Образ девушки в современной японской анимации

Август 13, 2018
Автор: Иван Прикоп

 

«Это будет равноценный обмен! Я дам тебе половину моей жизни, а ты мне — половинку своей…»

Эдвард Элрик. «Стальной алхимик»

С незапамятных времен человечество пытается понять и осознать, что же такое любовь. Одни говорят, что это набор биохимических реакций, другие – что это духовная сущность, иногда подразумевая Высшую Силу и воспринимая любовь как проявление Бога в человеке. Третьи же успешно соединяют оба понятия и считают, что любовь является истинным показателем человечности.

Кто из них прав – рассудят время и наука, ведь для подтверждения духовной составляющей нам катастрофически не хватает познаний об окружающем мире. Одно мы можем утверждать наверняка: первое, что приходит на ум при употреблении слова «любовь» — образ матери с ребенком на руках. Поэтому образы чувственной близости человеческих созданий и прекрасного пола неразделимы и воспринимаются всеми нами в общем смысловом поле.

Философы и мыслители, творцы и романтики, духовники и рационалисты — все на протяжении истории беспрестанно размышляли и описывали образ женщины, ведь только в нем наиболее полно отражена сущность человеческой любви. И лучший способ понять, что же думают о ней люди в определенном социуме– это обратиться к исконным жанрам и произведения, созданным внутри него.

В этом плане очень любопытно рассмотреть именно японскую анимацию (в дальнейшем аниме), ведь она – полностью аутентичный вид массовой культуры, которая создается японцами для внутреннего потребления. Изначально аниме – это экранная версия манги, японских чёрно-белых комиксов. Поэтому образы и смыслы, которые вкладывают авторы в свои произведения, олицетворяют ту самую сущность среднестатистического японского зрителя.

Сразу стоит отметить несколько важных нюансов. К сожалению, в постсоветских странах до сих пор сохраняется крайне предвзятое отношение к аниме, будто это «мультики для детей». В 100% случаев так считают те, кто вообще ни разу не смотрел аниме и не прочел ни единой страницы манги. Либо же случайно попал на откровенно детские произведения в духе «Сейлор Мун» или «Покемонов», и по ним сформировал собственное мнение о целой индустрии. Ответить на это проще всего голыми фактами: средний возраст читателя манги 28 лет, огромное количество тайтлов (произведений) имеют ограничения минимум от 16, а проблематика во многих из них не идет ни в какое сравнение даже с современными украинским кинематографом. В аниме спокойно поднимаются темы классового неравенства, взаимоотношения людей и природы, места человека в социуме и так далее.

Особенно интересно рассмотреть данную тему на примере мировоззрений жителей Японии, ведь это один из наиболее традиционалистских и патриархальных народов, населяющих нашу бренную Землю. Что умудряется соседствовать с поистине колоссальным уровнем прогресса и развития технологий будущего…

На этом контрасте и начнём повествование. Для удобства буду указывать рейтинг крупнейшего зарубежного сайта фильмов и сериалов IMDb и крупнейшего на просторах СНГ сообщества Shikimori, оба по 10-бальной шкале. Все перечисленные в статье сериалы автором просмотрены лично от и до, а некоторые и по два раза (уж больно они хороши). Хотелось бы сначала упомянуть несколько классических и рейтинговых произведений (входят в ТОП-100 аниме всех времён по IMDb), а затем и парочку «гаремных» — концентрат японского патриархата, в которых один мужской персонаж в окружении нескольких женских. В таком случае будет удобнее всего сравнить психотипы героинь.

 

Избранная классика

Стальной алхимик (8,6 IMDb, 9,25 Shiki)

 


Вводная цитата и обложка статьи достались этому аниме, причем абсолютно не зря. По мнению наших зрителей это произведение занимает первое место. Сюжет не только поражает воображение, но и может напугать неискушенного читателя. Есть мир, в котором активно используется магия – алхимия. И есть два брата – главных героя, которые попытались с помощью неё возродить умершую мать. Волшебство не сработало, за что герои заплатили кровью: один лишился руки и ноги, другой тела целиком, а душа запечаталась в древнем доспехе. Они отправляются на поиски философского камня, дабы вернуть утраченные тела…

Главный женский персонаж здесь – Уинри Рокбелл, их подруга детства. Голубоглазая, высокая девушка – механик. Резкая, смелая, ответственная, рассудительная, отзывчивая, немного сентиментальная. Влюблена в старшего из братьев, что совершенно не мешает при этом их обоих «строить», воспитывать и даже иногда пинать. К концу сериала Эдвард отвечает ей взаимностью, совет им да любовь.

Относится к самому популярному в аниме женскому архетипу «цундере». Термин происходит от двух составляющих – «цун» (резкость, грубость) и «дере» (нежная, романтическая сущность). В случае Уинри обычно доминирует добрая и милая часть, грубость включается лишь с объектом её чувств — Эдвардом.

 

«— Это будет равноценный обмен! Я дам тебе половину своей жизни, а ты мне — половинку своей. — Ну уж эти алхимики и их словечки. Равноценный обмен? Ты не мог бы придумать ничего глупее? — Ты чего? — Дурак ты! Какая еще половина? Я дам тебе всё!»

(диалог Эдварда Элрика и Уинри Рокбелл)

 

Код Гиас (8,7 IMDb, 8,78 Shiki)

 

 

В истории рассказывается об альтернативном недалёком будущем, когда Священной Британской Империей (США с примесью английской системы сословий) было захвачено полмира. Японии в этом варианте не существует — она завоёвана Британией годы назад и переименована в «11-й сектор», а сами японцы уничижительно зовутся «одиннадцатыми». Главный герой — потомок «британской короны», которого вместе с сестрой считают мертвым, поднимает восстание против Империи.

Здешнюю героиню зовут С.С. (созвучно с названием одной организации нацистской Германии, не более того). Таинственная зеленоволосая девушка, обладающая сверхъестественными способностями и бессмертием. Надменная, стервозная, сексуальная, игривая, постоянно подначивает и перечит главному герою, хоть и предана ему. В конечном итоге они сближаются и остаются вместе до самого конца, несмотря ни на что.

Являет собой концентрированный архетип «кудере», один из основных в анимации. Основными чертами этого типа девушек являются хладнокровие, логическое мышление, невозмутимость, прямолинейность. Но при более близком общении теплеют и начинают проявлять дружелюбие.

 

«Фальшивые слёзы могут ранить других, но фальшивая улыбка — только самого себя.» С.С.

 

Врата Штейна (8,7 IMDb, 9,14 Shiki)

 

 

Действие происходит в 2010 году в Акихабаре (район Токио). Группа друзей переделывает обычную микроволновку в устройство, способное отправлять текстовые сообщения в прошлое. Дальше все по канону: прыжки между мирами и измерениями, пересечения временных линий и парадоксы.

Главную героиню зовут Курису Макисе, талантливый ученый в области неврологии из американского университета. Вначале кажется спокойной и стеснительной девушкой, но в действительности всё иначе: умна на грани гениальности, всегда стоит на своем, ненавидит контроль и не любит проигрывать даже в обычных спорах. Заставила главного героя за небольшую провинность стоять 3 часа на коленях, угрожая ударить книгой за неподчинение. Так же относится к архетипу «кудере», как и С.С.

 

«Мне кажется, что менять прошлое как-то нечестно. Я прожила лишь восемнадцать лет, но я не хочу менять ни один из них. Все они — часть моей жизни, в том числе и неудачи.»

Курису Макисе

 

Дневник будущего (7,8 IMDb, 7,89 Shiki)

 

Главный герой, как и в большинстве аниме, замкнутый школьник, который совершенно не умеет общаться со сверстниками. Начинает считать себя просто сторонним наблюдателем жизни, поэтому записывает всё происходящее в дневник на мобильном. Придумывает себе вымышленного друга, который в итоге оказывается Deus Ex Machina («Богом из машины»), добавляет в его телефон функцию предсказывания будущих событий. В итоге герой вынужден вступить в игру на выживание с другими обладателями подобных дневников, и победитель станет преемником этого бога.

Центральный женский персонаж этой истории – Юно Гасай, лучшая ученица и спортсменка, кумир школы. Выросла в приюте, затем её удочерили. Родители пытались сделать из неё идеальную и успешную дочь, в наказание за ошибки запирали в клетку. Всё это привело к окончательно поехавшей крыше у героини. Обладательница второго дневника будущего, предсказывающего всё, что происходит с Юкитеру, поскольку влюблена в него. По мнению автора, обладает одним из самых безумных взглядов во всей анимации.

Одна из лучших представительниц архетипа «яндере» — весёлые и дружелюбные милашки, на самом деле навязчивы, патологически ревнивы и полностью контролируют своих избранников. Снаружи мягкие и добрые, внутри же – жесткие, агрессивные и склонные к психическим расстройствам личности.

 

«Половинка луны — темная и светлая, совсем как я.»

Юно Гасай

 

Торадора! (8,2 IMDb, 8,39 Shiki)

 

 

Это аниме – представитель жанра «повседневность», поэтому никаких боевых роботов и богов смерти здесь не предусмотрено. Есть лишь яркие персонажи, школьная жизнь, любовные треугольники и просто замечательный сюжет.

Главная героиня – Тайга Айсака, хорошо воспитанная и красивая девушка, но неспособная переносить общество других людей. Из-за этого часто оскорбляет и грубит окружающим, именно за эту особенность и свой малый рост (143,6 см) получила прозвище «карманный тигр». Живет одна из-за конфликта с разведенными родителями, причем совершенно не умеет вести хозяйство, из-за чего питается сплошным фаст-фудом. С какого-то момента готовить, убирать и вообще заботиться о ней начинает главный герой истории.

Тайга – второй классический представитель «цундере», причем с доминированием части «цун». Жесткая, агрессивная, вспыльчивая, ненавидит казаться слабой, крайне обидчива. При этом в глубине души очень переживает за окружающих и старается незаметно им помочь, даже в ущерб самой себе.

 

«Куда уж мне о дальнейшей жизни думать, я и сейчас-то себя не понимаю. Долгое время я просто не задумывалась, кто я такая, почему такое происходит, что делать, чтобы этого избежать. Откуда мне знать, что делать дальше, если я даже не знаю, что делать сейчас?»

Тайга Айсака

 

Истории монстров (8 IMDb, 8,35 Shiki)

 

В этом сериале крайне любопытно перемешаны повседневность и фентезийная линия про вампиров, духов и демонов. Упор сделан на раскрытии проблематики персонажей и их взаимоотношений, и всё это остро приправлено соусом ирреальности происходящего и просто шедевральными диалогами диалогами.

Центральным женским персонажем здесь нам явится Хитаги Сендзёгахара, еще одна классическая представительница архетипа «цундере». Причем, в отличие от остальных представительниц статьи, абсолютно честно это признает. Как и в случае выше описанной Тайги, жёсткая, постоянно оскорбляет или подтрунивает над главным героем, часто проходится по его интеллектуальным способностям и открыто называет «тупым». Но при этом крайне умна, сексуальна и игрива наедине с ним.. В повседневной жизни с окружающими людьми эмоций практически не проявляет, кроме наигранного сарказма.

 

«Единственный тип девушек, с которым хронический девственник вроде тебя сможет поладить, только такие же хронические девственницы, для которых ты — последний шанс

Хитаги Сендзёгахара

 

Женщинам – гаремы

 

 

Отдельное место в культуре анимации занимает крайне специфический её поджанр «гарем». Сюжету в нём уделено откровенно второстепенное место, хотя бывают и положительные исключения с замечательной историей. Обычно же она выступает лишь как декорация в борьбе нескольких персонажей за любовь главного героя противоположного пола. Естественно, в подавляющем большинстве случаев центральным персонажем выступает мужчина, а женщины сражаются за его внимание. И хоть бывают обратные случаи с женщиной в центре внимания, количество их ничтожно в сравнении с основным типом.

В гареме обычно представлены девушки всех типов, от страстных и открытых обольстительниц до милых и скромных пуританок. Практически всегда это комедии, с множеством смешных и неловких моментов. Также большая их часть относится к поджанру «этти», что подразумевает эротическую составляющую и довольно пошлое содержание, отчего и имеют стандарный рейтинг минимум в 16+.

 

Демоны старшей школы (7,8 IMDb, 7,61 Shiki)

 

Этот сериал – один из наиболее ярких и классических «этти-гаремников», причем откровенно сдобрен вполне качественным юмором. Здесь огромное внимание уделено борьбе девушек за героя, который даже и не скрывает свои мечты собрать личный гарем. Вполне сносный сюжет также имеется, а слово «демоны» в названии употреблено не в переносном, а в совершенно прямом

смысле.

Хоть главный герой и отвечает взаимность всем окружающим девушкам, центральный объект его симпатий здесь один – Риас Гремори. Властная, эрудированная, раскрепощенная, сексуальная, прекрасный стратег и лидер, да еще и сестра самого Дьявола в придачу. При этом добрая, справедливая и готова сделать что угодно ради своих. В опросах на самую привлекательную девушку в аниме обычно стоит на первых местах, состязаясь разве что С.С. и Хитаги.По закону жанра она вынуждена конкурировать с остальными участницами гарема, но практически с первой серии герой начинает тянуться к ней.


«Алая, словно ее локоны… Они красные, ярче спелой клубники. И 
кровь на моих руках такого же цвета. Пьянящей красоты. Да, ее красоты.»

Главный герой о Риас Гремори

 

Натюрморт в серых тонах (7,1 IMDb, 7,67 Shiki)

 

 

Еще один гарем с довольно интересным сюжетом. Каждая из девушек в сериале имеет свои психические отклонения и «скелеты в шкафу», но все вместе они умудряются жить в мире и согласии, как одна большая семья. Спокойствие же нарушается появлением в их жизни главного героя.

В противоположность «Демонам», здесь главный герой держит всех девушек на расстоянии. Но лучше всего сблизиться у него получилось опять же с центральным персонажем – Юмико Сакаки. Жесткая, прямолинейная, целеустремленная, очень много читает. Тяжело идет на контакт, предпочитает одиночество. При этом в глубине души заботливая и беспокоится об остальных девушках, берет на себя функции руководства, когда этого требует ситуация. Относится к смеси архетипов «цундере» и «кудере».


«В этом мире мне нигде не нашлось места. Но однажды я научилась без него обходиться.»

Юмико Сакаки

 

Le finale 

Хоть данный перечень далеко не полный, и существует еще множество действительно хороших сериалов с качественными и проработанными персонажами, для некоторых выводов достаточно и этого. Все девушки, представленные выше, похожи в одном: яркие, неординарные личности со строптивым и непокорным характером, при этом надежные, верные и любящие спутницы. Они умеют отстаивать свои интересы и идти к намеченной цели. В противоположность этому, японки обычно холодные, тихие, покорные и подчиняющиеся личности.

Еще одним любопытным фактом выступает внешность женских персонажей: практически все они высокие, с длинными стройными ногами и имеют грудь от среднего до большого размера. Волосы чаще всего яркого цвета, чаще всего блондинки и шатенки. Это очень характерно, ведь в большинстве своем коренные японки выглядят полностью противоположно, они невысокие брюнетки, с довольно короткими ногами и небольшой грудью. А поскольку японская нация отличается очень большой консолидацией и испытывала крайне малый приток мигрантов на протяжении всей истории, другие женские типажи встречаются крайне редко.

Как и в любой стране с ярко выраженным традиционализмом и патриархатом, японцев привлекают сильные и целеустремленные женщины. К сожалению, это все находится на подсознательном уровне, поскольку социальные нормы диктуют им искать покорных и тихих домашних девушек для создания крепкой семьи. Что приводит к когнитивному диссонансу и перекосам, когда человек вынужден жить одним, а всё его естество стремится к противоположному. Любопытно, ведь похожий эффект срабатывает в тоталитарных обществах, где человек вынужден входит в соответствие с общими догматами путем мощного подавления индивидуальности.

Отсюда и возникают любопытные и истинно японские явления. Например, кафе и клубы, в которых проводятся вечеринки с женской доминацией. Мужчин в них связывают особым образом и применяют различные элементы садизма, капают горячим воском на голое тело, душат и так далее. Кстати, в японской культуре поход к гейшам считается вполне приемлемым с точки зрения общества действием и относится просто к проведению досуга и способу расслабиться. Каждый находит отдушину в их патриархальном мире там, где может.

Что интересно, схожие проблемы в некотором смысле наблюдаются и в наших местах, как в Украине, так и почти на всём постсоветском пространстве. Например, по последним опросам идеи феминизма в некоторых вопросах поддерживают 48% украинок, а выступают против 43% (причем 10% — радикально против). А с точки зрения мужчин, за феминизм выступают лишь 4%, 40% же считают их отвратительными. Приводить Россию и Беларусь не имеет смысла, там статистика еще печальнее. Во Всемирном рейтинге по гендерном равенству Украина занимает 61 место из 144 стран.

При этом, несмотря на весь патриархальный уклад и неприкрытый традиционализм, мы имеем вопиющую статистику разводов на уровне 40%, при этом на молодые семьи (от 3-х месяцев до 1,5 лет совместной жизни) приходится от 52% до 62%, а в 80% разводов инициатором выступает женщина. Странная статистика с учетом того, что по уровню доминирования мужчин в обществе мы находимся не слишком далеко от тех же японцев.

Все перечисленные проблемы относятся к одной общей категории: несоответствие между внутренним «я» и внешними социальными устоями. И решаются они одним похожим способом – нужно быть более честными с самими собой, и строить общество равных прав и обязанностей. В таком случае исчезнут и перекосы, ведь в свободном от архаичных устоев обществе нет смысла играть определенные роли – достаточно жить в гармонии с самим собой и быть просто счастливым человеком.

 

 

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.