В Маастрихте, самом старом городе Голландии, прошла ежегодная ярмарка искусства и антиквариата TEFAF. Очень богатая по уровню представленных работ и абсолютно недосягаемая для конкурентов.
Конечно, это выставка произведений искусства и, пожалуй наиболее высокого уровня. Именно поэтому Breakfast относит её не в рубрику Перфкция, посвящённую всем видам искусства, а в раздел Клуба Сибаритов. Ибо не каждый ценитель искусства может попасть на это мероприятие, с целью просто побродить, любуясь редкими произведениями искусства и антиквариата.
В этом году TEFAF объявил важнейшую новость. Ярмарка начинает экспансию в США. Весной 2017 года Нью-Йорк под брендом TEFAF на площадке Park Avenue Armaory будет принимать лучшие галереи Старого и Нового света.
В марте главная экспозиция, как всегда – в Маастрихте. Это самая престижная площадка для галеристов, и они готовятся к ежегодному смотру как празднику и профессиональному состязанию. Хотя мероприятие начиналось в 1988 году как скромная выставка десятка европейских дилеров, специализирующихся на старых мастерах, с годами к главной теме присоединялись новые периоды и направления, разнообразились техники, расширилась география, появилась живопись XIX века, потом декоративно-прикладное искусство, античность, искусство ХХ века, относительно недавно образовались разделы, посвященные дизайну и графике.
Голландская ярмарка искусств поражает воображение даже самого искушённого ценителя искусства выставленными экспонатами из Нидерландов, Бельгии, Франции, Англии, Италии, Египта, Азии, Африки и Южной Америки. Многие галереи, специализирующиеся на искусстве определенной эпохи, выстраивают на выставке полноценные интерьеры. Тут можно увидеть китайскую комнату или английский кабинет. Некоторые участники создают настоящие театральные световые эффекты с вкраплением современных предметов, чтобы старое искусство заиграло по-новому.
Главной темой ярмарки по-прежнему остаются живопись старых мастеров и произведения прикладного искусства прошлых эпох. Есть мнение, что концентрация реальных покупателей здесь выше, чем на любой другой ярмарке, а количество любопытствующих впустую пытаются уменьшать, повышая цену на входной билет.
В марте 2017 года выставка продажа TEFAF Maastricht очередной раз подчеркнула свою позицию в качестве ведущей мировой позиции в ряде других событий презентаций изобразительного искусства и антиквариата. Это событие для мирового арта.
Более 10 000 коллекционеров и институциональных представителей посетили ярмарку начиная с 9 марта – приобретая работы для частных и государственных коллекций. В момент открытия поток посетителей на выставку увеличился ещё на 7000 людей.
Восемнадцать новых участников красноречиво
свидетельствуют о том, что ярмарка, хоть и славится самым длинным в мире листом ожидания, все-таки готова принимать новые галереи в том случае, если их коллекции достаточно высокого уровня.
Из-за высокой стоимости входных билетов (40 евро) на ярмарке мало праздных зевак. Зато на автостоянке много очень дорогих автомобилей, а после закрытия TEFAF традиционно подсчитывает количество частных самолетов, приземлившихся в аэропорту Маастрихта.
Репортаж с выставки делать сложно, дилеры главные успехи не раскрывают, некоторые цифры все же известны, пускай даже не всегда с иллюстрацией, так как ценные экспонаты покупают уже в первые часы выставки.
В этом году продажи начались уже в первые минуты выставки. Стенд 306 от Colnaghi продал полихромную деревянную скульптуру святого Франциска Ассизского, Педро де Мена у Медрано (1628-1688). Это были первые 10 минут ярмарки и фигурка Франциска и ушла в частный Европейский фонд за семизначную сумму.
Эта же галерея Colnaghi объявила о продаже ранее неизвестной работы итальянского живописца XVII века Бартоломео Кавароцци частному европейскому фонду за 5 млн евро.
Частная коллекция Америки приобрела стенд 375 за € 85 000 картину «Дворец дожей в Венеции» Федерико Moja (1802-1885) от галереи Саламон & C
Agnews продал свой стенд 346 — Портрет члена Гильдии Святого Себастьяна Антверпенской школы. Galerie Canesso (стенд 382) продал одну из своих основных позиций «Автопортрет с тюрбаном», Вайланта Валлерант (1623-177).
Еще один лондонский дилер Derek Johns в первый день отметил продажу четырех картин голландских мастеров, в том числе диптих 1540 года за 500 тыс. евро. А галерея Tomasso Brothers выставила за 1,5 млн евро наиболее раннюю из известных деревянную скульптуру Джамболоньи.
Надо отметить, что старые мастера – главный конёк TEFAF. Галеристы не просто выставляют работы музейного уровня (и музеи же у них покупают), но нередко совершают и открытия.
Например — пара портретов работы Франца Хальса на стенде галереи Johnny Van Haeften. Предположительно, это парные портреты супружеской четы, имя которой, к сожалению, найти не удалось. Портреты 400 лет хранились вместе, и галеристы не намерены их разлучать, пара оценена в 12 млн евро.
Раздел декоративно — прикладного искусства является самым крупным на TEFAF Maastricht
Daniel Katz Ltd (стенд 100) продал Автопортрет, 1962 Клаудио Браво (1936-2011) за £ 195000 частному коллекционеру Великобритании и Оплакивание, 16 века, позолотой и полихромией дерева, приписываемой Arnao де Bruselas (1515- 1564) который ушёл в музей Великобритании.
В этом же разделе декоративно-прикладного искусства можно отметить удачные продажи старого фарфора, например, на стенде галереи Aronson за 250 тыс. ушла редкая дельфтская ваза с необычным цветочным орнаментом 1700 года. Среди азиатского декоративного искусства выделяется на стенде Vanderven Oriental Art монументальный китайский Будда XIV века, оцененный в 1 млн евро.
В первые дни выставки частные коллекционеры скупили шесть нецке со стенда 268 Sydney L. Moss. И у него же – редкий свиток художника Ди Цзиня за 1,5 млн евро. Любопытен и стенд галереи – дебютанта этого года Mullany Haute Epoque Fine Art, который воссоздает интерьер средневекового монастыря (один только роскошный гобелен XVI века оценили в 350 тыс. евро).
Кроме того, John Endlich Antiquaris (стенд 235) продал Кукольный домик XVII века, которая ушла за € 1,8 млн, к частному американскому коллекционеру. Часть её будет экспонироваться в Бостоне, на выставке в Музее изобразительных искусств.
Это маленький шкафчик с девятью отделениями, в которых со всеми подробностями воссоздан голландский интерьер того времени, включая крохотную серебряную посуду и китайский фарфор. Подобные домики были популярны среди голландского купечества в качестве своеобразных cabinet de curiosites. Стоимость неудивительна – домик в хорошей сохранности, его аналоги хранятся в Рейксмузеуме в Амстердаме. Домик купил американский частный коллекционер, его выставят в Музее изобразительных искусств в Бостоне.
Античная керамика приписываемая заводу De Witte Ster (The White Star) от Аронсон Antiquairs (стенд 106) была продана за € 250 000.
Адриан Сассун (стенд 269) продал набор 5 синих и белых ваз в музей за 40000 €.
Ralph Gierhards Antique Fine Art представили пару редких ваз из синего кобальтового стекла и позолоченной бронзы. 1780. Париж. Кобальтовое стекло, позолоченная бронза.
Стенд 243 Hancocks сообщил о многочисленных продажах ювелирных изделий на протяжении всей выставки, в том числе — о продаже эдвардианской диадемы, которая принадлежала леди Делия Спенсер, внучатой тете принцессы Дианы.
Эта тиара была на двоюродной бабушке принцессы Дианы, когда она выходила замуж за 6-го графа Спенсера 18 февраля 1914 года. Этот комплект с более чем 800 старинными бриллиантами, по оценкам весит в общей сложности 48 карат. Диадема (тиара) может быть преобразована в колье-чокер и браслет.
Доктор Йорн Günther, специализирующийся на редких книгах (стенд 109) продал сборник летописей, сделанных для Виллема ван Берга, для музея в Huis Bergh, который был рад выкупить работу для своей коллекции. Объект является чрезвычайно важным , поскольку он является единственно известной рукописью из региона на региональном языке.
Портрет сэра Уинстона Черчилля, Грэма Сазерленда, (1903-1980) от Кристофера Kingzett (стенд 701) был продан за 100000 € частному европейскому коллекционеру.
В разделе редких книг на стенде Les Enluminures выставлена уникальная иллюминированная рукопись XIV века, оцененная в 4,5 млн долл. О продаже этой редкости музейного уровня пока неизвестно, зато Shapero Rare Books за 125 тыс. евро продала иллюстрированную книгу о насекомых одного из важнейших ботаников XVII века Марии Сибиллы Мериан.
Античное искусство продолжает пользоваться спросом у посетителей и продавцы античностей зарегистрированы по всем секциям. Галлереей Меррин (стенд 430) был продала древний шлем 4-го века до нашей эры, за шестизначную сумму. Galerie Кеворкян (стенд 432), распродал большую часть своих стендов частным коллекционерам, за исключением одной работы, которая пошла в государственное учреждение.
Кстати, музеи являются полноценными участниками ярмарки. Они не только покупают работы, но и представляют свои коллекции. В этом году 13 предметов из своего собрания привезла на некоммерческую выставку римская галерея Боргезе.
Очень хорошие продажи дизанейрских работ были зарегистрированы по всему TEFAF
Джейсон Жак (стенд 604) , который продал две работы Rick Owens изготовленные из фанеры и лосиных пантов, за 20 000 € каждый, А также работу Двухголовый кролик и Kneeling Мосс Girl, 2017, за $ 25,000 США.
Галерея бельэтаж (стенд 606) также показала очень хороший старт на ярмарке по продаже наборов посуды, разработанной Koloman Moser, (1900) и выполненный Э. Bakalowits Sohne, для арабского клиента.
Особая борьба была за скульптуру в формате племенного искусства из Демократической Республики Конго, от Classics (стенд S4). Но она ушла к частному английскому коллекционеру.
Не менее привлекательной для ценителей дорогих арт имитаций стала и скульптура Макса Эрнста «Великий дух» от мюнхенской галереи Galerie Thomas в районе €1 млн.
В этом году много тематических стендов. Richard Green воссоздал интерьер комнаты XVII века под заголовком «Удовольствия жизни в XVII века Нидерландах» (у него же на стенде представлен портер Карла IX работы Франсуа Клуэ за 1,9 млн евро).
Ulrich Fiedler празднует 100-летний юбилей нидерландского движения De Stijl. А нью-йоркская галерея Daniel Crouch Rare Books устроила – 28 экспонатов представляют 28 стран ЕС и отражают идею укрепления национальных границ (60–185 тыс. евро).
Cреди 270 участников выставки – есть 20 уникальных представителей ювелирных часовых производителей и собственников раритетов. Таких как Вероник Bamps, которая предложила золотое ожерелье от Кастеллани, произведенное в Риме окло 1880 года и украшенное натуральным жемчугом и бриллиантами ценой в 695,000 евро.
Немецкий дом Hemmerle тоже представил на TEFAF свои изысканные драгоценности в египетском стиле. Особенно вдохновляет браслет с голубым аквамарином и сапфирами, чем-то напоминающий древний авангард.
И совершенно неожиданно лондонским домом антиквариата Somlo, были представлены уникальные женские часы 1970 года производства марки Omega, разработанные ещё Эндрю Гримом.
В ежегодном отчете TEFAF о состоянии арт-рынка сообщается что общий объем мировых продаж произведений искусства в 2016 году составил 45 млрд долл., что на 1,7% больше аналогичного показателя в 2015 году. В целом в отчете рынок охарактеризован как стабильный, устойчивый и испытывающий положительный рост. Однако наблюдается переход продаж от аукционных торгов к частным продажам аукционных домов и арт-дилерам, что не может не порадовать участников ярмарки.
В целом мировые цены на искусство упали на 8,6%, но в некоторых секторах даже поднялись, например на 4% выросли цены на современное искусство в Европе и США и на 13% цены на старых мастеров в Китае. Кстати, на долю Азии приходится 40,5% мирового объема аукционных продаж (в 2015 году это был только 31%), при этом 90% аукционных продаж происходят в Китае.
И в этом году престижная выставка в Маастрихте продемонстрировала, что дилеры побеждают аукционы.
Вы не могли ошибиться?
——
Что посмотреть в торревьеха недвижимость | http://save.benidormapartment.ru/