Стратегия 2020 — или «кто даст слово микробизнесу»?

Май 25, 2017
Автор: Break-Fast

24 мая, в Кабинете Министров Украины по инициативе Минэкономразвития и Первого вице-премьер-министра Украины Степана Кубива состоялся очередной «Дерегуляционный день». Однако даже ознакомление с материалом методом скорочтения даёт чёткую картинку «бана» мелкого, среднего и микробизнеса, в пользу монополистов. 

В рамках «Дерегуляционного дня» Кабинет Министров одобрил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года. Ее реализация будет способствовать закреплению системного подхода к формированию и реализации государственной политики в этой сфере и созданию благоприятных условий для развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса (МСБ).

«Стратегия 2020 МСП (предпринимательства) — это результат кропотливой работы Минэкономразвития и широкого публичного обсуждения. Когда я говорю «широкого», то имею в виду не просто объявление на сайте, а более 20 встреч со всеми вовлеченными сторонами, включая Ассоциации бизнеса, ТПП, международные организации. Поэтому я уверен, что этот документ как можно точнее отражает потребности предпринимателей Украины сегодня”, — объясняет Степан Кубив.

«Вы все знаете, что почти 2 млн малых и средних предприятий составляют 99,8% количества всех предприятий в Украине. При этом доля МСП в ВВП Украины в 2015 году была 59%. Стратегия ставит цель к 2020 году увеличить последний показатель до 60,5%. На самом деле, это существенный прирост в масштабах МСБ», — прокомментировал первый заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов.

Стратегия учитывает принципы Акта по вопросам малого бизнеса для Европы и рекомендации Индекса экономической политики в сфере МСБ. Она предусматривает создание благоприятной среды для развития МСБ, упрощение доступа МСБ к финансированию, упрощение налогового администрирования МСБ, популяризацию предпринимательской культуры, развитие обучения предпринимательским навыкам, содействие экспорту МСБ и усиление инновационного потенциала МСБ.

Старший научный сотрудник Национального института стратегических исследований Дмитрий Ляпин делает свои замечания по повду утверждённых направлений.

«Стратегия развития малого предпринимательства в Украине в целом актуальна. Однако есть несколько принципиальных замечаний. В первую очередь, актуальной является стратегия развития малого предпринимательства, которое, в отличие от среднего предпринимательства, не обладает достаточными ресурсами для эффективного влияния на органы государственной власти Украины и имеет ряд особенностей, которые и определяют потребность в специальной государственной политике. Кроме того, стратегия по определению является документом, рассчитанным на длительный период времени. Принимать в 2017 году план действий с горизонтом до 2020 года и громко называть его Стратегией — по меньшей мере нецелесообразно.

К сожалению, в проекте Стратегии очень большое количество неуместных положений, несоответствий, неправдивой информации и технических ошибок.

Во-первых, проект Стратегии МСП — 2020 не соответствует базовым принципам стратегического планирования. Так, проект Стратегии определяет следующие 6 стратегических целей: «1. Создание условий для благоприятной нормативно-правовой, институционной и операционной среды для МСП. 2. Создание благоприятных условий для оперативного доступа МСП к источникам финансирования с привлекательными условиями. 3. Упрощение налогового администрирования МСП. 4. Популяризация предпринимательской культуры и развитие конкурентоспособного человеческого капитала и предпринимательских навыков. 5. Содействие экспорту / интернационализации МСП в контексте СА и УВЗСТ. 6. Усиление конкурентоспособности и инновационного потенциала МСП». Как можем видеть, измеряемые цели отсутствуют. Все установленные цели имеют вид процессов, потому их вообще нельзя рассматривать как стратегические цели. Это может быть перечень направлений или ориентиров государственной политики, однако их определение в качестве стратегических целей является некорректным, поскольку они количественно неизмеряемы. То есть таких «стратегических целей» достичь будет невозможно. Утверждение из текста Стратегии, что эти стратегические цели определены на основе принципов Акта малого бизнеса (ЕС), является примером логической ошибки, когда принципы программного документа рассматриваются как стратегические цели.

Во-вторых, проект Стратегии МСП — 2020 противоречит программным положениям Президента Украины. В SWOT-анализе разработчики Стратегии, описывая слабые стороны МСБ в Украине, привели сентенцию: «Упрощенная система налогообложения препятствует росту МСП». Даже если не обращать внимания на бездоказательность этой сентенции, то следует сказать, что такое предположение авторов проекта Стратегии не соответствует и, более того, нарушает базовые программные положения Президента Украины. Так, Президент отмечал необходимость сохранения упрощенной системы налогообложения для малых предпринимателей. «Очень важно, чтобы мы на это время сохранили упрощенную систему налогообложения», — сказал Петр Порошенко во время 5-го заседания Национального совета реформ, посвященного вопросам усовершенствования налоговой системы, 25 октября 2016 года. При этом Президент особенно подчеркнул, что это не касается непорядочных крупных компаний, пытающихся минимизировать налогообложение или незаконно уклониться от уплаты налогов.

проект Стратегии МСП — 2020 косвенно предусматривает отмену упрощенной системы налогообложения. Субъекты микропредпринимательства представлены в проекте Стратегии МСП — 2020 исключительно с негативных и в то же время бездоказательных позиций: «МСП сочетает в себе микропредприятия «для выживания», созданные скорее из потребности, нежели по предпринимательским соображениям; … наемных работников, которые маскируются под независимых предпринимателей;… для МСП, привыкших к уклонению от норм и стандартов, … есть некоторые признаки, что те, кто используют УСН, могут быть задействованы в отмывании средств, … большей проблемой является ситуация, когда обычные МСП разделяются на меньшие предприятия, чтобы использовать УСН для избежания обычных налоговых и учетных обязательств…» и т. п.

Это позволяет утверждать, что проект Стратегии МСП — 2020 подготовлен с позиции тенденциозной враждебности к малому предпринимательству в целом и ФЛП в частности. Должен также заметить, что значительная часть проекта Стратегии МСП — 2020 посвящена описанию состояния и проблем крупного бизнеса, что явно не должно быть предметом Стратегии развития малого предпринимательства.

И еще обращаю внимание на кричащее несоответствие: разработчики проекта Стратегии МСП — 2020 отмечают, что к сильным сторонам МСП относится «налоговая система с низкими налогами и упрощенной отчетностью». Утверждение, что в Украине имеется налоговая система с низкими налогами, является, очевидно, или попыткой сознательно ввести читателя в заблуждение, или непониманием украинских реалий. При любых обстоятельствах такие «заключения» в официальном тексте Стратегии МСП — 2020, разработанной Министерством экономического развития и торговли Украины, недопустимы.

И еще одно замечание. Вероятно, текст Стратегии МСП — 2020 является механическим сочетанием фрагментов разных текстов. В проекте Стратегии вполне правильно отмечено, что микро-, малый и средний бизнес вследствие своих особенностей должны получить разные инструменты государственной политики для своего развития: «Украинские МСП неоднородны, а развитие сектора нуждается в разных подходах к формированию политики… все эти группы МСП нуждаются в применении разных подходов в формировании государственной политики относительно развития МСП». Это абсолютно справедливое и правильное заключение. Его реализация предусматривала бы, что в тексте проекта Стратегии МСП — 2020 по каждому предложенному направлению государственной политики и по каждой мере, которая должна бы быть разработана с индикаторами результативности, — должны быть определены инструменты государственной политики отдельно для микро-, малого и среднего бизнеса. Даже больше, в рамках малого бизнеса должны быть предложены и конкретизированы разные инструменты для разных групп малого бизнеса, например устойчивый малый бизнес, быстро развивающийся малый бизнес и т. п. Однако в проекте Стратегии МСП — 2020, кроме приведенной цитаты, более ни разу не упомянута необходимость разработки и применения разных инструментов государственной политики для разных групп МСП. Это означает, что проект Стратегии МСП — 2020, вероятно, является механическим сочетанием фрагментов разных текстов и согласования внутренней логики проекта Стратегии проведено не было. Такое недопустимо и свидетельствует о безответственном отношении к исполнению профессиональных и служебных обязанностей.

Это только отдельные замечания. В целом заключение относительно проекта Стратегии МСП — 2020 довольно простое: проект должен быть отклонен и возвращен разработчику для кардинальной переработки.

Но, в теле проекта МСП  202щ есть ещё много важных моментов, к обсужденияю которых мы приглашаем специалистов разного профиля.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.