Уже скоро месяц, как украинцы должны начать искать себе лечащего врача и подписать с ним договор. Что вы знаете об этом и какие могут возникнуть логические вопросы по заданной теме.
Эта информация была презентована ещё в начале декабря 2016 года на форуме местного самоуправления и презентована зам министра МОЗУ Павлом Ковтонюком.
За каждого задекларированного пациента — врач получает 210 гривен в год. В среднем, если считать по средней цифре в 1,500 пациентов на врача, то получается довольно внушительная сумма по сравнению с сегодняшними средними 3 тысячами гривен. Это в теории.
Сами врачи ещё не до конца понимают, как именно должен работать механизм, системной разъяснительной работы никто не проводит. Главная мысль, которую уловили из социальных сетей и врачи и пациенты – это создать здоровую конкуренцию между врачами.
Поликлиники и больницы страны ещё ни договоров, ни протоколов от Минздрава не получали. Министерство обещает их разработать до 1 марта 2017 года. И 6 месяцев остаётся на заключение этих сделок и презентации своих качеств со стороны врачей. В некоторых регионах врачи уже готовы заключать конракты, но не имеют на руках нормативной базы.
Некоторые эксперты уже говорят, эти нововведения обречены на провал.
Во-первых, заключить контракты за полгода врачи вряд ли успеют. Ведь кроме бумажной волокиты, нужно еще и лечить людей. Во-вторых, не понятно, сколько из 200 гривен на одного пациента придется отдать за юридические консультации?
Декларируется принцип, что с каждым врачом затем будет заключен контракт, как с юридическим лицом. Врач сейчас не юридическое лицо, тогда он дожжен зарегистрироваться как ФЛП. НЕ сичтая обязательных взносов в 2100 грн. прижётся отдать сумму адвокату и нотариусу – ведь если человек умрёт, кто вообще будет защищать финансовые риски врача?
Кстати, для врачей прописаны такие плюсы:
Заключать договора можно будет не в зависимости от участка. Вся помощь на уровне первичного звена покрывается страховыми средствами и предоставляется безвозмездно так же, как экстренная помощь. Зарплата врачей будет зависеть от эффективности практики, организации работы, затрат на инфраструктуру и энергоэффективность. Плюс – время врача,медсестёр, админперсонала.
Деньги от государства сможет получить только мед учреждение в форме коммунального коммерческого предприятия или частная клиника в форме ТОВ. Зарплата медиков в бюджетных учреждениях будет регулироваться тарифной сеткой так же, как зарплаты в любых других госучреждениях. При преобразовании бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие, вопрос зарплаты будет регулироваться договорённостями в самом предприятии и трудовым законодательством.
Врач – ФОП это тоже субъект хозяйствования, он тоже может подписать контракт национальной службой НЗСУ на стандартных условиях, потому что НЗСУ не принимает врачей на работу, а именно подписывает договора с медицинскими практиками. Это значит, что врач в любом случае не будет работать один – а только со штатом медсестёр.
Таким образом, заключая договора с врачами, пациенты стимулируют и априори соглашаются в внедрением частной медицины.
Конечно, планируется индивидуальное лицензирование медицинских работников с возможностью лишения лицензии.
Это всё общие декларации…
А если перейти к конкретике, то не понятно – а что делать и к кому идти пациенту, если семейный врач уйдёт в отпуск. Или заболеет сам? Как будут перечисляться выделенные на каждого задекларированного пациента деньги? Потом – очень многие не успеют подписать договора к обозначенному сроку – за полгода. И, как всегда, в таких слуаях – мы сталкиваемся с отсутствием подзаконных актов.
Что известно точно – то это заключение договоров с пациентами в пределах 2000 человек, включая членов семей. Хотя только одна эта позиция противоречит самому принципу нововведений – пациентов лишают права выбрать врача, ограничивая количественным фактором.
Непосредственно платить врачам будет Национальная служба Здоровья из госбюджета – в среднем 210 грн. за пациента в год (для детей и пенсионеров предусмотрены повышенные коэффициенты). Это на один год – что будет дальше – тоже не понятно.
Понятно другое, что на деньги налогоплательщиков будет создана агенция контроля с функциями посредника между бюджетом и больницами. Но каковы её полномочия? Этого тоже чётко в поликлиниках и больницах не знают. Кстати, на предложение обращаться с вопросами в МОЗ реагировать некому, так как вопросов нет. Они могут возникнуть только после того, как сами сотрудники МОЗ спустят свои рекомендации сверху, так как это их прямая обязанность, а обязанность врачей – принимать и лечить пациентов в не зависимости от того, есть договора или их нет.
Второй напрягающе новостью есть заявление МОЗ о внедрении E—Health реестра врачей и пациентов. Этот базовый уровень должен быть составлен до 1 апреля!!
E—Health – это электронная систему здравоохранения и её внедрять начали еще 10 лет назад. Украинские врачи же до сих пор работают с огромным количеством бумаг. Но с 2017 в Минздраве намерены создать отечественную электронную систему, а в конце ноября министерство подписало соответствующий меморандум с общественниками и ІТ-бизнесом.
По словам замминистра здравоохранения Павла Ковтонюка, если избавить врача от письменной отчетности и работы с бумажными медкартами, он будет больше времени уделять пациентам. Для пациентов в свою очередь будет создана масса дополнительных сервисов, например, возможность через интернет выбирать и записываться до врача, или просмотреть медкарту и анализы. Для государства – это возможность вести статистику и видеть, куда идут деньги, и в каких услугах действительно нуждаются пациенты.
Кроме того, можно будет отслеживать онлайн, наличие в больнице лекарств, так как больницы часто скрывают наличие препаратов и перепродают их, заставляя пациентов покупать лекарства самостоятельно. Электронная система должна повысить контроль за закупленными препаратами. Но с 1 января система не заработает. Как рассказал Павел Ковтонюк, на ее создание уйдет полгода. Внедрять eHealth будут постепенно, сначала будет создан сам электронный продукт, а потом уже электронная медицинская карточка, вместе с электронным рецептом.
Всё это, конечно хорошо, но составить электронный реестр можно только после заключения договор всех со всеми в сфере медицинского обслуживания. А этот процесс как раз – туманен и не активен.
И самое принципиальное – договора, которые будут предоставляться для подписания — предполагают ли внесение изменений договаривающихся сторон или это так называемые обязательные типовые форматы?
В любом случае, гражданам страны, которые хотят заключить договор качественно – надо будет оплачивать консультацию с юристом из своего кармана. Или подписывать договор толком не разобравшись в казуистике. Да и есть ли сегодня юристы, способные разъяснить клиентам чисто медицинские нюансы таких конрактов? Учтено ли это в реформе? Например, создание бесплатных консультаций от юристов — для врачей и для пациентов.
Всё это называется реформой первичного звена медицинской помощи, на которую специально выделяются средства и финансы в бюджете. Или, гражданам придётся как всегда, доплачивать?
С декабрьской презентацией проекта по заключению договоров с врачами от замминистра МОЗ Павла Ковтонюка можно тут.
Комментарии 0