«Называй музыку как хочешь»

Март 18, 2017
Автор: Break-Fast

Все, кто играют рок – играют Чака Берри.

Это он придумал основные гитарные ходы в новой музыке. Джон Леннон сказал о нем: «Если попытаться дать рок-н-роллу другое имя, это имя будет Чак Берри».

У Берри был только один настоящий конкурент — Литтл Ричард.

18 марта 2017 года Чак Берри умер, но на самом деле это не так. Если душа выходит из тела после смерти, то сама суть этого человека выходила за рамки физических границ ещё при его жизни и оказывала животворящее воздействие на музыкальное человечество.  

The Beatles, The Rollings Stones, вообще вся рок-музыка обязана своим появлением Чаку Берри. «Я хочу поблагодарить Берри за ту музыку, которую он нам подарил. Он осветил наши юношеские годы и вдохнул жизнь в наши мечты стать музыкантами», — сказал Мик Джаггер.

Он считается одним из основоположников рок-н-ролла. Его музыкальная карьера началась в начале 50-х, когда он стал исполнять песни в клубах Сент-Луиса. В 1984 году певец и гитарист был удостоен премии «Грэмми» за особый вклад в музыку. Спустя два года он стал одним из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла. Берри также занимает пятое место в топ-100 величайших исполнителей всех времен по версии журнала Rolling Stone.

В октябре 2016-го, в день своего 90-летия, он анонсировал выход своего нового альбома. Планировалось, что первая за последние 38 лет пластинка под названием «Чак» появится в 2017 году.

Чак Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса. Отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы. Чак с детства увлекался музыкой, свой первый концерт он дал в 1941 году, когда ещё учился в школе.

В 1944 году, ещё учась в школе, Берри с двумя друзьями, пользуясь сломанным пистолетом, ограбил в Канзасе три магазина и угнал машину, за что все трое были признаны виновными в вооружённом ограблении и осуждены на 10 лет лишения свободы.

В заключении Чак организовал музыкальный квартет. Его освободили досрочно, когда ему был 21 год.

Второй раз он попал в тюрьму в конце 50-х, когда движение за права чернокожих в США только начиналось, сегрегация по расовому признаку была обычным делом, особенно в южных штатах. А Берри жил в Сент-Луисе, штат Миссури. Для дополнительного заработка, Берри начал играть в клубах родного города с различными местными группами. Также учился игре на гитаре у своего друга Айра Харриса. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло ему местную известность.

В 1953 году Берри сформировал Johnnie Johnson Trio, с которого и началось сотрудничество Берри с Джонни Джонсоном. Несмотря на то, что коллектив играл в основном блюзовые баллады, многие критики причисляли его стилистику к кантри.

В мае 1955 года Берри, по совету Мадди Уотерса, вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Тот заинтересовался гитаристом, причём именно его экспериментами с кантри, нежели его блюзом, к удивлению самого Берри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, , сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри.

Сингл был распродан тиражом более миллиона экземпляров и занял 1-е место в американском хит-параде в категории ритм-энд-блюза, а в сентябре добрался до 5-й строчки в главном национальном хит-параде США.

Нашедший окончательно свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock and Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла полноценным индивидуализмом. Тексты его песен были небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла».

С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; помимо рок-н-ролла, они включали также блюзовые композиции, нередко инструментальные. Берри активно гастролировал и принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественных фильмов — «Рок, рок, рок» (1956) и «Давай, Джонни, давай!» (1959)

Многим не нравилось появление лихой и самоуверенной черной звезды, модника и начинающего миллионера, игрой на гитаре сбивающего белую молодежь с пути истинного. На рок-н-ролльщика быстро нашли управу: в декабре 1959 года Берри арестовали, обвинив в сексуальном контакте с несовершеннолетней. Сначала ему присудили пять лет тюрьмы, но после апелляций и нескольких повторных судебных процессов срок был сокращен до полутора лет. И Берри отправился за решетку, выпустив на прощание песню Come On.

Пока Берри пребывал в заключении, на Chess Records выходили пластинки музыканта. В 1960 году вышел «Rockin’ at the Hops», через год был выпущен «New Juke-Box Hits».

Выйдя из тюрьмы в 1963-м, Берри, не без удивления, увидел, что его имя несут на знаменах молодые англичане, участники так называемого британского вторжения в США: The Beatles, The Rolling Stones и иже с ними. Он вернулся в студию, выпустил несколько новых хитов вроде Nadine, но история показала, что основной корпус своих сочинений он уже написал, и большую часть своего времени гитарист посвятил гастролям.

В мае 1964 года он совершил успешный тур по Великобритании. Между 1966 и 1969 годами Берри выпустил пять альбомов на лейбле Mercury, в том числе его первый концертный альбом «Концерт в аудитории Fillmore», в котором он был поддержан группой Стива Миллера. Он также сыграл несколько концертов в Северной Америке.

В 1966 году певец перешёл на Mercury Records. Именно в это время в творчестве Берри появились новые нюансы: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления.

В 1970 году Берри вернулся на Chess Records и записал несколько новых альбомов: «Back Home» (1970), «San Francisгг. co Dues» (1971), «The London Chuck Berry Sessions» (1972), «Bio» (1973).

Выпустив ещё три студийных альбома в 1974, 1975 и 1979 годах, Берри окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в Россию Берри приезжал несколько раз).

В 1979 году против Берри было заведено уголовное дело за неуплату налогов. В итоге суд приговорил Берри к 4 месяцам тюрьмы и 1 000 часов общественно-принудительных работ.

В 1986 году он был введён в национальный Зал славы композиторов. В 1990 году разразился скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).

C 1996 по 2014 год певец еженедельно выступал по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в Сент-Луисе и эпизодически выезжал в турне, в том числе в рамках прощального мирового турне музыкант дал три концерта в Москве.

Уже 80-летний старец, показывал такую в высшей степени раскрепощённую игру, какая не снилась большинству панк-рокеров. Нагло, свободно и весело.

О концертах Берри ходила особая слава. Тюрьма и нечестное отношение промоутеров подорвали его доверие к роду человеческому, и Берри начал жестко регламентировать свои выступления: деньги строго вперед, и концерт длится не дольше заранее оговоренного времени. Иной раз, взглянув на наручные часы, отец рок-н-ролла обрывал песню на полуслове, бесстрастно отключал свою гитару и бывал таков.

Со временем он перестал заботиться о сопровождающем составе: Берри являлся в клуб один и за минуту рекрутировал находящихся там местных музыкантов. Те, естественно, почитали за честь подыграть своему кумиру. О том, что кто-то мог не сыграть сходу какой-нибудь песни Чака Берри, речи не шло.

В своей долгой жизни Берри не мог пожаловаться на забвение. Неожиданную волну популярности в 1990-х принес фильм Тарантино «Криминальное чтиво». Песня Берри 1964 года You Never Can Tell стала одной из главных тем саундтрека — именно под нее танцуют свои странные танцы Винсент (Джон Траволта) и Миа Уоллес (Ума Турман) в ресторане «Джек Рэббит Слимс».

Чак не преувеличивал свою роль в развитии музыкальных направлений или изобретении чего-то нового в культуре:

«Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом… Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт – все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой – навсегда».

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.