Воскресение на картинах и фресках

Апрель 16, 2017
Автор: Анастасия Черных

Нашей темой обсуждения является одно из событий Страстей Христовых – Воскресение Иисуса Христа. Не буду вдаваться в подробности, о которых вы, возможно, и так прекрасно знаете. Будет лучше и интереснее увидеть собственными глазами, как авторы разных эпох отобразили этот момент с помощью своего таланта.

Мы рассмотрим несколько работ, которые, по моему мнению, смогут удивить и поразить своей точностью и мастерством исполнения. Я расскажу вам немного о каждом авторе и о его творении, описывая при этом собственное впечатление. Ваша реакция может отличаться, и это не удивительно, ведь каждый из нас индивидуален в своем мнении и эмоциях. Верю, что мой выбор и мысли заинтересуют вас.

Мануил Панселин византийский живописец, иконописец Палеологовского периода. Сведенья о его жизни крайне скудны, однако поздние источники сообщают, что «он был как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев». 

Судя по данным словам, его талант был настолько велик, что многие его олицетворяли с чем-то духовным, сверхчеловеческим. Его работы исключительно передают совершенство иконописной техники, красоту пропорций и тонкости характеров изображенных фигур. После его смерти афонские монахи разыскивали работы Мануила и подражали им, считая созданные им произведения образцом недосягаемого совершенства.

Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

На данной фреске мы можем увидеть технику исполнения автора тринадцатого века. Подобные росписи чужды современному миру, однако эта икона почему-то завораживает своей красотой. Казалось бы, что может быть необычного? Но у такого живописца, как Мануил Панселин, прослеживается великий вклад в работу, на которой можно увидеть точность и мастерство исполнения. Мне бы хотелось обратить ваше внимание именно на Иисуса Христа, изображенного данным иконописцем. Ведь каждый человек представляет его по-своему. У Мануила было собственное мнение и видение, которое он изобразил с помощью своего таланта. Но, тем не менее, это изображение Воскресения стало каноном в иконописи. Повереженные врата Ада и рассыпавшиеся ключи и замки: открытый путь который достигатся через протянутую руку Спасителя. Автор, таким образом, старается совместить в Иисусе два мира: людской и божественный, показывая, что Христос принадлежит и людскому роду, и небесному. Не удивительно, что Панселин сохраняет эту грань с помощью подобного образа, ведь однозначно трактовать приверженность Иисуса к определенному миру – нельзя. Он сохранял баланс между Небом и Землей, совершая действия в целях соединения обеих сторон.

Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Есть ещё одно изображение  Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

На данной иконе мы не можем увидеть Христа. Данный вариант изображения – это опосредованное свидетельство: Христа нет в Гробнице, там только погребальные пелены. Но ощущение присутствия Воскресшего Бога передано с максимальным эффектом. Фреска выполнена в светлых тонах, ощущается присутствие Нетварного Света, под ногами у ангела – покорённые охранники усыпальницы – воины (охранявшие запечатанный Гроб). А может и те, кто принимал участие в бичевании, и издевательствах над Христом…Они испугано закрыли лица и опустили головы, а может даже и от стыда за содеянное.

Одни только жены-мироносицы смело вопрошают ангела – где? — на его утверждение «Что ищите живого между мертвыми?» Так мы получаем ответ: в невидимом, в самом отсутствии Христа (осязаемо) среди всех, кто на фреске – Он, в то же время присутствует вездесущно, как Бог.

 

•Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. Роспись алтарной стены северного предела на хорах Владимирского собора. 1891.

• Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. Роспись алтарной стены северного предела на хорах Владимирского собора. 1891.

Нестеров Михаил – русский и советский художник, живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР. Как говорил сам художник: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». После таких слов можно понять, к какому стилю более склонялся живописец, что он предпочитал и каким образом творил. Мне захотелось взять именно его работу, чтобы представить её в сравнении с предыдущей иконой и проследить технику и характер исполнения более современного художника. Эти две работы с неописуемой точностью передают образ именно того Христа, которого представляли художники. Они писали, основываясь на своих мыслях и чувствах, поэтому их видение Христа-спасителя индивидуалистичны. Наша с вами задача понять ту часть, в которой живописцы пытаются передать свой порыв и свои эмоции, отобразить именно таков характер их персонажа, который они представляют индивидуально. Потому они стремились и достигли именно того результата, которого желали при написании своих работ. На данной картине мы можем увидеть именно возвращение Христа в наш мир. Обратите внимание на изображение сына Божьего в глазах автора. В одной руке Иисус держит крест, а другой будто бы возносит свою победу над смертью и то, что он принес себя в жертву не зря, доказал, что люди смогут жить, что их грехи окупятся, если они примут и поверят в его спасение (воскрешение). Данная икона так же передает умиротворение и спокойствие своего героя, и здесь прослеживается акцент именно на Иисуса Христа. Если вы заинтересовались данной иконой, то советую найти этого автора, ведь в его арсенале множество картин религиозной тематики, и в частности большинство карикатур Страстей Христовых.

 

Продолжая наш путь сравнения, я решила взять пример мозаики, чтобы провести некую параллель между способом одних и тех же сюжетов. Мозаика Воскресения Христова. Монастырь Святого Луки.

Здесь мы можем заметить некую разницу между образами самого Иисуса Христа. На данной мозаики он так же, как и на предыдущей картине, держит крест, но вот другой рукой он уже выводит из ада за собой человека, просвещает его на свой путь. На данной работе показаны уже события после Воскресения, здесь переданы важность и ответственность Христа за свой поступок, продолжение его деяний, спасение людского рода. Умиротворение и спокойствие после возвращение проходит, настало время убедить людей в своей правоте, повести их за собой, принять под свое «крыло», доказав при этом, что любая человеческая душа способна пройти через Ад, искупить свои грехи, покаяться и спастись.

Иисус готов вести за собой людей, он принимает ответственность за каждую человеческую душу. Данная работа показывает нам важность последствий Воскресения Христа, указывает дорогу в наше спасение. Можно подметить еще несколько моментов мозаики, которые отличают её от остальных работ. Например, автор, чтобы изобразить отличительные черты своих героев, провести черту между людьми и Христом, использует пару приемов и особенностей, которые с легкостью можно заметить на данной иконе. Во-первых, это расположение героев относительно картины: особый минимализм в количестве спасенных. Это всего лишь Адам и Ева – которых Иисус буквально вытягивает из гробов… Они символизируют всё падшее человечество. А также стоящие цари и пророки – тот минимум праведников, которые всё равно сходили в Ад, покорённые общим грехопадением.  Иисус по центру и по два человека по обе стороны, делая акцент и выделение именно на середину, и, во-вторых, чтобы не забыть про его божественность, автор создает эффект возвышения Иисуса Христа с помощью его одежды – вы можете увидеть, как часть его одеяний приподнята над землей и парит в воздухе. Возможно, здесь другая сторона задумки – Иисус спустился в ад в человеческом обличии, а человек предоставил свою руку, чтобы удержать его. Всегда может быть множество трактовок задумки автора, тут уж как вам понравится. Я рассказала свои две версии, а как думаете Вы?

 

Возвращаясь к тематике нашей «экскурсии», хотелось бы напомнить, что мы с вами стараемся сравнить задумки и исполнения картин авторов разных эпох и столетий. Сейчас, после подобных трех работ, хотелось бы окунуть вас в шестнадцатый век, в эпоху Возрождения. Как вы заметили по годам данной иконы, речь пойдет о третьем этапе – Высоком Возрождении. Смотря на данную работу, можно подметить её связь с особенностями этого периода. Но я упускаю самое главное. Ведь все уже заметили автора данной работы? Это один из трех Великих итальянских мастеров, которые своим творчеством знаменовали вершину Ренессанса. Рафаэль Санти – великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Здесь несколько слов будет недостаточно, чтобы описать истинный талант этого художника. Его работы наполнены невероятным мастерством и уникальным способом исполнения. Талант Рафаэля не сравнится ни с одним существующим эпитетом на Земле. Поэтому давайте просто полюбуемся одним из его шедевров, и постараемся вжиться в роль художественных экспертов и оценить по достоинству работу Санти.

Воскресение Христа. Рафаэль Санти. 1501-1502. Сан Паоло. Музей искусств

Воскресение Христа. Рафаэль Санти. 1501-1502. Сан Паоло. Музей искусств

Здесь мы уже видим совершенно иное исполнение Иисуса Христа. Вместо креста, в одной руке он держит белый флаг с красным крестом (который можно трактовать как «спасение»), а другую руку он возводит в небо, указывая истинный путь для любого человека. Сын Божий парит над землей после его возвращения, и задумчиво смотрит на происходящее подле его гроба. Происходящее поражает своей немыслимостью – один из воинов готов убить человека, а другие два замечают в небе Христа и заворожено смотрят на него. Человек, который находится между жизнью и смертью, все еще пытается себя как-то защитить, но он больше уверен, что сможет найти свое спасение после смерти, поэтому готов её принять. С обеих сторон Христа — ангелы, которые так же изображены с помощью собственного воображения автора. Но почему-то мне лично кажется, что здесь показаны два существа: одно летает по правую сторону плеча Христа и отвечает за добро, как ангел, а второе находится по левую сторону и ответственно за зло. К тому же, у них крылья разного цвета: и если у правого они светлые, то у левого черные. Это как по мне, главные моменты данной работы, которые стоит подметить. Я уверяю вас, что не смогу учесть полную задумку и идею Рафаэля, ведь его работы всегда наполнены глубоким смыслом. Поэтому дальнейшие размышления оставляю для вашего воображения.

И напоследок, хотелось бы рассмотреть еще одну невероятную работу более современного автора, чтобы снова провести параллель между исполнениями художников разных столетий. Иванов Александр – русский художник, академик, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты. На его картине изображены два героя: Мария Магдалина, которая после смерти Иисуса Христа все еще оставалась подле его могилы, и сам Сын Божий, который воскрес и готов возвратиться домой. Главная идея этой работы состоит в словах Христа, обращенных к Марии: он просит Магдалину не трогать его, а вернуться, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу. Данную ситуацию можно трактовать по-разному, но мое мнение состоит в следующем: Христос как можно скорее хотел вернуться на Небо и сообщить Отцу о его воскрешении, а Марию он спас от роковой участи, ведь неизвестно, можно ли людскому существу коснуться божественного и при этом остаться в целостности. Поэтому прикоснуться к Сыну Божьему могут лишь те, кто уже на грани жизни и смерти, кто готов его принять и пойти с ним по путям спасения. Мария же, еще находилась в мире живых, и подобное действие могло стоить ей жизни.

Иванов Александр Андреевич. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835.

Иванов Александр Андреевич. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835.

Мое мнение складывается на основе собственных мыслей, знаний и личных рассуждений (можно сказать даже небольшого опыта). Оно может отличаться от истинных идей картин или от вашего представления о данных работах. Но я надеюсь на то, что наши с вами версии помогут нам более подробно разобраться в смысле рассмотренных картин, а так же, просто расширить наше воображение и постараться не концентрироваться на одном лишь суждении. Пусть идея или задумка автора будет известна для нас, но ведь это не значит, что мы должны ограничиваться именно ей, или, допустим, мнениями экспертов в данной области. Всегда нужно иметь собственные мысли по тому или иному поводу, стараться все поддавать сомнению и размышлять с помощью личных терминов, улучшать и развивать способы мышления. В любой ситуации вы можете иметь свое неповторимое и уникальное мнение, которое не нужно боятся выразить (ведь многие думают, что могут быть осужденными за свои слова), но я расскажу вам интересный и известный факт – в личных рассуждений не может быть правильных или неправильных ответов, для того они и личные (читайте свои собственные, особенные).

Выбранные мною примеры не смогут полностью отобразить всей духовной сути существующих работ, так или иначе каждая из них отличалась своей неповторимостью, уникальностью и душей исполнения. Все авторы передали суть данного события с помощью своей кисти именно в том ракурсе, котором представляли. Так же, как нет правильных или неправильных ответов, когда выражаешь свое мнение, так и нет правильных или неправильных изображений Иисуса Христа. Мы ведь помним, что люди уникальны не только внешне, но и внутренне, со своими мыслями, суждениями и воображением. Видя подобные работы, лично я в который раз убеждаюсь, насколько человек может быть талантлив. Все иконы, фрески и картины представляют собой неотъемлемую часть религиозного мира. А сама религия выступает частью нашего духовного мира, частью нашей души. Мы можем выбрать, во что верить, чему доверять, и куда следовать, но самое главное при этом находится в гармонии с собой и окружающим миром, пребывать в спокойствии за свое прошлое, быть счастливым в настоящем, и верить в свое светлое будущее. Христос Воскрес, дорогие читатели!
 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.