Песах в картинах художников

Апрель 11, 2017
Автор: Break-Fast

Песах центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (соответствует марту-апрелю) и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. Почитается также караимами, самаритянами и частично мессианскими иудеями.

Праздник посвящен освобождению еврейского народа от рабства. 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Бог, чтобы освободить богоизбранный народ, послал на египтян 10 казней, только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию, накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.

Дэвид Робертс "Евреи покидают Египет"

Дэвид Робертс «Евреи покидают Египет»

Хаме́ц, любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошёл процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом при смешивании муки с водой, для его ускорения у пекарей принято добавлять к тесту закваску из выдержанного теста, уже успевшего основательно прокиснуть (называемую на иврите сеор).

Традиции праздника основаны на письменных источника, устных преданиях и многовековых традициях — главная из которых большой семейный ужин — ритуальная трапеза, в воспоминание  исхода из рабства и обретения обетованной земли…  

Для этой трапезы есть свои традиционные блюда и есть свои запреты.

Тора запрещает употреблять в пищу хамец и сеор в течение всех дней праздника Песах, а также предписывает «устранить квасное из домов ваших», то есть в это время еврею запрещено держать в своем жилище хамец. Тора объясняет запрет употребления хамеца в Песах тем, что Исход из Египта был поспешным и нельзя было ждать, пока взойдет тесто, поэтому испекли хлеб из невзошедшего теста. Примеры квасного: Пять злаков — пшеница, ячмень, рожь, овёс, или полба — а также их производные, которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение.

Мучные продукты: продукты из злаковых: солодовые продукты: Напитки: пшеничная водка, пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкозу.

Борис Дубров "Поиски хамеца"

Борис Дубров «Поиски хамеца»

Запрет на употребление хамеца в храмовых жертвоприношениях связан с тем, что идолопоклонники в аналогичных ритуалах пользуются именно хамецем. Таким образом, цель запрета хамеца — сделать еврейское храмовое служение отличным от других. Некоторые исследователи предполагали, что запрет хамеца связан с тенденцией представить в Храме обычаи древности как идеальные, обладающие святостью, и противопоставить их обычаям, привнесенным цивилизацией. Маца как пропитание кочевников, согласно этой гипотезе, предшествует хлебу-хамецу — еде земледельцев, живущих оседлой жизнью. Она напоминает об Исходе из Египта и о том служении в пустыне, которому не было равных в еврейской истории по уровню близости народа к Богу и который воспроизводится в храмовом культе. Существует также мнение, что первоначально запрет хамеца касался лишь пасхальной жертвы, воспроизводящей атмосферу бегства из Египта, а впоследствии запрет использования хамеца распространился на другие жертвы.

«Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях.

Елена Флёрова "Поиски хамеца"

Елена Флёрова «Поиски хамеца»

Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца».

Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Непосредственно сам ужин Седер Песах или — седер, «порядок» — ритуальная семейная трапеза во время праздника Песах. 

«Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века». Ритуальная трапеза «справляется в установленном порядке, отсюда и название»: слово «седер» означает «порядок». «Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырём фразам» из книги Исход: И так скажи сынам Израилевым: «И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ»

Герман Гольд. "Агада"

Герман Гольд. «Агада»

 

 

Последовательность Седера

  • Кидуш— освящение вина.
  • Урхац — омовение рук.
  • Яхац — преломление мацы.
  • Магид — чтение Агады.
  • Моци-маца — благословение мацы.
  • Шульхан-орех (накрытый стол‏‎) — трапеза.
  • Барех — молитва после еды.

 Центральное событие праздника — пасхальный вечер. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

 

Пасхальная Агада основана на галахической традиции регламентации пасхальной ночи (Псах. 10) и отражает влияние распространенной в древности культуры праздничных торжественных застолий. Одна из важных заповедей — помнить об Исходе из Египта (Втор. 16:3) повсеместно и постоянно, однако в ночь седера существует особая обязанность рассказывать об Исходе из Египта.

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

Елена Флёрова. "Пасхальный седер"

Елена Флёрова. «Пасхальный седер»

 

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.(Исх.6:6-8)

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Владимир Любаров. "Маца"

Владимир Любаров. «Маца»

 

Маца называется хлебом пустыни, а пустыня – это место испытаний, место очищения. Сначала человек не понимает вкуса мацы, т.е. новой жизни, но постепенно она ему все больше нравится. Появление мацы связано именно с исходом из Египта. Наспех замешанное тесто не успело вскиснуть, прежде чем из него испекли хлеб. Берем средний лист мацы, ломаем его на две части и одну часть прячем. Спрятанная часть называется «афикоман». Это — завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши — чаши «искупления».

Ортодоксальный иудаизм до сих пор не выработал единую позицию в отношении того, что обозначает афикоман. Самое известное толкование трех листов мацы такое: первый лист – священники, второй – левиты, третий – остальной народ.

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Виктор Бриндач «Пекут мацу»

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марорОн символизирует горечь рабства. рабы ели стоя и быстро. Этот праздник освобождения от рабства, поэтому и  марор вкушают стоя, чтобы горечь пищи подчеркивалась неудобством есть стоя.Мудрецы постановили, что перед тем, как съесть кусочек марора, необходимо обмакнуть его в сладкий харосет. Однако при этом не следует “зачерпывать” большое количество харосета, чтобы не отбить горький вкус марора. Харосет — блюдо еврейской национальной кухни, представляет собой смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина. Символизирует глину, которую использовали для строительного раствора рабы-евреи в Египте.

На седере уместна гасева обязанность сидеть (или лежать) в удобном и просторном кресле, облокотившись на левую руку.

Виктор Бриндач. "Пасхальный седер2

Виктор Бриндач. «Пасхальный седер»

Каждый еврей обязан выполнять все заповеди седера, связанные с едой и питьем (четыре бокала вина, кезайит мацы, бутерброд из мацы и марора и кезайит афикомана), расположившись на удобном ложе или сидя в кресле или на стуле с мягкими подушками, потому что именно так проводят свои трапезы сильные мира сего. В пасхальную ночь весь еврейский народ следует их обычаям.

Кроме четырёх чаш может быть дополнительная пятая чаша — «чаша для Илии». Мудрецы прежних великих поколений говорили, что пятый бокал, соответствующий словам Торы “и введу”, указывает на последнее, окончательное избавление, которое возвестит нам пророк Элиягу после того, как падут царства Гога и Магога, — пятый и последний угнетатель, который придет на смену четырем царствам, угнетавшим Израиль. Пасхальная ночь — лейл шимурим, ночь, когда нас охраняет Всевышний, — в первой своей половине посвящена освобождению от египетского рабства, а во второй — окончательному освобождению, которое должно наступить в наши дни. Поэтому мы отмечаем в эту ночь приход пророка Элиягу. 

Бернардо Строцци. «Пророк Илия и вдова-Сарепта»

Согласно Торе, Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте»). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона . В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Иван Айвазовский. "Переход евреев через Красное море".

Иван Айвазовский. «Переход евреев через Красное море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море». Может именно поэтому в Украине еврейская община в наибольшем количестве собирается на Песах в Одессе, где прямой выход к морю наиболее гармонично дополняет традицию. 

Герман Гольд "Свиток Торы"

Герман Гольд «Свиток Торы»

Главная синагога Одессы  — памятник архитектуры, истории и культуры в городе Одесса, Украина. Расположена на пересечении улиц Еврейской и Ришельевской. Сегодня здесь проводятся ежедневные и праздничные молитвы, собирающие несколько сотен прихожан. На большие праздники сюда приезжают не только одесситы, но и верующие иудеи из Белгорода-Днестровского, Черноморска, Измаила и других городов Украины.

Еврей из Великобритании, Ари Шиммел, в день своего 80-летия и бар-мицвы одного из внуков — Натаниэла, передал в дар Главной синагоге Одессы новый свиток Торы — рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева (Торы), используемый для еженедельного публичного чтения в синагоге, является главным сакральным предметом в иудаизме.

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Борис Шапиро. "Пророк Илия"

Борис Шапиро. «Пророк Илия»

Главные участники Седера – это дети. Рассказ о выходе из Египта предназначен в первую очередь для них. Чтобы дети не заснули и не устали, их стараются уложить спать днем, а во время Седера дать им какое-нибудь лакомство.

Праздник Песах продолжается восемь дней (в Израиле — семь). На третий день (в Израиле — на второй) начинаются “будни праздника” — полупраздничные дни, называемые Хол-Амоэд. Заключительные два дня — седьмой и восьмой — являются праздничными (в Израиле – только последний день). В эти дни, как и в первые два дня, запрещена любая работа, и огонь зажигать можно лишь от уже горящего огня. 

На восьмой день праздника во время утренней молитвы произносят поминальную молитву Изкор. Молящийся должен дать про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. По обычаю во время произнесения молитвы Изкор те, у кого живы оба родителя, должны выйти из зала синагоги. Тот, у кого кто-то из родителей умер менее года тому назад, остается в синагоге, но не произносит Изкор за этого родителя. По хасидской традиции, в последний день Песаха  — опять едят мацу и пьют четыре бокала вина.

 

На главных иллюстрациях — Владимир Бызов «Моисей. Исход»

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.