Газовый консорциум украинской communication contact tube

Май 17, 2019
Автор: BreakFast

 

Слово консорциум стало почти хештегом последних новостей. Угроза украинской газовой трубе после прекращения поставок российского газа в 2020 стимулирует политиков использовать в своих интересах прецедент спасения газового транзита.

Одни рисуют страшную картину ржавения украинской ГТС после прекращения поставок из России. Другие — требуют от Европы отказаться от Северного потока 2. Но и первое, и второе — требования не просто вымышленные, но и не осуществимые.  

Так что же в транспортно-газовой теме правда, а что спекуляции?

 

Факты

Спекуляции, что: с истечением контракта с Россией, транспортировка газа через Украину прекратиться.

Нефтегаз приводит такие цифры общих мощностей украинской ГТС: пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд м3, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд м3, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд м3.

Предполагается, что после запуска Nord Stream, в Германию будет поступать 110 млрд. м³ — в два раза больше газа, чем сейчас. Проектная пропускная способность Nord Stream 2 и подводный Nord Stream 1 – по 55 млрд м³ в год каждый.

 

 

Турецкий поток, для газообеспечения Южной Европы — 31,5 млрд м³ в год (обе нитки).

Ямал-Европа через Беларусь 38 млрд. м3.

Таким образом, европейское направление мимо Украины сравняется с пропускной способностью украинской ГТС. На границе с Европой она составляет 142,5 млрд м³ в год.

Но при подключении Nord Stream 2, мощности европейского газопровода EUGAL (European Gas Pipeline Link — младшего брата Северного потока) ещё не будут готовы к полной загрузке перегона российского газа.

 

 

Потребности Европы на растущий спрос газа нуждаются стабильности именно украинской ГТС.

Франция также заинтересована в стабильности и предлагает Германии присоединяться к её строящейся газовой трубе Arc de Dierrey, чтобы не зависеть полностью от России. Париж хочет образовать внутренний консорциум на базе своего газопровода GRTgaz, продавая его части инвесторам из других европейских стран. 

 

Arc de Dierrey

 

Но возможности такого альтернативного России объединения, рассматриваются не локально, а с учетом угрозы украинскому транзиту. Так как может создать недопустимый разрыв в европейских поставках даже при работающих Северных потоках. Европа  заинтересована в сохранении украинской ГТС в рабочем состоянии минимум ещё на 10 лет.

Для этого факт модернизации нашей ГТС всегда разыгрывался в переговорах по приватизации части нашей трубы и создании консорциумов.

Консорциумы по своей сути отличаются от других бизнес объединений тем, что участники инвестируют только в тех сферах совместного проекта, в которых они достигли максимального технического уровня при максимальных издержках производства.

 

Что правда.

Европа и Россия нуждаются сейчас в украинской ГТС больше, чем Украина нуждается в их поддержке. Это не звучит в официальных заявлениях, но специалисты знают: переживать об украинском транзите не стоит. 

Плюс наши подземные газовые хранилища позволяют покрывать пиковые потребности европейских потребителей. Для того, чтобы скрыть такую зависимость наших соседей, ими предпринимаются шантажирующие акции.

 

 

Со стороны России – игра с ценой, снижение объемов для падения давления в трубе, угрозы прекращения поставок и т. п.

Со стороны Европы – требование выполнить условия всех энергопакетов по приведению нашей ГТС в соответствие с нормами энергорынков ЕС. Сюда же подключается не выдача очередных траншей МВФ, периодическое сворачивание работы ЕБРР и т.п.

Нельзя сказать, что падение давления в трубе со стороны России  – это хорошо, а амбандлинг и другая адаптация к ЕС – это плохо. Факт — что этим спекулируют с обеих транзитных сторон.

 

Хроники заинтересованности.

Еще одна правда: Восточная Европа не готова отказываться от газовых контактов с  Украиной. Особенно последовательна Польша. В 2014 году  Укртрансгаз и польская ГТС подписали соглашение о сотрудничестве по интеграции наших газотранспортных систем. Цель – увеличить пропускную способность. И уже в 2019 министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович в Давосе открыто критиковал Nord Stream как угрозу Украине.

 

Трансбалканский трубопровод (нефтепровод Бургас — Александруполис)

 

По хроникам сайта миссии Украины в ЕС, получается такая последовательность соглашений.

В 2015 подключилась Венгрия – первое соглашение Украины с членом ЕС о прямом присоединении по правилам энергетического европейского законодательства. 

 

В 2016 Украина, Румыния, Болгария и Греция подписали Меморандум о взаимопонимании по обратным потокам на Трансбалканском трубопроводе в рамках Инициативы по соединению газа в Центральной и Юго-Восточной Европе.

 

 

В 2017 году украинские «Нафтогаз», «Укртрансгаз», итальянская Snam и словацкая Eustream подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на совместную оценку сотрудничества по эксплуатации и совершенствованию нашей ГТС. 

В 2018 году началась активная фаза реконструкции на Барской компрессорной станции в Винницкой области. Там находится реверсный вентель, позволяющий осуществлять транспортировку газа на Восток Украины без включения соседних газопроводов. В проекте реконструкции участвует немецкий Deutsche Bank AG и ведущая немецкая инжиниринговая компания Ferrostaal Industrieanlagen GmbH. Инвестиционный проект обходится в 79 млн. евро из которых 26 млн – от Укртрансгаза.

 

 

21 марта 2019 Укртрансгаз завершил монтаж нового оборудования на КС «Бар», что позволит экономить около 76 млн. куб. м. горючего газа и увеличит газоперекачку с 25% до 36%. 

Это начало масштабной модернизации украинской ГТС, начатое германскими партнерами даже без создания консорциумов.

 

Европейско-украинский газотранспортный консорциум.

Открыто против Nord Stream 2 выступают Латвия, Эстония и Литва. Как сообщает Reuters, в прошлом году Министр иностранных дел Германии Хейко Маас на встрече с лидерами этих стран внес предложение создать консорциум по модернизации украинской газовой трубы.

 

Министр иностранных дел Германии Хейко Маас

 

Всего около 11 европейских компаний хотят участвовать в альтернативном России газотранспортном консорциуме с Украиной. Некоторые из них пока не делают официальных заявлений, так как финансируют Северный поток и не хотят портить отношения с Россией — как например Siemens AG, Uniper и Wintershall.

Другие – готовы принимать участие на открытых конкурсах. В прошлом году украинской стороной был анонсирован процесс изучения предложений от восьми ведущих мировых компаний.

На сегодня известны такие европейские компании, которые готовы модернизировать  украинскую ГТС на безе альтернативного консорциума.

Итальянская Snam SpA – крупнейшая европейская компания по транспортировке, хранению и реверсным поставка газа. Развивает крупнейшую и самую доступную в Европе трубопроводную сеть ( более 40 000 км), крупнейшую инфраструктуру хранения в Европе (емкость 19 млрд м 3) и один из первых терминалов СПГ, построенных в Европе. 

Компания запустила проект Snam Global Solutions по ценообразованию на газ и управлению рынками.

Словацкая Eustream asявляется владельцем и оператором одной из крупнейших газотранспортных систем в Европейском Союзе. Миссия Eustream — транспортировка природного газа через Словакию на европейские рынки. Eustream является долгосрочным партнером украинской газотранспортной системы, поскольку он напрямую связан с Украиной в обоих направлениях потока.

 

Polsha — Slovakia

 

Словацкая NAFTA управление и разработка подземных хранилищ газа, разведка и добыча углеводородов. Расположение хранилищ в центре Европы и рядом с транзитной системой, делает её ключевым узлом европейской газовой сети. 

Французская GRTgaz европейский лидер по транспортировке природного газа и мировой эксперт по газотранспортным сетям и системам. Владеет и управляет более 33 000 км подземных трубопроводов и 32 компрессорных станций в Европе для транспортировки природного газа между поставщиками и потребителями. 

 

карта  GRTgaz

 

Австрийская OMV – крупнейшая в Центральной Европе нефтяная компания по разведке и добыче более чем в 20 странах мира. Её принадлежит газопровод в 2000 км, она продает около 40 млрд кубометров газа. Запасы компании составляют (вместе с румынской Petrom) 1,21 млрд баррелей нефтяного эквивалента.

 

Нефтеперерабатывающий завод OMV

 

Нидерландская Gasunie обеспечивает рынок хранилища газа EnergyStock, трубопровод BBL в Англию и терминал LNG Gate в Маасвлакте. Стимулируем сертификацию и рынок экологически чистого газа через дочернюю компанию Vertogas. 

 

хранилища Gasunie

 

Польская GAZSYSTEM SA – ведущая доля в строительстве Балтийского трубопровода на границе с Данией. До 2025 планирует максимально расширить газотранспортную сеть Польши.

В рамках реализации проекта газопровода между Польшей и Украиной, по состоянию на июль 2018 года, «Укртрансгаз» и GAZ-SYSTEM SA завершили процедуру оценки спроса на мощности на границе Украина-Польша в обоих направлениях.

 

карта GAZ-SYSTEM

 

Венгерская FGSZ – транспортировки природного газа для Сербии, Боснии, Герцеговины, Румынии, Хорватии и Украины. Работает в соответствии с самыми высокими технологическими стандартами.

 

карта FGSZ

 

Румынский оператор газотранспортных систем SNTGN Transgaz SA одобрил реконструкцию узловой точки между Румынией и Украиной — Исакча-1, которая повысит качество двустороннего потока газа на этом участке.

 

Исакча-1

 

И уже упоминаемая немецкая Ferrostaal Topsoe Projects GmbH, которая принимает участие в реконструкции в Баре. Их направление нефтехимия, ветроэнергетика, электроэнергия, создание промышленных предприятий с нуля.

 

Ключевой момент

И, конечно же – Газпром. Не только в формате единоличного учредителя консорциума между Украиной и Россией, а в составе европейских партнеров.

Сейчас начались неофициальные переговоры России со странами Восточной Европы, с целью уменьшить их недовольство от последствий Nord Stream.

22 марта состоялась встреча министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто с Алексеем Миллером. Они договорились о поставках российского газа на 2020 г., даже без украинского транзита. В обмен на что – не известно. В любом случае, выход Венгрии из европейского консорциума по украинской ГТС, не изменит намерения остальной Европы привести в порядок нашу газовую «communication contact tube»…

 

Петер Сийярто и Алексей Миллер

 

Да и договоренности эти пока на уровне слов. На самом деле прослеживается несколько неровная позиция России: угрозы расторжения контракта чередуются с предложениями продления транзита после 2019.

Такому поведению минимум две причины. Двойной проигрыш Газпрома в Стокгольме и реальные переговорщики по украинскому транзиту. А это – не только Украина, а страны ЕС. Они – конечная точка сбыта для России и потому диктуют правила продления транзита на европейских условиях и по европейскому законодательству, имплементированному в Украине.

Эту позицию четко отстаивал на трехсторонних январских переговорах в Брюсселе глава Европейской комиссии Марош Шефчович. Потому переговоры были перенесены на май 2019 года.

 

глава Европейской комиссии Марош Шефчович

 

Чем это может закончиться? Двусторонним участием наших восточных и западных соседей в модернизации украинской ГТС. И эта ситуация для Украины намного выгоднее, чем крен в одну или в другую сторону. Так как позволит сохранить не только саму трубу, но её статус.

И заодно — статус Украины быть полноценным участником переговоров между ЕС и Россией намного шире газовой темы…

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.