто, молодой специалист пренебрегает беседой с пациентом, становясь заложником уже привычных схем лечения. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Пациент может скрыто проявлять свой страх или неуверенность, поэтому, истинный врач, будь он терапевт или хирург, в некотором роде всегда и психолог, так как хорошо ориентируется в общем  эмоциональном состоянии больного.

Александр Романычев «Сельский врач» 1987 г.

Возвращаясь к вопросу, заданному еще в начале: “Нужен и важен ли разговор между пациентом и врачом?”, понимаем, что да. Конечно, некоторые вещи обсуждать особенно трудно. Трудно говорить о смерти, о зависимостях, неизлечимых или психических болезнях. Это стоит всегда учитывать. Не раз встречаются больные, сложность случая которых далеко не в страшном диагнозе или методах лечения, а в том, что пациент боится своей болезни, боится окончательно отождествиться с ней, банально  ̶  произнести вслух фразу: “Да, я болен и я нуждаюсь в помощи”. Помните, как сказал Зигмунд Фрейд:  “ ..в сказках говорится о злых духах, сила которых пропадает, как только назовешь их по настоящему имени, которое они держат в тайн”, вот, я об этом.

Врач  ̶  это тот, кто достает наружу все самое страшное, помогая пациенту принять свою болезнь, а значит начать ее преодолевать. Он берет на себя ответственность пройти вместе с пациентом путь исцеления, доподлинно не зная, каким он будет, легким или тяжелым. Он решается быть проводником между ним и его болезнью. Нестандартная трактовка процесса лечения, согласна.

Помню, как на страницах одного интернет-журнала прочитала: Болезнь ̶  это разговор Бога с непонятливыми”. Эта фраза врезалась мне в память, но только спустя время я поняла ее истинный смысл. Поэтому сейчас осмелилась назвать врача проводником, ведь он не просто лечит, он дает нам возможность пообщаться с собой, со своим телом, декодируя его язык на наш, человеческий. А язык тела, когда оно болеет, становится языком Бога, дабы он смог достучатся до нашего ума и сознания,  указав на те моменты, которые запустили процессы саморазрушения.

Волшебник в белом халате на то и волшебник, чтобы всегда помнить   ̶  порою лечение тяжелее самой болезни. Он знает, как обойти преграды в общении, максимально расположив к себе того, кто сидит в напротив.

После исследования, в одной из своих работ, доктор Ли напишет: “Действительно, могут ли медицинские услуги быть качественными, если отношения между пациентом и врачом будут поспешными, грубыми, холодными, бессердечными или не заботливыми?”.

Помните, что и от нас зависит, насколько качественными будут услуги врача. Учитесь тоже слушать, говорить о своей болезни максимально открыто, веря в то, что вам помогут. Не бегите впереди паровоза, наслушавшись перед этим тысячи  рассказов о случаях, когда “не помогли”, “не спасли”, “не вылечили”. Это все есть, но выбор всегда за вами, превратить общения с доктором в искусство или в чистой воды науку, где термины заменили что-то более важное и несоизмеримое с миром знаний.

 

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.