Прерафаэлиты — Dante Gabriel Rossetti

Май 12, 2017
Автор: Break-Fast


Не верьте, что Эпоха Возрождения уже никогда не повторится на нашей планете. Ведь эпоху делают люди, а люди Эпохи Ренессанса могут появляться когда угодно и где угодно. Даже нарекаемые им имена говорят сами за себя. Они среди нас. 12 мая день рождения одного из самых романтичных творческих людей 19 века, художника прерафаэлита, поэта, иллюстратора и переводчика, прославившегося своими романтичными картинами — Данте Габриэля Россетти.  

Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в Кингс-колледж, его матерью была Фрэнсис Полидори. В 1850 Россетти опубликовал своё первое стихотворение «Блаженная дева», навеянное «Вороном» Эдгара По. Большинство других стихотворений Россетти относится к 1860—1870-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.

автопортрет

автопортрет

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.

Прерафаэлты  — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

 

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Слева направо: Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Франческа Россетти, его мать Мэри Фрэнсис Лавиния Россетти и его брат Уильям Майкл Россетти.

Слева направо: Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Франческа Россетти, его мать Мэри Фрэнсис Лавиния Россетти и его брат Уильям Майкл Россетти.

 

Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи.

Среди прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды:

у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт.

Возлюбленная (Невеста), 1865

Возлюбленная (Невеста), 1865

Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.

С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.

Огромное влияние на его жизнь и творчество также оказали знакомство, женитьба и последующая смерть (по одной из версий — самоубийство) жены, поэтессы Элизабет Сиддал.

Элизабет Элеонр Сиддал британская натурщица, поэтесса и живописец. Оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов. Изображена практически на всех ранних женских портретах Данте Габриэля Россети, также позировала Уолтеру Хоуэллу Девереллу, Уильяму Холману Ханту и Джону Эверетту Милле. В частности, изображена на картине «Офелия» (1852).
Дейстивтельно, настоящая известность пришла к рыжеволосой музе после «Офелии» Миллеса. В тяжелом старомодном платье Лиззи лежала в ванной в студии художника, ее мокрые волосы были переплетены цветами. Сердобольная мать Миллеса поставила под ванну десятки свечей, чтобы они не давали воде остыть. Но время шло, свечи догорали, вода остывала.

Джон Эверетт Милле «Офелия»

Не смея мешать работе гения, Элизабет неподвижно лежала в холодной воде, пока не потеряла сознание. Лишь когда натурщица пошла ко дну, Миллес очнулся от творческого транса и кинулся звать на помощь. Врач, осмотревший посиневшую Лиззи, заявил, что простуда задела легкие. Мистер Сиддал негодовал. Он как чувствовал, что ничем хорошим эта странная работа не кончится! Миллесу пришлось заплатить отцу девушки 50 фунтов (огромная сумма по тем временам), чтобы заполучить Лиззи обратно. Тяжелая болезнь сильнее сблизила мисс Сиддал и Россетти. Теперь он звал ее не иначе как ласковым прозвищем Сид, и она все чаще оставалась ночевать в его студии.
Кстати, именно эта картина вдохновляла режиссеров клипа на песню Where the Wild Roses Grow Кайли Миноуг и Ника Кейва.
Элизабет стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы — это Элизабет Сиддал. Он поощрял её литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Джон Рёскин назначил Элизабет стипендию за её рисунки.

Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Её работы экспонировались на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Вместе с Россетти, Моррисом, Бёрн-Джонсом в 1859 году оформляла для четы Моррисов Красный дом.

Когда они познакомились с Россети, Лиззи уже была больна туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин. Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребенка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.

Дева Святого Грааля

Сонет XII. Прогулка влюблённых

Спит изгородь во вьющихся цветах.
 Июньский день. К руке скользит рука.
 Простор. На лицах трепет ветерка.
  Шептанье ивы тонет в небесах

Бездонных. Отраженье глаз в глазах.
Лучась над летним полем, облака
Ласкают души, нежных два цветка,
Раскрытые в улыбках и словах.
 Они идут, касаются едва,

 

Под сердцем слыша дрожь одной струны,

Их помыслы лишь сердцу отданы

Любви — она всегда для них права:

Так, пенясь, дышит неба синева

На синеве не вспененной волны. 

 

Данте Габриэль Россетти

 

 

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума. Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — «Беатриче благословенная», 1864—1870. Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака.

 

Беатриче Благословенная

Беатриче Благословенная

 

Россетти в приступе горя, терзаемый чувством вины, что отдавал слишком много времени работе, похоронил вместе с Элизабет рукописи с большим количеством своих поэм. В 1870 году он добился разрешения на эксгумацию трупа и достал стихи, чтобы опубликовать их в своём первом собрании сочинений.

Под покровом ночи покой могилы Лиззи был потревожен. Габриэль не сам раскапывал могилу, за него это сделали услужливые люди. Потом они рассказали, что прах полностью истлел и весь гроб был заполнен золотыми, божественной красоты волосами. Россетти же радовался, что тетрадь со стихами почти не пострадалаСборник появился в 1870 году. 

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти.

Один из многочисленных портретов Джейн Моррис. «Сон наяву», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Один из многочисленных портретов Джейн Моррис. «Сон наяву», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.

В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии. 

 В 1879 году Россетти написал портрет одного из своих покровителей, мецената и коллекционера предметов искусств Фредерика Ричардса Лейлэнда. С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года. 

Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель — возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса. С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал. Среди самых известных его работ — «Сон наяву», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

 

Портрет Джейн Моррис

Портрет Джейн Моррис

В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден.

Джейн не отличалась традиционной красотой, но притягивала внимание как раз своей непохожестью на других. Незаурядная внешность Джейн: высокая, смуглая, худая, с крупными чертами лица и непослушными вьющимися черными волосами — не вписывалась в каноны классической красоты светских барышень.  Ее  внешний вид с длинной шеей, густыми темными бровями и копной густых черных вьющихся волос  как будто окутывала атмосфера таинственности.
В октябре 1857 год  Джейн со своей сестрой Елизаветой пошла на выступление театра Драри-Лейн, где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Они  входили в то время в группу художников, писавших в 1857 г. фрески сценами из книги «Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса Мэлори в
Оксфордском союзе. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн (в кругу художников-прерафаэлитов ее называли просто Дженни)  была моделью для королевы Гвиневры у Россетти.

Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

Видение Данте (о смерти Беатриче)

Видение Данте (о смерти Беатриче)

В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий. В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты. Он часто сам фотографировал свои картины, а однажды даже расписал красками фотографию. Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.

Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems) Издание Уильяма Морриса

Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems) Издание Уильяма Морриса

Россетти отрицает общественную функцию литературы, признавая за искусством одну эстетическую ценность. Его поэзия пропитана мистико-эротическим содержанием, отталкивается от позитивизма, идеализирует прошлое, эстетизирует католицизм. Россетти отказывается от всякой социально-политической проблематики. Игнорируя революционно-чартистскую и социал-реформистскую поэзию 1830—50-х гг., он ищет для себя образцы у романтиков типа Китса и Кольриджа.

Найденная

Найденная

 

Характерными чертами поэзии Россетти являются: описательность (тщательная вырисовка деталей) при общей мистической настроенности, вычурность синтаксических конструкций (сказуемое у него всегда предшествует подлежащему, противореча правилам английского строя речи); установка на напевность, пристрастие к аллитерациям и рефрену.

У него мы встречаем (то, что потом использует Оскар Уайльд) описание драгоценных камней и металлов, красок, запахов, условную экзотику. Единственным произведением Россетти на современную тему является стихотворение «Jenny», где эстетизируется продажная любовь и находит своё выражение «культ греха».

 

Современник Россетти Уолтер Патер так оценивал его поэтическое творчество:

«В те дни, когда в Англии поэтическая оригинальность, как казалось, получила самое широкое распространение, явился некий новый поэт с построением и мелодикой стиха, словарем и интонацией неповторимо своеобразными, однако очевидно отказавшийся от любых формальных ухищрений, призванных привлечь внимание к автору: его интонация воспринималась скорее как свидетельство достоверности живой естественной речи, а сама эта речь представлялась совершенно непринужденным выражением всего того поистине чудесного, что поэт реально увидел и почувствовал».

 

Вероника Веронезе

Вероника Веронезе

 

Лучшими из баллад Россетти считаются «Воды Страттона», «Трагедия короля», «Сестра Елена», «Посох и ладанка» и «Последняя исповедь». Неоспоримы тонкая мелодика, техническое совершенство его стиха. Наибольший успех Россетти имел в эпоху символизма.

 

Наиболее известные картины Россетти: «Портрет Элизабет Сидалл»,  «Найденная» —  стала единственной работой маслом, касающейся современной темы — городской проституции. На картине изображена сцена из поэмы Уильяма Белла Скотта  «Розабелл» (позже известной как «Марианна»). Здесь деревенский гуртовщик, приехавший в город, чтобы продать телёнка, встречает свою возлюбленную, ранее отправившуюся туда на поиски заработка, но в итоге ставшую проституткой.

«Вероника Веронезе» — на ней изображена «творческая душа во время акта творения». Символизм, отражённый на картине, включает освобождённую из клетки птицу, а также цветы — ромашки в птичьей клетке — запертую энергию, примулы — символ юности и нарциссы — отражение мыслей.
«Прозерпина», Д. Г. Россетти 1874 год, галерея Тейт, Лондон

Прозерпина

«Прозерпина» — где изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона. На картине в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины. Тот же сонет написан на раме на английском языке. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис.

 
 «Юность Девы Марии» стала первой крупной работой Россетти, написанной маслом. Также на ней впервые Россетти поставил монограмму PRB, обозначающую принадлежность к братству прерафаэлитов. Мать и дочь занимаются вышивкой — Мария учится вышивать лилию, которую держит ангел, в то время как отец обрезает виноградную лозу. Лист пальмы на полу, красная плащаница и тернистый цветок шиповника являются отсылкой к Христу, белые лилии символизируют чистоту и невинность, голубь — Святого Духа. Натурщицами стали сестра Россетти Кристина (Дева Мария) и его мать Фрэнсис Полидори (Святая Анна). Работая маслом, Россетти пользовался кистями для акварельных красок. На раме написаны два сонета, сопровождающие картину, авторства Россетти.

 

 

Юность Девы Марии

Юность Девы Марии

Но особенно современно прочитывается «Благовещение». Россетти сильно отступил от христианского канона и потому навлек на себя нападки общественного мнения. Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). Нетрадиционна цветовая гамма: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы считается голубой. А минмиализм деталей делает работу понятной, если не обращать внимание на огненные стопы и подол ангела — единственное, что наполняет картину мистической и по настоящему религиозной динамикой.

Благовещение. 1850

Благовещение. 1850

 

***

Здесь тайна. Бог, жизнь наша, плотью стал

От женщины, на чьём челе пребелом

Был знанию жестокому пределом

Покой. Она с начала всех начал

Всё знала. Страх её, и так не мал,

Крепчал порою, выдержку ломая,

И слушала душа её немая,

Как до рассвета мрак ночной шептал.

Век предречён. Ее любимый Сын

Спасёт нас, но пока дитя он всё же

И плод хватает, символ совершенный,

А где-то люди, на решенье Божье

Надеясь, пожираются геенной

И стонут из безвыходных глубин.

 

Данте Габриэль Россетти

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.