Конвергент и дивергент. Азбука психологии с Мариной Козак.

Июнь 18, 2018
Автор: Марина Козак

 

Что же такое наше человеческое мышление? Нечто эфирное, неуловимое, текущее… Не успел подумать о чём-то важном, мысли уже унеслись в противоположном направлении. Или приходит внезапное решение, но ты не можешь вспомнить свою собственную логическую цепочку — откуда к тебе пришло гениальное озарение !

Но ученные уже давно исследуют мышление — этого вольнолюбивого зверя, притом совершенно не лишая его свободы…

Психический процесс отражения действительности очень интересный, своеобразный и даже магический. Мышление – это переработка информации, полученной из окружающего мира путём мыслей, ощущений, образов. Мышление может быть эффективным и пустым, может быть разной степени логичности, связности и целесообразности, может быть и бредом, и образцом высокой мудрости…

В данном случае мы поговорим о двух основный видах мышления конвергентном и дивергентном.

 

 

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

 

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний.

К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

 

«Быстрый коричневый лис, прыгает через ленивую собаку»

 

Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту.

Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.

 

Но не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

 

The Divergent 2016

 

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения задачи.

 

Достаточно ясный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление смогли дать создатели американского блокбастера «Дивергент». Именно этот тип мышления взят за основу для сюжета фильма, герои которого, брошенные в водоворот неопределённых и опасных событий работают на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского и творческого решения задач.

Есть определенные способы, которые позволяют распознать и оценить дивергентный интеллект. Например, человеку дается ряд предметов, а он должен определить, как можно их использовать. Чем разнообразнее и креативнее способы применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти.

Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

 

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи.

Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.

 

Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

 

 

Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью. А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

 

Случайный перебор.

Эта стратегия соответствует методу проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.

 

 

Систематический перебор.

При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

 

Рациональный перебор.

При такой стратегии мыслительного процесса человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.

Но об этом – в дальнейших публикациях…

 

Практикующий психолог-специалист Марина Козак.

 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.