Кредо религиозного терроризма

Апрель 9, 2017
Автор: Олег Терещенко

Большинство людей привыкли считать, что религия — это невинная вера в Бога, которая не причинит вреда человеку. И только в одиночных случаях, люди вспоминают о том, что иногда церкви между собой враждуют, и даже воюют. Очень часто религия используется в качестве инструмента, а не предпосылки терроризма.

Первыми известными в истории террористами, которые использовали религию для своих целей, были давние евреи, которые вели борьбу против народов, которые заселяли земли Палестины.

Разрушение иерусалимского Храма. Картина Франческо Хайеса, 1867 год

Для начала, надо разобраться, в том, которое значит словом «терроризм»? Как и социальное явление, «терроризм» имеет огромное количество определений, ни одно из которых не является полным и метким. Каждое из них содержит характерные черты данного явления. Одно из таких определений: терроризм — стратегия действий, основанная на принципах насилия, репрессий, физического уничтожения, запугивания казнями и убийствами. Религиозный терроризм — это одна из целей терроризма, которая может быть связана с борьбой сторонников религий между собой. 

Связь между религией и терроризмом — явление не новое. Сопротивление зилотов в Иерусалиме (I-II ст.), ритуальные деяния тагов в Индии (V ст.), насилия ассасинов, «Крестовые походы» — это все ранние формы проявления религиозного терроризма.

В ХХ веке вместе с развитием политических школ ему на смену пришел терроризм сепаратистский и идеологический. Появление современного религиозного терроризма связано с революцией в Иране (1980 год).

В 90 — х годах, с распадом коммунистической идеологии и образованием новых независимых государств, сократилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно увеличились количество религиозных движений, которые уже были не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями и многими сектами.

 

Исламский мир

На сегодняшний день, исламские террористические организации являются наиболее агрессивными. Они осуществили наибольшее количество террористических актов за последние 15 лет. Этому существуют многие причины. Основной является бедность и низкий образовательный и культурный уровень большинства населения арабских государств. Бедность порождает комплекс завести к богатым, злость, агрессивность. Кроме того, бедность обесценивает жизнь личности. Низкий образовательный уровень способствует поверхностному усвоению религиозных учений и взглядов. А низкий культурный уровень способствует легкому внушению.

Также, следует отметить, что при рассмотрении религиозного терроризма к себе привлекает внимание одна особенность — легкость, с которой мусульмане идут на смерть, в момент террористических акций. Погибнуть за дело ислама — считается надежным способом попасть мусульманину в рай.

Свою преступную деятельность террористы называют джихад.

В действительности, арабское слово «джихад» образовано от обще коренного «джухд», что значит «прикладывать усилие, старательность». Но представители современных СМИ ошибочно ассоциируют это слово с «священной войной».

Также неверная трактовка слова «шахид».

«Шахид» согласно исламу — это человек, который погиб во время джихада, который может быть, как «большим», так и «малым». То есть шахидом мусульманин может быть, как в повседневной жизни, погибнув при определенных обстоятельствах, так и во время военного положения — погибнув за веру, во имя Бога.

 

(К вашему вниманию) Категории участников исламских религиозных организаций:брезочка

сочувствующие (состоят из лиц, которые не участвуют в террористической деятельности, но в то же время, они сочувствуют и разделяют методы борьбы и цели террористических формирований, и создают, по-сути, определенную кадровую базу будущих участников в террористическую группу);

агитаторы (те лица, которые привлекают людей к участию в террористической деятельности, путем пропаганды и идеологии терроризма);

вербовщик (лицо, которое не непосредственно участвует в террористической деятельности, а отвечает за подбор необходимых кадров);

наемник (профессиональный солдат, для которого участие в организации, является зарабатыванием денег);

фанатик (лицо, которое самозабвенно предано идее до самой своей смерти);

смертник (сама низкая степень в иерархии организации, является «живым оружием» в руках террористических групп).

Самими высшими степенями являются: боевой лидер, идеолог и заказчик.

 

Идеология современного радикального ислама враждебна к традиционному исламу. Обычный мусульманин, такой же враг, как и христианин, иудей, буддист и др.

В исламе существуют многие течения, наибольшими среди них является — сунниты и шииты.

По приблизительным подсчетам, численность шиитов среди мусульман представляет 15% (из 1,5 млрд мусульман). Иран — единственная страна, где государственной религией является ислам взгляда шиизма. Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана. Составляют почти половину населения Ирака.

В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10% до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть.

В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, руководит суннитская династия. Ираком также руководили сунниты, и только в последние годы впервые был избранный президент — шиит.

зелёный — сунниты, красный — шииты

Причина разделения — шииты провозглашают принцип преемственности духовной власти в исламе. Законным наследником Мухаммеда считается Али ибн Абу — Талиб (его двоюродный брат и зять), а сунниты — называет себя людьми Сунн и считают, что именно они придерживаются традиции пророка, которая искажается шиизмом. Это учение не признает возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда. Все решения по правовым вопросам и из деталей ритуала основываются на канонических сборниках — хадисах, в которых зафиксирована Суна, то есть путь, поступки и высказывания пророка Мухаммеда.

Несмотря на постоянные расхождения, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, придерживаются одних и тех же постов, ежедневных молитв и др. 

султан Абдул Хамид II

султан Абдул Хамид II

Первую попытку к объединению сделал персидский правитель Надир — шах Афшар в 1743 году (в результате осады города Басра), подписав мирный договор с султаном османа и с признанием течения шиизма ислама (Империя османа, в отличие от Персидской, не признавала учения шиизма). Следующая попытка состоялась в конце ХІХ ст. за инициативы османа султана Абдул Хамид ІІ (послабление империи и распространение шиизма в Ираке). Все другие попытки объединений, в ХХ веке, были связаны с общей борьбой против западного влияния. В ХХІ веке, между шиитами и суннитами возникают постоянные столкновения, которые существенно влияют на мировую геополитику. Уместно будет вспомнить американскую компанию в Афганистане и Ираке, «арабскую весну». Так называемые, «гражданская» войны в Ливии и Сирии.

Самые известные исламские организации: «Братья мусульмане» — одна из первых мусульманских организаций (1928 год, Египет); «Хезболла» («Партия Аллаха», 1982 год); «ХАМАС» (1987 год); «Аль – Каида» (1988 год); движение «Талибан» (1994 год); «Джамаат аль-Джигад» (1974 год);    

 

 Христианский мир

В истории христианства также были времена, когда сторонники Христа проявляли себя террористами. Уже вскоре после своего возникновения, распространения и утверждения христианства, как правило, сопровождалось физическим насилием и уничтожением тех, кто не хотел принимать новую религию и верить в нового бога.

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. Роспись ц. Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. Роспись ц. Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Всех их называли язычниками, и судьба их была незавидна — им приходилось умирать или отказываясь от веры своих предков, принимать новую веру, угодную и выгодную власть предержащим.

 

Для уничтожения тех, кто не хотел принимать христианство, и для оправдания преступлений надо было создать соответствующую идеологию. И она была создана. Уже в V веке один из родителей христианской церкви Августин Аврелий обосновал понятие «Священной войны» на защиту церкви и веры. Под впечатлением его учения католический философ Фома Аквинский (1225 — 1274 гг.) заявил, что война допустима, если она ведется по воле высшей власти — то есть по воле бога.

Кентербери Фишер

Кентербери Фишер

По-видимому, разбойничьи походы крестоносцев, он как раз и считал действиями справедливыми и такими, которые отвечают воле своего бога. Эти идеи впоследствии развили М. Лютер (1483 — 1546), который призывал убивать, отравлять и уничтожать восставших крестьян, и террорист Ж. Кальвин (1509 — 1564) — основатели нового направления в христианстве — протестантизма. Никаких сомнений в правомерности террора «ради веры» у них не возникало.

В 80 — х годах XX века эту же точку зрения разделяли и клерикалы США, которые на вопрос о том, или можно использовать атомное оружие, если оно обрекает на смерть миллионы людей, ответили утвердительно. Христианские священники не ограничивались лишь освящением атомного оружия, но активно участвовали в теологическом обосновании допустимости его приложения. Да, глава англиканской церкви архиепископ Кентербери Фишер, в одном из пастырских посланий писал: «неправильно считать атомное оружие плохим по своей природе». Более того, он утверждал, что атомная война предопределена богом.

 Сегодня религиозными террористами являются католики Ирландии (ИРА), которые ведут бесконечную войну против братской протестантской (англиканской) церкви.

Столица Северной Ирландии, Белфаст, разделенный железными воротами на две части. В одной проживают протестанты, а в другой — католики. В истории христианской церкви, это одно из самых длинных противостояний (почти 900 лет), которое началось из присоединения к Англии, Ирландии.

Если более детальнее рассматривать историю христианской Европы, то стоит в спомнить существование католических орденов, деятельность которых была направлена на подавление сопротивления католицизму.

Например, деятельность ордена иезуитов во главе Игнатия Лойолы. Этот орден возник в 1534 году, как раз в период бурной деятельности Реформистского движения в Европе.

Игнатий Лайола

Игнатий Лайола

В 1540 году, иезуиты были утверждены папой Павлом ІІІ как монашеский орден и стал главным оружием католической Контрреформации. Их главный лозунг: цель оправдывает средства.

Террористические акты религиозного терроризма

И так, для конкретного рассмотрения любого террористического акта, следует определить его классификацию. В современном мире, каждый из видов террористических действий имеет свою особенность, которая направлена на достижение определенной цели.

Виды террористических актов:

— Диверсия — осуществляется путем взрыва транспортных средств или зданий с целью нанести ущерб и вызывать человеческие жертвы, иногда проводится на открытом пространстве для уничтожения людей (например, распыленность ядовитых веществ в зоне конфликта). Диверсией достигается наиболее мощный по мере психологический эффект. Террористы часто минируют разные магазины, банки, жилищные здания, гостиницы, аэропорты, транспортные магистрали, производственные сооружения и так далее;

Похищение — как правило, ему поддаются значимые фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты, с целью добиться выполнения требований, или для запугивания господствующих прослоек, или получения средств на деятельность организации (часто используются баскскими террористами, партизанами Латинской Америки);

Хайджекинг *- угон транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Наиболее частые в мире увлечения самолетов, также называемые «скайджекинг». Эти акции достигли пика в 60-х годах (38% всех актов приходилось на нападения на авиалинии), и сократились до конца века до 12 %.

Покушение и убийство — основные методы терроризма. Они осуществляются вооруженными группами, отличаются демонстративной адресностью, потому эффективные для целеустремленного психологического действия на узкую аудиторию.

Поскольку жизнь террориста подвергается опасности, то покушения проводятся высокопрофессиональными террористами в государствах с ослабленной правоохранительной структурой, или, когда террористы имеют возможность создать численное преимущество над полицейскими подразделениями;

Ограбление (экспроприация) — В современном мире, одно из основных средств ведения террористической деятельности экстремистов «красной» ориентации. Проводится как с целью получения средств для ведения борьбы, так и в целях пропаганды. Наибольшее проявление – в периоды революционной дестабилизации;

Вооруженное нападение — как правило, без смертельного результата и причинения незначительного убытка. Особенность в том, что акт проводится террористическими организациями на стадии своего становления, когда еще не накопленный опыт ведения крупномасштабных операций, или активно действующими организациями, если необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

Кибертероризм (кибервойна) — нападение на компьютерные сети. Проявился в конце 90-х годов. Негативная сторона этого явления: зависимость нормальной жизнедеятельности общества от сохранения компьютеров, и как следствие — внимание, которое увеличивается, к ним разных «киберхулиганов» и «киберпартизан».

 

Некоторые примеры религиозных террористических актов    

20 марта 1995 года 10 участников «Аум Синрике» совершило террористический акт — газовую атаку в токийском метро с помощью ядовитого газа зарин. В результате 12 человек погибли (по другим данным от 13 до 27 человек), несколько десятков серьезно отравились (что послужило причиной долговременного расстройства здоровья), около 1000 имели временные проблемы со зрением. У многих раненых случился частичный паралич, нарушение функций языка, опорно-двигательного аппарата, некоторые потеряли зрение. Всего же действие газа почувствовали несколько десятков тысяч человек. Приказ о газовой атаке был отдан лично Асахара, чье учение основывалось на быстром ожидании конца света и последней войны «Добра и Зла», в которой должны быть истреблены все «грешники».

терракт в Японском метро

терракт в Японском метро

21 марта 1995 года «Аум Синрике» отрицает свою причастность к газовым террористическим актам в метро. 22 — 23 марта 1995 года японская полиция проводит две облавы на здания, которые принадлежат секте, в Японии. В итоге были выявленные компоненты химического и биологического оружия (культуры клеток сибирской язвы и вируса Эболы), а также военный вертолет Ми- 17.

Асахара

Асахара

Вирус Эболы был привезен в 1994 году из Заира. Запасы химических веществ было достаточно для изготовления такого количества зарина, чтобы убить 4 миллиона человек. Прокуроры утверждали, что Асахара был предупрежден о готовых облавах полиции информатором и отдал приказ о зариновой атаке в центре Токио, преследуя цель отвлечь внимание от «Аум Синрике». План провалился, и полиция провела обыски в отделениях Аум Синрике по всей стране. В результате самого длительного в истории Японии судебного процесса, суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в 2004 осудил его к казни. Сам Секо Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса хранил молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями основанной им религиозной группы.

В августе 1969 года в Дерри и Белфасте (Северная Ирландия) случились массовые уличные столкновения между католиками и протестантами. Для предотвращения дальнейших столкновений в британскую часть Ольстера были введены британские войска. Сначала католики поддержали присутствие в регионе войск, но в дальнейшем разочаровались в их взглядах на конфликт: армия поддержала протестантов.

1971 год, Белфаст (Северная Ирландия), впервые террористы заложили бомбу на объекте индустрии развлечений. Мишенью террористов Ирландской Республиканской Армии стал бар, в котором погибло 15 человек. В 1972 в Северной Ирландии был введенный режим прямого правления. Это привело к жестоким беспорядкам и восстаниям. Апогеем можно считать события «Кровавого воскресенья» 30 января 1972 года, когда во время демонстрации католиков британские войска убили 13 безоружных человек. В ответ толпа ворвалась в британское посольство в Дублине и сожгла его.

Всего с 1972 по 1975 годы в Северной Ирландии погибло 475 человек; 15 августа 1998 год — взрыв в ирландском городе Ома. 29 человек, в том числе две беременных женщины, было убито. Несколько сотен — ранены. В 2005 году, деятельность террористической ирландской организации прекращается. Но начиная с 2011 года, информация о возобновлении деятельности ИРА опять оживает.

 

Началом активной деятельности «ХАМАС» в Израиле, следует считать середину 90 — х лет ХХ века. В 1994-1996 годах «ХАМАС» провел восемь терактов с использованием смертников, которые обвязали взрывчаткой, в результате которых погибло 95 израильтян. В октябре 2000 года «ХАМАС» активизировал свою террористическую деятельность и начал использовать террористов-смертников. 27 марта 2002 года движение осуществило самый кровавый теракт за всю историю «ХАМАС» — при взрыве в ресторане гостиницы «Парк» в городе Натания погибло 35 человек. После этого, с мая 2003 по март 2004 года, «ХАМАС» организовал еще 11 терактов, жертвами которых стали 144 человека. В борьбе с террористической деятельностью организации, Израиль развернул охоту за ее лидерами. Да, весной в 2004 году, на протяжении месяца, израильская авиация точечными ударами ликвидировала духовного лидера Ахмеда Ясина и его преемника Абдель Азиза Рантиси.

14 декабря 2011 года, «ХАМАС» опубликовал отчетные данные о «достижении в борьбе с сионистским врагом». Согласно приведенным данным, за эти годы проведены 1117 акций, 87 из них осуществлено террористами-смертниками. В терактах погибли 1365 израильтян и 6411 были ранены. По Израилю выпущены 11093 ракеты. 1848 шахидов принесли себя в жертву ради достижения целей «ХАМАСа».

 

Рассматривая тематику религиозного терроризма, можно прийти к таким выводам:

религия используется в качестве инструмента, а не как предпосылка терроризма;

— любое действие террора не должно оставаться без наказания;

— применение военной силы, в борьбе с религиозным терроризмом, не принесет 100% успеха. В лучшем случае, на некоторое время, наступит тишина;

— религиозные террористы почти ничем не отличаются от обычных, те также имеют свою идеологию, но вера в Бога очень часто превозмогает человеческие страхи. Поэтому деятельность таких организаций (особенно мусульманских) постоянно сопровождается большими жертвами;

— особенностью «религиозного терроризма», еще в том, что иногда религия в не политики или наоборот. Поэтому результаты их деятельности достаточно трудно спрогнозировать.

 

Теракт в Барселоне 17. 08.2017

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.