«Молодые ветра» Александра Клименко

Сентябрь 22, 2016
Автор: Break-Fast


13kirvwuskqУже давно украинский режиссер Александр Клименко своей творческой  деятельностью и жизненной позицией
предупреждает и предотвращает развитие негативных явлений – алкоголизма, суицида, депрессий, убийств, наркомании, непонимания. Он нашел свой путь упреждения трагедий. Нет, он не психиатр и не нарколог. На протяжении многих лет он создавал социально-театральный проект «Среда Обитания» — театр импровизаций, в представления которого активно включаются зрители. Подробнее в нашем интервью.

14454688_1131657163576234_1977532919_9999999Не может же быть, чтобы ваша «среда» была чем-то радикально новым?

—Театральный эксперимент сам по себе давно не нов. В его основе – интерактивные театральные импровизации, разработки в области актерского действия и взаимодействия со зрителем. Сначала, с 1985 года, это был творческий коллектив единомышленников, объединившихся вокруг театрального эксперимента. В области поведенческих штампов, которые можно наблюдать в повседневной жизни, мы предлагаем зрителю вместе с актерами пережить возможные и часто встречающиеся\узнаваемые сложности в жизни, чтобы потом уже знать – как лучше и правильнее поступить. В основе концепции Проекта: коллективное совещание, сотрудничество. Эта методика разрабатывалась советскими и западными психологами и педагогами, начиная со второй половины XX столетия. А также мы учли новейшие разработки Университета «НУР» (Боливия) и Образовательного Фонда «FONDAEC» (Колумбия), плюс собственный опыт и специфические реалии нашего социума. Еще мы используем принципы позитивной психотерапии, которые разработал немецкий ученый Носсрат Пезешкиан. Мы в нашей театральной практике синтезировали многие новации, чтобы человек в зале вместе с нами развивал свои творческие способности в первую очередь по отношению к себе – творил свою собственную судьбу, а не шел на поводу у навязываемых обстоятельств. Даже тех обстоятельств, что придуманы драматургом.

Какое тогда развитие событий в ваших постановках?

—Наши сценические истории – это не спектакли по классическим пьесам. В определенном, решающем по сюжету месте, наш спектакль останавливается, и мы предлагаем зрителю принять участи в судьбе героев. Высказаться так, как каждый бы поступил. Вот тут начинается обсуждение, и предложение, и обоснование, развитие сюжета и решение судьбы героев. И потому что это предлагают сами зрители – это решение ими своей судьбы. С нами и нашими спектаклями зрители проживают те сложные и опасные ситуации, которые им встречались или встретятся. Участие, переживание, осознание, поиск позитивных решений – лучшая прививка от негативных явлений, деструктивного поведения и моды на такое деструктивное поведение. Зрители учатся думать и решать самостоятельно.

К сожалению, судя по статистике смертности среди детей от наркотиков, СПИДа, количества самоубийств – понимаешь, что эти их самостоятельные решения не всегда конструктивны и созидательны. И не всегда – это их решения. Потому, я решил разработать наглядные формы развития ситуаций в более распространенных жизненных обстоятельствах, присущих нашей с вами среде обитания. И показывать эти ситуации, которые по любому ждут нас и наших детей – наглядно. И смоделировать их на сцене, в форме интерактивного спектакля.

Когда вы все это придумали – когда учились театральному мастерству или когда реализовывали свои постановки?

—Когда я впервые попал на спектакль – я понял, что не люблю театр. Меня возмущало, даже оскорбляло, что в театрах – за мои деньги, мне разрешили подсмотреть за чужой жизнью. Это интерпассивный театр. Потому я никогда не думал и не мечтал заниматься театром и актерским мастерством. Многие режиссеры неумолимо играют актерами свои спектакли… чем с последних снимают ответственность, соавторство и творчество. Со стороны актеров получается «предоставление услуг». По крайней мере, так действительно написано в договорах – «предоставление актерских услуг».

Но вот в 1985 году я, абсолютно случайно, попал в театральную студию-лабораторию, где велись актерские тренинги, занимались поиском новых форм и смыслов в театре. В процессах поиска новых форм в студии-лаборатории, где я начал заниматься – мне больше всего нравилась актерская импровизация. Когда актер – соратник режиссера и драматурга. Когда они вместе занимаются сотворчеством. Но это трех мерное пространство. А, на мой взгляд, самым умным может быть коллективный разум. И вместе со зрителем – уже четырехмерное – объемное пространство. Вернее это уже не пространство – а среда обитания. Это и есть полноценный театр.

0swhws_kwesНо в таком спектакле надо как-то угадать, что будет востребовано у зрителя.

— Мы не стали придумывать или проектировать свои проблемы, а обратились в школы. Среди старшеклассников и их родителей, более чем в тридцати школах города Киева мы провели анонимное анкетирование. Оказалось, у старшеклассников наиболее актуальны темы: суицид, любовь, секс и конфликты в семье. По профилактике суицида мы сделали смешной спектакль «Чайка». По добрачным отношениям сделали красивенный спектакль «Ромео и Джульетта. XXI век». По конфликтам в семье мы сделали два спектакля «Война и Мир». После чего дети попросили показать спектакль родителям.

И что сказали взрослые?

— Наиболее важной проблемой, я бы сказал страхом, они считают наркоманию. И мы сделали спектакль «Осень», который до сих пор считают самым мощным действом по профилактике наркомании. Весь зал принимает участи в развитии события и сами ребята решают – как поступить: отказаться от наркотиков или пойти в сомнительные «гости». А если отказаться – то как правильно это сделать.

И что в таком случае играют актеры?

— У нас есть заготовки – по несколько вариантов развития и окончания спектакля. Костяк «Среды Обитания» — постоянна труппа обученных актеров, с большим игровым опытом. Правда, все наши актеры параллельно работают на других, не относящихся к театру, работах. Но актерский опыт всегда больше профильного образования. Мы собираемся на тренинги регулярно и под конкретные заказы для тех учреждений, кто нас приглашает. Плюс дополнительно набираем актеров для других спектаклей, проектов и программ. Все они работают по нашей методике: в основе драматургическое ядро; по ходу развития интерактивного взаимодействия – различные развития и финалы спектаклей. Они тоже прописаны и тексты выучены. Но в определенный момент выбора – как пойдет развитие сценария, — мы обращаемся к залу. Здесь и сейчас зрители немного актеры, режиссеры, драматурги, аналитики и психологи. После интерактива запускается следующая сцена. Этих остановок-стопов-интерактивов у нас в спектаклях от трех до семи-десяти. Главное, что зрители активные участники. От них зависит развитие, направление и финал. И они увидят этот финал. В некоторых спектаклях актеры обращаются к зрителям за помощью – сами выходят в зал, собирают слова, затем собирают всё это в драматургию, выравнивают и «возвращаются» в пьесу или смешивают зрительские слова с текстами пьесы. Зритель в восторге от того, что их слова, мысли и истории звучат со сцены.12805685_979934818748470_942245173851769736_n

У кого ваши спектакли в основном востребованы?

— Смотря у кого какие проблемы, такие темы и предлагают осветить в театральном действе. С 2000 года мы работали, фигурально выражаясь, «на заказ». В течении недели писали и репетировали новый спектакль. Так появилось большинство сценариев. Спектакли «Стена» (тема: профилактика СПИДа) и «Прививки от безумия» (тема: Уголовный кодекс Украины) — стали отдельными, полнометражными спектаклями. Спектакль «Танго» (тема: конфликт учителя-ученики) стал сериалом из двух спектаклей. По компьютерной и игровой зависимости стало четыре спектакля. «Быть или не быть» — по выбору: учиться или работать. «ANTRAHT» — «трудоустройство» за границей (профилактика проституции; торговли людьми). «Село. Огород. Транзит.» — о счастье и где его искать. И многие другие, в зависимости от аудитории. Есть даже спектакли для взрослых, которым тоже надо проанализировать правильность своего поведения с детьми и не только. 

 

zwbh2yplhj8Сколько длится спектакль?

— От 90 до 120 минут, рассчитанный на аудиторию от 100 до 1000 человек. В зависимости от проблематики и степени активности зрителей-участников. Некоторые спектакли многодневные; они требуют осмысления у зрителей и потом – развития. И в каждой новой аудитории – это новое решение. Потому наши спектакли – это подвижные формы от показа к показу. Действительно, не мы придумали интерактивы, а те, кто внедрял обсуждения, диалоги, интервью. Но я соединил многие формы взаимодействия со зрителем и получился тренинг для зрителей, где они учатся моделировать проблемы, а главное – искать выходы из сложившихся ситуаций. Именно, во множественном числе — выходы.

Какие дальнейшие выходы получила ваша новая театральная форма?

— В процессе интерактивов я заметил многие другие проблемы в человеческой среде. Так получились формы, отличные от театральных. Это дополнительные направления. Первое — проведение всевозможных тренингов, мастер-классов, направленных на раскрытие, развитие творческих способностей Личности. Так возникла программа «Мастера поведения». Что бы понятнее – это тренинговый курс, направленный на развитие выразительных средств, коммуникации, навыков импровизации, он активизирует психомоторику, развивает творческое мышление. Это очень помогает сотрудникам офисов, и тем кто работает с цифрами. В основном это не актерское направление.

Второе — подготовка тренерского, актерского, режиссерского состава, ведущих шоу-программ для внедрения в практику нашего социально-полезного театра. По мере роста и способностям, люди проявляют себя по-разному. Кто-то больше склонен к актерству, у кого-то великолепно развито пространственное и образное мышление, кто-то больше способен к драматургии – сложению пазлов из ремарок, смыслов и слов. В каждом человеке есть шкатулка с драгоценными способностями и талантами. Её нужно найти, открыть и развивать. Этому посвящены все наши тренинги.x_f3ba298c

Еще один проект: «Содействие гармоничному развитию человека в обществе». Этот специальный проект. Создан для решения негативных явлений в группе, объединенной общими проблемами. Формат проведения – моделирование актуальных проблем, поиск решений, выходов из сложившейся ситуации или ситуаций.

Это все только украинский проект?

— Да. Практика показала, что мероприятия, которые мы проводим с 2000 года, не имеют аналогов на территории СНГ и Европы. Наши спектакли были представлены за рубежом. Ограничиваться Киевом – мало и не честно. Я считаю, что любой успех нужно тиражировать, создавать совместные проекты, объединять знания, опыт, ресурсы. Мы рассылали предложения в районные и городские администрации всех или почти всех относительно крупных городов Украины. Кто-то приглашал, кто-то отписывался: у нас, мол, прошел рок-концерт против СПИДа… А какой вывод сделали слушатели концерта – не понятно. Но я и сейчас предлагаю всем наш опыт решения проблем.

Как вы раскручиваетесь на театральном рынке?

— Все, что от нас зависело, чтобы помочь молодым людям – мы делали. Мы о себе рассказывали. Потом о нас рассказывали те, кто нас видел. Наши визиты, я имею ввиду презентации, малозатратны. Учитывая то, что все мало верят словам и бумагам, мы приезжаем в города, выступаем перед активом города, в основном это: государственные и общественные организации, активы учебных заведений, Церкви. Показываем спектакли, затем спрашиваем: «Нужно ли то, что вы видели вашему городу?» Не по бумагам, а по необходимости. Опыт показал, что это честно. Чиновники – это мастера ухода от ответственности. Другое дело, когда поддержит громада, когда родители скажут, попросят, потребуют и напомнят, что они налогоплательщики… Такая презентация просто необходима. Без нее никак. Потому, изначально, мы просим оплатить нам проезд, проживание, питание, предоставить ДК с аппаратурой или актовый зал в вузе на день-два. И все. Если нам не могут предоставить хоть какую-то часть из перечисленного – можем продать билеты за символическую сумму – от 30 до 35-40 гривен.

Но кто-то же выполняет менеджерские функции?

— Из актеров, режиссеров и драматургов – плохие менеджеры. С одной стороны, мало кто верит, что мы везде ездили и не вкладывались в рекламу и раскрутку. С другой стороны, мы не приучены к грантам, меценатам и спонсорам. Но они необходимы нам. Мы нуждаемся в их поддержке или помощи для развития. Я давно хочу открыть в Киеве обучающий нашим технологиям Центр, со всеми хочу поделиться своими наработками и вырастить специалистов, что бы они сами распространяли эту технологию упреждения беды, малых переговоров…

Сейчас возникла еще одна печальная проблема и по переговорам в том числе…

— Да. Война перечеркнула многие иные актуальности, включая и причины. И сейчас меня больше всего беспокоит тема войны и мира. Ни одна драма несравнима с той трагедией, которая разворачивается на большой сцене нашей страны и в наших сердцах, в нашем с вами зрительном зале. Нужно что-то делать. Я делаю спектакль. Не для перемирия, о котором все говорят, а для мира.

Вообще-то мы его уже показывали. Первый раз — во время войны на Балканах. Затем я его переписал под события в Украине. Мы снова показали. Зрители расчувствовались, были благодарны и довольны. Я стал предлагать показать спектакли для переселенцев. Там мне сказали, что они вообще боятся поднимать тему войны. Затем я предлагал показать спектакль АТОшникам для реабилитации и поднятия духа. Затем предлагал им выступить в качестве актеров, экспертов. АТОшники спросили, был ли я на войне; после посчитали меня мечтателем и замолчали. Я растерялся, засел за работу. Переделывал, переписывал, пока из одного спектакля не стало два.

14393434_1128813500527267_1272928622_oВ первом спектакле «Молодые Ветра» есть он, она любовь и война, которая их разделила. Есть чувства, мысли, нервы, вопросы и ответы. Что делать и как остановить эту войну, эту вражду? Во втором – диалоги двух солдат о войне, причинах, следствиях и том, что делать и как дальше вместе жить. И сможем ли мы дальше жить вместе, когда столько обиды, злости, когда столько горя принесла эта война? Два солдата. Не политики. Не цари, или царьки, президенты и депутаты, а два солдата – два ровесника. Обоим по 23 года, оба ищут выходы и находят. Уверен, что это нужно и важно. Я сделаю эти спектакли и буду показывать их – вплоть до посольств. Уверен, что войной, даже до последнего солдата и патрона, ничего не решить. Нужно говорить, находить выходы в формате хотя бы наших интерактивных форм.

Если вы говорите, что участники АТО когда то в начале — не восприняли ваше предложение к участию в «Молодых ветрах»– кто актеры в этом спектакле, который будет завтра?      

Всю жизнь убеждаюсь в том, что всё приходит вовремя. Так события и люди. Актеров я не подбирал. Они сами нашлись. И дело даже не в опыте и квалификации, а в понимании материала и желании остановить эту войну.

Да, начальный вариант спектакля, около года назад, я показывал перед ветеранами. Спектакль был драматическим и душевным. Мне хотелось решить проблему войны не на поле битвы, а на поле сердца. Сейчас спектакль стал более отчаянным и наступательным и, по-моему, более мощным. Хочется разбудить в людях  то, что называют совестью и патриотизмом.

Недавно я прочел выражение – «талант – это умение переживать за других». Это человеческие качества. Для меня это главное. Всему остальному можно научить. Мы за пять репетиций сделали спектакль, и вышли в Пирогово, на большую сцену, на день Независимости Украины.

Результат?

… Сложно определить, что оно такое. Выступать со спектаклем о войне и мире перед ветеранами и патриотами огромная ответственность. Самое приятное, что мы не походили на, в отвратительном смысле, актеров. Зрители нам поверили. Переживали с нами, были вместе. Это очень приятно. После спектакля выказали нам уважение, приглашали в различные города.

Вы сказали, что «Молодые ветра» это адаптированный вариант,  который вы показывали во время последней войны на Балканах. Считаете, что много общего тогда у них и сейчас – у нас?

pl4eiqyi6icНа Балканах мы выступали перед воюющими сторонами. Все, касаемо тем войны, было спорно и хмуро, а миротворческие сцены шли очень хорошо. Понимание, сочувствие, сопереживание даже было другим. Но тяжело было видеть как и люди, которые не так давно ходили друг к другу в гости, вместе сидели за столами, разламывали хлеб, пели песни, тогда сидели … хмуро, нервно и тяжело. Так и у нас сейчас.  

Хотя, мы же еще не знаем как воспримет спектакль целевая аудитория демобилизированных бойцов, которые собирутся под лозунгом «Зустрінемось» — «З війни до миру» 24 сентября… 

Мы уже 29 сентября везем спектакль в Авдеевку и около… Дальше — в Мариуполь. Там много наших частей стоит. Дальше за кордон. Приглашают украинские диаспоры. Рады ли мы? … ведь за кордон.. Мы больше нужны здесь, но в нашей стране дальнозоркость. Здесь нас почти не видят. Когда Европа нас похвалит, тогда нас заметят, будут нами гордиться, говорить что мы талантливые. наши и молодцы.

Что может сделать BreakFast ?

— Объявление: Всем театрам, театральным студиям, творческим коллективам, организациям и вообще всем небезразличным предлагаю сотрудничество… Также предлагал, предлагаю и буду предлагать объединить творческие активы, ресурсы и выступить единым фронтом в направлении миротворчества и патриотизма. Ни кто кроме нас с вами… Ибо больше никого нет. Координаты не для дискуссий:

Координаты не для дискуссий: sbteatr@mail.ru, http://vkontakte.ru/id61359800,  https://www.facebook.com/sbteatr.

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.