Владимир Окренец — об основных факторах выхода украинского бизнеса на внешние рынки специально для Breakfast.
Основной целью деятельности любой компании является получение прибыли. В большинстве случаев причиной поиска, новых иностранных рынков для компании служит желание увеличить прибыль и нарастить капитал за счет роста объема реализации, получения налоговых льгот для предприятий, работающих на экспорт, и оплаты товаров валютой (в чём заинтересованно и государство).
Могут возникать и другие факторы, которые нарушают стабильную деятельность предприятия.
Украинский рынок
Как и для большинства стран постсоветского пространства, характерным есть большой спрос на
Европейский рынок в большей степени ориентирован на потребление:
Следствия различий
В Украине преобладает потребление готовой продукции и энергоносителей. Это обусловлено спецификой исторически сложившейся производственной базы. Европейский рынок ориентирован на сырье для машиностроения, высокотехнологического оборудования, пищевой и легкой промышленности. То есть по большому счету Украина приобретает готовую продукцию и энергоресурсы, а европейские страны нуждаются в сырье и энергоресурсах.
Европа покупает сырье и ресурсы для производства, а продает преимущественно уже готовую продукцию, стоимость которой уже в разы выше сырья.
Следовательно, для того чтобы получить доступ на территорию Европейского Союза необходимо обладать продуктом, который не будет уступать европейским стандартам. Либо таковым, на который есть значительный спрос (или даже дефицит) с тенденцией дальнейшего роста.
Затруднения на пути отечественных малых и средних компаний к европейским рынкам.
На текущем этапе взаимоотношений Украины и ЕС подписано уже достаточно много актов о сотрудничестве, зоне свободной торговли, упрощении процедур оформления, взаимопомощи и многим другим аспектам для облегчения выхода наших товаров на территорию Евросоюза. Консервативные европейцы не торопятся с распростертыми объятиями принимать новые продукты с других стран.
Бизнес – это в первую очередь деньги
В бизнесе все основные вопросы и пути их решения связаны с наличием финансовых средств, ведь для выхода на новый рынок необходимо провести огромную подготовительную работу. Для крупных компаний затраты на освоение новых рынков могут быть не столь заметны (при хорошо организованной деятельности по европейским стандартам). Но для малого и среднего бизнеса это может потребовать привлечения средств со стороны и займет достаточно много времени. А так как гарантировать завоевание своей доли никто не может, то приходится рисковать не только финансовыми показателями, но и судьбой предприятия.
Законодательная база
Сперва необходимо изучить законодательную базу по внешнеэкономической деятельности. На сегодня существует около сорока внутренних нормативных актов, которые регулируют деятельность в данной сфере. Вот некоторые из них:
Анализ рынка
Следующим шагом должен стать анализ рынка, на который планирует выйти компания. Нужно определить объем, перспективность, тенденции и получить детальную информацию по интересующим вопросам. Обычно такие исследования заказывают у маркетинговых компаний находящиеся в регионе, где планируется новая деятельность. Стоимость таких исследований имеет широкий ценовой спектр в зависимости от авторитета исследователя, требуемых условий отчета и времени. В любом случае по отечественным меркам это выльется с круглую сумму.
Для важности этого пункта можно привести пример одной из крупнейших компаний, которая занималась производством крупы гречневой. У предприятия было хорошо налажено производство, высококвалифицированные кадры и современные технологии производства. Была приглашена консалтинговая компания, дабы «догнать и перегнать Европу по производству крупы гречневой», отправлены представители для ведения переговоров о сотрудничестве с торговыми сетями. Но когда был завершен анализ рынка по данному сегменту, то выяснилось, что в Европе очень низкое потребление данного продукта и объемы постоянно снижаются. Как оказалось, европейцы не очень-то любят гречку, отдавая предпочтение более простым в приготовлении продуктам или крупам, с которыми связаны национальные блюда.
Выбор варианта деятельности
Далее необходимо выбрать между открытием филиала или осуществлением внешней торговой деятельности. Это уже будет завесить от планов, возможностей и условий осуществления.
В случае открытия филиала, деятельность в нем будет уже организована по европейским стандартам с самого открытия. Это потребует переноса деятельности со всеми вытекающими начальными трудностями. Но если преодолеть последнее, компания станет полноценным игроком на местном рынке.
Если продукт будет производиться на нашей территории с дальнейшей поставкой его за границу, то обязательно требуется получение сертификата соответствия необходимым стандартам качества. С момента подачи заявки на прохождение сертификации в Европейскую комиссию до получения документа может пройти до пяти лет, пока многократные проверяющие не убедятся в соответствие необходимым нормам. Чаще всего замечания направлены на усовершенствование производственных процессов, экологических показателей, организации трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие
Когда продукт будет соответствовать всем европейским требованиям, признан комиссиями и экспертизами, получены все лицензии и разрешения на внешнеэкономическую деятельность в Украинских органах, налажены торговые связи с принимающей стороной, заключены договора, разработана логистика и решены другие вопросы, то можно разрабатывать планы по дальнейшему продвижению продукта или стратегию выхода на всё новые рынки.
Бизнес не должен останавливаться на достигнутом, в любой ситуации должна быть альтернатива и разработан план на несколько шагов вперед с учетом возможных вариантов развития.
То, что нас не уничтожает — делает нас сильнее (цитата Ф. Ницше).
В любом случае отечественным малым и средним компаниям не смотря на все трудности необходимо пробовать пробиваться на европейские рынки, ведь трудности возникают и при работе на территории самой Украины. Конечно же, деятельность на рынке ЕС скорее всего не будет приносить сверхприбыли при долгом сроке окупаемости, но это обычные условия и для самой европейской экономики. Существует множество программ содействия для желающих выйти со своим продуктом на европейские просторы. Основные из них следующие.
Кто как не предприниматели из страны, находящейся в географическом центре Европы, будут поставлять свою продукцию на европейские рынки? Читайте в продолжении.
Владимир Окренец
Комментарии 0