Итоги TEFAF Maastricht 2017

Март 17, 2017
Автор: Break-Fast

В  Маастрихте, самом старом городе Голландии, прошла ежегодная ярмарка искусства и антиквариата TEFAF. Очень богатая по уровню представленных работ и абсолютно недосягаемая для конкурентов.

Конечно, это выставка произведений искусства и, пожалуй наиболее высокого уровня. Именно поэтому Breakfast относит её не в рубрику Перфкция, посвящённую всем видам искусства, а в раздел Клуба Сибаритов. Ибо не каждый ценитель искусства может попасть на это мероприятие, с целью просто побродить, любуясь редкими произведениями искусства и антиквариата.

 


В этом году TEFAF объявил важнейшую новость. Ярмарка начинает экспансию в США. Весной 2017 года Нью-Йорк под брендом TEFAF на площадке Park Avenue Armaory будет принимать лучшие галереи Старого и Нового света.

В марте главная экспозиция, как всегда – в Маастрихте. Это самая престижная площадка для галеристов, и они готовятся к ежегодному смотру как празднику и профессиональному состязанию. Хотя мероприятие начиналось в 1988 году как скромная выставка десятка европейских дилеров, специализирующихся на старых мастерах, с годами к главной теме присоединялись новые периоды и направления, разнообразились техники, расширилась география, появилась живопись XIX  века, потом декоративно-прикладное искусство, античность, искусство ХХ века, относительно недавно образовались разделы, посвященные дизайну и графике. 

Голландская ярмарка искусств поражает воображение даже самого искушённого ценителя искусства выставленными экспонатами из Нидерландов, Бельгии, Франции, Англии, Италии, Египта, Азии, Африки и Южной Америки. Многие галереи, специализирующиеся на искусстве определенной эпохи, выстраивают на выставке полноценные интерьеры. Тут можно увидеть китайскую комнату или английский кабинет. Некоторые участники создают настоящие театральные световые эффекты с вкраплением современных предметов, чтобы старое искусство заиграло по-новому.

Главной темой ярмарки по-прежнему остаются живопись старых мастеров и произведения прикладного искусства прошлых эпох. Есть мнение, что концентрация реальных покупателей здесь выше, чем на любой другой ярмарке, а количество любопытствующих впустую пытаются уменьшать, повышая цену на входной билет.

В марте 2017 года выставка продажа TEFAF Maastricht очередной раз подчеркнула свою позицию в качестве ведущей мировой позиции в ряде других событий презентаций изобразительного искусства и антиквариата. Это  событие для мирового арта.

Более 10 000 коллекционеров и институциональных представителей посетили ярмарку начиная с 9 марта – приобретая работы для частных и государственных коллекций. В момент открытия поток посетителей на выставку увеличился ещё на 7000 людей.

Восемнадцать новых участников красноречиво
свидетельствуют о том, что ярмарка, хоть и славится самым длинным в мире листом ожидания, все-таки готова принимать новые галереи в том случае, если их коллекции достаточно высокого уровня. 

Из-за высокой стоимости входных билетов (40 евро) на ярмарке мало праздных зевак. Зато на автостоянке много очень дорогих автомобилей, а после закрытия TEFAF традиционно подсчитывает количество частных самолетов, приземлившихся в аэропорту Маастрихта.

Pedro De Mena, Saint Francis of Assisi Courtesy Colnaghi, London.

Pedro De Mena, Saint Francis of Assisi Courtesy Colnaghi, London.

Репортаж с выставки делать сложно, дилеры главные успехи не раскрывают, некоторые цифры все же известны, пускай даже не всегда с иллюстрацией, так как ценные экспонаты покупают уже в первые часы выставки.

В этом году продажи начались уже в первые минуты выставки. Стенд 306 от Colnaghi  продал полихромную деревянную скульптуру святого Франциска Ассизского, Педро де Мена у Медрано (1628-1688). Это были первые 10 минут ярмарки и фигурка  Франциска и ушла в частный Европейский фонд за семизначную сумму.

Эта же галерея Colnaghi объявила о продаже ранее неизвестной работы итальянского живописца XVII века Бартоломео Кавароцци частному европейскому фонду за 5 млн евро.

Частная коллекция Америки приобрела стенд 375 за € 85 000 картину «Дворец дожей в Венеции» Федерико Moja (1802-1885) от галереи Саламон & C 

Agnews продал свой стенд 346 — Портрет члена Гильдии Святого Себастьяна  Антверпенской школы. Galerie Canesso (стенд 382) продал одну из своих основных позиций «Автопортрет с тюрбаном», Вайланта  Валлерант (1623-177). 

Еще один лондонский дилер Derek Johns в первый день отметил продажу четырех картин голландских мастеров, в том числе диптих 1540 года за 500 тыс. евро. А галерея Tomasso Brothers выставила за 1,5 млн евро наиболее раннюю из известных деревянную скульптуру Джамболоньи. 

Надо отметить, что старые мастера – главный конёк TEFAF. Галеристы не просто выставляют работы музейного уровня (и музеи же у них покупают), но нередко совершают и открытия.

Например — пара портретов работы Франца Хальса на стенде галереи Johnny Van Haeften. Предположительно, это парные портреты супружеской четы, имя которой, к сожалению, найти не удалось. Портреты 400 лет хранились вместе, и галеристы не намерены их разлучать, пара оценена в 12 млн евро. 

Стенд галереи Johnny Van Haeften и галерея: Weiss Gallery, Лондон

Раздел декоративно — прикладного искусства является самым крупным на TEFAF Maastricht

Daniel Katz Ltd (стенд 100) продал Автопортрет, 1962 Клаудио Браво (1936-2011) за £ 195000 частному коллекционеру Великобритании и Оплакивание, 16 века, позолотой и полихромией дерева, приписываемой Arnao де Bruselas (1515- 1564) который ушёл в музей Великобритании. 

Галерея Vanderven Oriental Art. Будда XIV века, 1 млн евро

Галерея Vanderven Oriental Art. Будда XIV века, 1 млн евро

В этом же разделе декоративно-прикладного искусства можно отметить удачные продажи старого фарфора, например, на стенде галереи Aronson за 250 тыс. ушла редкая дельфтская ваза с необычным цветочным орнаментом 1700 года. Среди азиатского декоративного искусства выделяется на стенде Vanderven Oriental Art монументальный китайский Будда XIV века, оцененный в 1 млн евро.

В первые дни выставки частные коллекционеры скупили шесть нецке со стенда 268 Sydney L. Moss. И у него же – редкий свиток художника Ди Цзиня за 1,5 млн евро. Любопытен и стенд галереи – дебютанта этого года Mullany Haute Epoque Fine Art, который воссоздает интерьер средневекового монастыря (один только роскошный гобелен XVI века оценили в 350 тыс. евро). 

Кроме того, John Endlich Antiquaris (стенд 235) продал Кукольный домик XVII века, которая ушла за € 1,8 млн, к частному американскому коллекционеру. Часть её будет экспонироваться в Бостоне, на выставке в Музее изобразительных искусств. 

Кукольный домик-шкаф XVII века

Кукольный домик-шкаф XVII века

Это маленький шкафчик с девятью отделениями, в которых со всеми подробностями воссоздан голландский интерьер того времени, включая крохотную серебряную посуду и китайский фарфор. Подобные домики были популярны среди голландского купечества в качестве своеобразных cabinet de curiosites. Стоимость неудивительна – домик в хорошей сохранности, его аналоги хранятся в Рейксмузеуме в Амстердаме. Домик купил американский частный коллекционер, его выставят в Музее изобразительных искусств в Бостоне. 


Античная керамика приписываемая заводу De Witte Ster (The White Star) от Аронсон Antiquairs (стенд 106) была продана за € 250 000.

 Адриан Сассун (стенд 269) продал набор 5 синих и белых ваз в музей за 40000 €. 

Ralph Gierhards Antique Fine Art представили пару редких ваз из синего кобальтового стекла и позолоченной бронзы. 1780. Париж. Кобальтовое стекло, позолоченная бронза.

Ralph Gierhards Antique Fine Art 1780. Париж. Кобальтовое стекло, позолоченная бронза.

Ralph Gierhards Antique Fine Art 1780. Париж. Кобальтовое стекло, позолоченная бронза.

 

Стенд 243 Hancocks сообщил о многочисленных продажах ювелирных изделий  на протяжении всей выставки, в том числе  — о продаже эдвардианской диадемы,  которая принадлежала леди Делия Спенсер, внучатой тете принцессы Дианы. 

Hancocks эдвардианская диадема леди Делии Спенсер

Эта тиара была на двоюродной бабушке принцессы Дианы, когда она выходила замуж за 6-го графа Спенсера 18 февраля 1914 года.  Этот комплект с более чем 800 старинными бриллиантами, по оценкам весит в общей сложности 48 карат. Диадема (тиара) может быть преобразована в колье-чокер и браслет.

Доктор Йорн Günther, специализирующийся на редких книгах (стенд 109) продал сборник летописей, сделанных для Виллема ван Берга, для музея в Huis Bergh, который был рад выкупить работу для своей коллекции. Объект является чрезвычайно важным , поскольку он является единственно известной рукописью из региона на региональном языке. 

Галерея Les Enluminures. Мастер коронации Карла VI. Древняя история до Цезаря. 4,5 млн долл

Галерея Les Enluminures. Мастер коронации Карла VI. Древняя история до Цезаря. 4,5 млн долл

Портрет сэра Уинстона Черчилля, Грэма Сазерленда, (1903-1980) от Кристофера Kingzett (стенд 701) был продан за 100000 €  частному европейскому коллекционеру. 

В разделе редких книг на стенде Les Enluminures выставлена уникальная иллюминированная рукопись XIV века, оцененная в 4,5 млн долл. О продаже этой редкости музейного уровня пока неизвестно, зато Shapero Rare Books за 125 тыс. евро продала иллюстрированную книгу о насекомых одного из важнейших ботаников XVII века Марии Сибиллы Мериан.


Античное искусство продолжает пользоваться спросом у посетителей и продавцы античностей зарегистрированы по всем секциям. Галлереей  Меррин (стенд 430) был продала древний шлем 4-го века до нашей эры, за шестизначную сумму. Galerie Кеворкян (стенд 432), распродал большую часть своих стендов частным коллекционерам, за исключением одной работы, которая пошла в государственное учреждение. 

Кстати, музеи являются полноценными участниками ярмарки. Они не только покупают работы, но и представляют свои коллекции. В этом году 13 предметов из своего собрания привезла на некоммерческую выставку римская галерея Боргезе.


Очень хорошие продажи дизанейрских работ были зарегистрированы по всему TEFAF

Джейсон Жак (стенд 604) , который продал две работы Rick Owens изготовленные из фанеры и лосиных пантов, за 20 000 € каждый, А также работу  Двухголовый кролик и Kneeling Мосс Girl, 2017, за $ 25,000 США. 

Галерея бельэтаж (стенд 606) также показала очень хороший старт на ярмарке по продаже наборов посуды, разработанной Koloman Moser, (1900) и выполненный Э. Bakalowits Sohne, для арабского клиента. 

Особая борьба была за скульптуру в формате племенного искусства из Демократической Республики Конго, от Classics (стенд S4). Но она ушла к частному английскому коллекционеру.

Не менее привлекательной для ценителей дорогих арт имитаций стала и скульптура Макса Эрнста «Великий дух» от мюнхенской галереи Galerie Thomas в районе €1 млн.

Галерея Thomas. Макс Эрнст. Великий дух. 1 млн евро

Галерея Thomas. Макс Эрнст. Великий дух. 1 млн евро

В этом году много тематических стендов. Richard Green воссоздал интерьер комнаты XVII века под заголовком «Удовольствия жизни в XVII века Нидерландах» (у него же на стенде представлен портер Карла IX работы Франсуа Клуэ за 1,9 млн евро).

Ulrich Fiedler празднует 100-летний юбилей нидерландского движения De Stijl. А нью-йоркская галерея Daniel Crouch Rare Books устроила  – 28 экспонатов представляют 28 стран ЕС и отражают идею укрепления национальных границ (60–185 тыс. евро).

Стенд 601 галерея Джексонс представляет комплект дизайнерских работ

Cреди 270 участников выставки – есть 20 уникальных представителей ювелирных часовых производителей и собственников раритетов. Таких как Вероник Bamps, которая предложила золотое ожерелье от Кастеллани, произведенное в Риме окло 1880 года и украшенное натуральным жемчугом и бриллиантами ценой в 695,000 евро.

ожерелье от Кастеллани

ожерелье от Кастеллани

Немецкий дом Hemmerle тоже представил на TEFAF свои изысканные драгоценности в египетском стиле. Особенно вдохновляет браслет с голубым аквамарином и сапфирами, чем-то напоминающий древний авангард.

браслет от Hemmerle

браслет от Hemmerle

И совершенно неожиданно лондонским домом антиквариата Somlo, были представлены уникальные женские часы 1970 года производства марки Omega, разработанные ещё Эндрю Гримом.

женские часы марки Omega 1970

женские часы марки Omega 1970

 

В ежегодном отчете TEFAF о состоянии арт-рынка сообщается что общий объем мировых продаж произведений искусства в 2016 году составил 45 млрд долл., что на 1,7% больше аналогичного показателя в 2015 году. В целом в отчете рынок охарактеризован как стабильный, устойчивый и испытывающий положительный рост. Однако наблюдается переход продаж от аукционных торгов к частным продажам аукционных домов и арт-дилерам, что не может не порадовать участников ярмарки.

В целом мировые цены на искусство упали на 8,6%, но в некоторых секторах даже поднялись, например на 4% выросли цены на современное искусство в Европе и США и на 13% цены на старых мастеров в Китае. Кстати, на долю Азии приходится 40,5% мирового объема аукционных продаж (в 2015 году это был только 31%), при этом 90% аукционных продаж происходят в Китае.            

И в этом году престижная выставка в Маастрихте продемонстрировала, что дилеры побеждают аукционы.

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.